Тема: Декабрь. Свойства воды.
Цели:
- познакомить детей с понятием вода и её состоянием в природе;
- в процессе опытов и практических работ познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды;
- формировать умения вести наблюдения;
- учить детей делать выводы по результатам наблюдений;
- учить понимать детей роль воды в жизни человека;
- развивать устную речь, внимание, зрительную память, пополнять словарный запас.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир. 1 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой);
- мультимедийный проектор;
- презентация Microsoft Power Point (приложение);
- сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Один!
Дети: Прозвенел звонок.
Учитель: Два!
Дети: Начался урок.
Учитель: Три!
Дети: Красиво встать!
Учитель: Четыре, пять!
Дети: Тихо за партой свое место занять.
У. К нам на урок пришел гость, а кто он, догадайтесь сами.
В голове – снег,
В животе – снег,
И в ногах – снег,
И в руках – снег.
Что за чудо человек? (Снеговик)
Слайд 1
Сегодня на урок к нам будут приходить Снеговики и приносить нам интересные задания.
II. Введение в тему урока
1. Изменения произошедшие в природе с наступлением зимы
У. Сейчас у нас урок знакомства с окружающим миром. Мне бы хотелось, чтобы бы вы сами определили его тему, отгадав загадку.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
(Декабрь)
Слайд 2
Работа по учебнику с. 46.
У. Прочитайте в учебнике слова про декабрь.
Дети читают текст вслух.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
У. Как вы их понимаете?
Дети отвечают.
У. Что вы знаете об этом месяце?
Д. Первый зимний месяц и последний месяц в году.
- Самые короткие дни и самые длинные ночи
- Температура воздуха опускается ниже нуля
- Замерзают водоемы, идет снег.
У. Что такое снег?
Д. Замерзшие капли воды, каждая капля называется снежинкой.
У. Рассмотрите изображение снежинок в учебнике на странице 46.
У. Что вы можете о них рассказать?
Д. Похожи на шестиконечные звезды, но очень разные. У них разный размер и форма.
У. Летят снежинки ажурные, серебристые, белые, пушистые, нежные. Это подарок, которые подарила нам природа.
Когда идет снег, мы подставляем ладошку и стараемся поймать снежинку, но как только она приземлится, сразу превращается в …
Д. …капельку воды.
Слайд 3
III. Сообщение темы урока
У. Сегодня мы будем говорить о воде. Нет на земле другого такого вещества, значение которого для человека было так велико и необходимо. Вода нужна всему живому на земле. Сколько раз в день вы пьете?
Дети отвечают.
У. А сколько могли бы прожить без воды?
Дети отвечают.
Слайд 4
У. Человек может жить без пищи два месяца, но без воды не может прожить и 4-5 дней.
И сегодня на уроке мы узнаем, что такое вода, какая она бывает и узнаем как человек ее использует.
2. Какая бывает вода
Ой, опять появился снеговик с загадками. Слайд 5
И сейчас отгадывая загадки мы построим схему «Какая бывает вода». Слайд 6
Я читаю загадки, а вы находите отгадки и помещаете их около свободной стрелки.
Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал. (Снег)Мост, как синее стекло.
Скользко, весело, светло. (Лед)На дворе переполох,
С неба сыплется горох. (Град)Не колючий,
Светло – синий,
По кустам развешен…(Иней)Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали. (Роса)Над рекой, над долиной,
Повисла белая холстина. (Туман)Без рук, без ног,
А в верх ползет. (Пар)
Учитель подводит итог.
- Итак, мы с вами узнали что и дождь и снег и лед и град и иней и роса и туман и пар – все это вода, но только в разных состояниях.
3. Физкультминутка
Снежная Баба приготовила нам Физкультминутку. Слайд 7
Солнце греет землю слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у Снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
4. Свойства воды
Что такое вода мы с вами поговорила, а теперь узнаем свойства воды. Для этого мы проведем несколько опытов и составим таблицу «Свойства воды». Слайд 8
Опыт № 1
- Переливание воды в сосуды разной формы.
- Что произошло с водой?
- Какое свойство вы обнаружили?
Вывод: жидкое текучее вещество, которое принимает форму сосуда.
Опыт № 2
- Определение цвета воды при помощи кисточки, окрашенной в какой-либо цвет.
- Имеет ли вода цвет?
Вывод: вода бесцветна, ее можно окрасить.
Опыт № 3
- Возьмите стакан с водой. Опустите в него цветные предметы.
- Видна ли они?
Вывод: вещество прозрачно.
Опыт № 4
- В домашний стакан – сахар, в химические стаканы мел, песок. (Размешать)
- Видим ли мы теперь сахар?
- Что произошло?
Нельзя пробовать незнакомое вещество, а если очень нужно, то капельку, чтобы убедиться, что это не опасно.
- Попробуйте на вкус. Какой вкус стал у воды?
- Все ли вещества растворились?
- Что произошло с веществами, которые растворились?
Вывод: вода может растворять некоторые вещества.
Опыт № 5
- Дети пробуют воду на вкус (из домашнего стакана).
- Какой вкус имеет вещество?
Вывод: вещество не имеет вкуса.
Опыт № 6
Перед нами жидкость неизвестного происхождения. Она может быть с резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности: Сосуд находится на некотором расстоянии, рукой совершают волнообразные движения (как бы «подгоняя» к себе воду над сосудом постепенно, при необходимости приближая сосуд).
- Имеет ли вода запах?
Вывод: вещество не имеет запаха.
Итог работы
У. Рассмотрите составленную схему. Какие свойства нашей жидкости мы установили? Доказали, что наша жидкость вода?
Учитель подводит итог.
У. Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках, в морях, в океанах. Все это водные богатства. Даже когда мы идем в школу кругом снег и лед, а это тоже вода.
5. Зачем нужна вода
У. А зачем и для чего нужна вода мы с вами повторим, составив схему «Зачем нужна вода». Слайд 9
Учитель подводит итог.
У. Значит все люди, животные и растения пользуются водой.
IV. Итог урока
У. Давайте повторим все что мы узнали о воде.
Посмотрим, доволен ли нами снеговик? Слайд10
И в заключении ребята приготовили для вас стихотворение. Слайд 11
ОТКУДА ПРИШЛА ВОДА?
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Издалека, из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил о воде: «Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на земле».
Слайд 12