Формирование математических, в том числе геометрических знаний у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида имеет большое практическое значение.
В настоящее время в школах усилилась тенденция использования так называемых объективных методов измерения знаний учащихся – тестов.
Использование тестовых программ в процессе обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида еще не имеет достаточного применения, в том числе и при изучении геометрического материала, что, на мой взгляд, крайне не оправданно, и явилось причиной разработки данной программы.
Целью программы тестов является: определение уровня
сформированности знаний учащихся на данном этапе обучения (5 класс), выявление учебных достижений или недостатков и своевременная коррекция образовательного процесса, а также оптимальность и объективность оценивания степени усвоения учебного материала.
Применение программы позволяет выделить основные задачи:
- выявление степени правильности, объема, глубины знаний и умений учащихся;
- установление готовности к восприятию и усвоению новых знаний;
- получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения;
- выявление трудностей и ошибок при выполнении заданий, причин их возникновения;
- определение эффективности организации, методов и средств обучения.
Чтобы тестирование имело положительный результат, оно должно отвечать следующим качествам:
- тест должен четко соответствовать образовательным программам;
- тест должен быть доступным, т.е. иметь достаточный уровень для понимания учениками, также иметь доступные средства для его проведения;
- тест должен быть жестко объективным и стабильным, т.е. независимым от личностных отношений учителя к ученику.
При разработке данной программы я руководствовалась следующими принципами:
- принцип соответствия образовательной программе;
- принцип опоры на знания и умения учащихся;
- принцип логичности.
Конструирование тестов и подбор тестовых заданий имеет также и психологические компоненты:
- тестовые задания соответствуют возрастным и психическим особенностям, образовательным способностям учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида;
- критерии оценки знаний учащихся обрабатываются по параметрам:
- сформированы полностью;
- сформированы частично;
- не сформированы
- Для обработки тестирования разработана таблица “Анализ тестирования по определению уровня сформированности ЗУН по теме____________ в ________классе”
№ теста | Ф.И. ученика | Уровень сформированности |
- По итогам анализа делаются выводы, разрабатываются коррекционные
- мероприятия
Техника тестирования в основном носит альтернативный характер, суть которого заключается в том, что учащийся должен выбрать правильный ответ из числа предложенных.
Тестовые задания имеют несколько видов:
- с одним правильным ответом;
- с несколькими правильными ответами;
- с ответом “да”, “нет”, “не знаю”;
- с пропусками.
Предложенные тесты могут быть использованы как:
- тематические (по итогам изучения темы);
- промежуточные (контроль и коррекция усвоения знаний); – итоговые (по итогам четверти, полугодия, года).
Программа тестов по каждому году обучения определяет, что должен знать учащийся, и что он должен уметь в рамках образовательной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Программа тестов по геометрии в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
5-й класс
№ п/п | Название теста | Тема по программе | |
1 | Как возникла геометрия | Т5-1 | Введение |
2 | Линия Луч | Т5-2 | Линии, луч. Периметр многоугольника |
3 | Угол Треугольники Виды треугольников ' (классификация по видам углов) |
Т5-4 | Треугольник Классификация треугольника по видам углов |
4 | Виды треугольников (классификация по длинам сторон) | Т5-7 | Классификация треугольника по длинам сторон |
5 | Окружность, круг, шар Линии в круге | Т5-8 | Линии в круге: радиус, диаметр, хорда |
6 | Масштаб | Т5-10 | Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100 |
Учащийся должен знать:
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон
Учащийся должен уметь:
- уметь строить треугольники по трем заданным сторонам
- различать радиус и диаметр