Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе: "Звуки [м], [м'], буква М, м"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить со звуками [М], [М’], буквой М м.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление, память.
  • Прививать умения слушать друг друга.

Оборудование: Схемы, слоги, иллюстрации, цифра 7.

Ход урока

1. Мобилизующая часть урока

Прозвенел звонок и смол, начинается урок.

2. Повторение знаний о звуках

– На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)

– Как можно определить, что звук является гласным? (Гласные звуки тянутся.)

3. Форматирование новых знаний, умений и навыков

– Мы продолжаем путешествовать по стране знаний, где познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Как мычит корова? (Му-Му.)

– Какой звук знаком? С каким не работали?

4. Знакомство со звуками [М] и [М’]

1. Звуковой анализ слов (по рисунку и схеме).

а) Соотнести рисунок и схемы.

2. Выделение звуков [М], [м’] и их характеристика.

М – согласный, твердый звук. [М’] –согласный, мягкий звук.

– Какие звуки кладем в корзинку-невидимку. ([М], [М’])

3. Игра “услышь звуки” (если есть звук [М], [М’] – хлопок в ладоши).

Москва, тир, столица, дом, кремль, один.

– Муравей, медведь, метро, самовар.

4. Игра “Твердый – мягкий”

Задание:

Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий.

а) Наша Таня громко плачет
    Уронила в речку… (мячик)

б) Руки мыть пошла Людмила,
    Ей понадобилось… (мыло).

в) Без работы хоть убей
    Жить не может… (муравей)

г) На полу скребется… (мышка)
    Спит в берлоге бурый … ( мишка)

д) Мальчик мал и очень мил он водичкой руки… (мыл)

– Чему учит нас этот мальчик Миша?

Итог: С какими звуками мы сегодня познакомились?

5. Знакомство с буквой [М], [м’]

1. Согласный звук.

[М], [м’] – на письме обозначают буквой М, м’ (-эм)

2. Печатание буквы. М, м’

– На что похожа буква М?

Игра. “Живые буквы”

Взялись за руки друзья
И сказали: ты да я –
Это мы.
А между тем.
Получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М (эм) похожи стали.
                        (В. Степанов)

Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М (эм).
                                (А. Шибаев)

Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем.
                        (Е. Тарлапан)

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
            (Г. Ванюхина)

6. Чтение слогов

1.

М а
о
у
ы
и
Е

7. Игра “ Доскажи словечко”

2.

Му …

Мо …

Ма …

Мы …

Ми …

Ме ….

8. Работа с учебником

1. Чтение слов в столбиках.

– Какие слова из прочитанных называют самыми дорогими?

– Почему вы так думаете?

МИр

а) Когда нет войны, дружеские отношения, когда не сорятся.

МИР –

б) Мир – вся земля

Столица – главный город страны.

– Назовите столицу нашей Родины?

2. Рассматривание иллюстрации.

  1. Кремль
  2. Спасенная башня с Кремлевскими курантами
  3. Красная площадь
  4. Собор Василия Блаженного.

3. Чтение текста.

– Где происходило действие?

– Какой это урок чтение или письма?

– Что предложила учительница Роме?

– Что написали дети?

4. Итог урока.

Вот и заканчивается наше сегодняшнее путешествие.

Давайте подведем итог этого путешествия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?