Цель:
- Объяснение слов и словосочетаний: домашние животные, у нас, у вас, приносят пользу путем перевода на родной язык, остальных – путем показа наглядностей.
- Закрепление значения слов и отработка произношения новых слов в процессе игры.
- Развитие связной устной речи, мышление учащихся.
- Воспитание любви к домашним животным.
Слова и словосочетания для активного усвоения: коза, овца, кошка, собака, свинья, лошадь, корова, домашние животные, сторожит дом, приносит пользу, у вас, у нас, есть, польза, кот ловит мышей.
Типовые фразы: Это кто? Это корова. Корова, коза, овца, лошадь, собака – домашние животные. Назови домашних животных. Какую пользу они приносят? Корова дает молоко. Собака сторожит дом.
Наглядность: Учебник русского языка с. 66-67, таблицы и рисунки с изображением домашних животных.
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок. Проведем урок – экскурсию. Поедем в тайгу, в юрту к Аялге. Садитесь пожалуйста поудобнее и поехали в юрту. Пока едем в автобусе, послушайте музыку (фонограмма – горловое пение, голоса животных). Вот и приближается юрта. Слышны голоса животных.
– Голоса каких животных мы услышали?
– Голоса домашних животных.
– А каких вы узнали? (Ответы детей.)
II. Новая тема. Сообщение цели урока
– Сегодня мы будем знакомится с домашними животными. Будем развивать устную речь, правильно произносить слова и словосочетания.
а) Словарная работа (Объяснение правописание слов).
корова
коза
овца
б) Игра: “Кто это?”
(Учитель показывает сюжетную картинку: “Кто это?”. Вызванный ученик отвечает: “Это овца. Овца – домашнее животное. Это корова. Корова тоже домашнее животное., и т.д.”)
в) Работа с таблицей
Учитель: Вот какие домашние животные есть у Аялги. (На доске сюжетные картинки домашних животных и юрта.) Красивые ли они? Чем они отличаются? Прочитайте таблицу.
Какой хвост? Длинный Короткий Гладкий Пушистый Красивый Маленький |
Какая шея? Длинная Короткая Красивая |
Какие ноги? Длинные Короткие Сильные Слабые |
г) Развитие речи: Смотрите на таблицу, спрашивайте и отвечайте по образцу.
Образец:
- Роман, какой у лошади хвост?
- Длинный, пушистый. У лошади красивый хвост. и т.д.
III. Физкультминутка
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка.)
(Дети тихо шагают, поворачивают голову влево – вправо, показывают, как умывается кошка.)
IV. Работа с тетрадями
а) Отгадайте ребус:
б) Красиво напишите число и месяц. Запишите в словарик слово корова.
в) Каллиграфическая минутка.
– А корова припасла для нас еще задание. Придумайте кличку для коровы, чтобы она начиналась с буквы з.
– Правильно, Зорька.
Напишите заглавную З, а рядом строчную з. Напишите кличку Зорька.
– Что объединяет буквы?
– Что в них общего?
– Какие звуки они могут обозначать?
– Как узнать, что это мягкий согласный? А как узнать – что твердый?
Запомните! Клички животных пишутся с большой буквы.
– Скажите, сколько слогов в слове корова?
– Сколько звуков в слове корова?
– Сколько букв, в слове корова?
– Какой звук произносится как а?
в) Спишите с учебника домашних животных.
г) Выберите одно домашнее животное и расскажите о нем.
V.
а) Диалог учащихся:
– Оля, у вас есть домашнее животное?
– Да, есть. У нас есть коровы, козы и овцы.
– А какую пользу они приносят?
– Корова, коза, овца дает молоко. Из молока делают творог, сметану, масло.
– А у вас есть домашние птицы?
– Нет, у вас есть собака Жучка.
– А какую пользу приносит собака?
– Она сторожит дом.
б) “Найди только домашних животных” (Ученики из картин называют только домашних животных.)
VI. Тест: “Домашние животные”
(Заранее приготовить для каждого ученика отдельную карточку.)
1. Укажи только домашних животных:
а) медведь
б) коза
в) лиса
г) свинья
2. Какой хвост у лошади?
а) длинный, пушистый
б) короткий, маленький
в) длинный, тонкий
3. Какую пользу дает корова, напиши:
Корова дает ...
4. Укажи клички собак:
а) Жучка
б) Буренка
в) Бюргют
г) Мурка
5. Как мы пишем клички животных?
а) с маленькой буквы
б) с большой буквы
VII. Работа с картинками
Кто? Кто это? Это корова. |
У кого? У кого теленок? У коровы
теленок. |
VIII.
а) Упражнение в диалогической речи на тему: “А что у вас?” (Игра по цепочке с мячом.)
Учитель начинает: "У нас корова. А что у вас?.." и т.д.
б) Переведите предложения на русский язык: Инекте бызаа бар. (У коровы теленок.) Хойда хураган бар. (У овцы ягненок.)
в) Задание 3 стр.71. Дописать предложения.
У козы … . У овцы … . У коровы … .
Для справок: теленок, ягненок, козленок.
IX. Кроссворд: “Домашние животные”
По горизонтали:
- Рыльце лепешкой, с копытцами ножка
Толстое брюшко, хвост, как стружка. (Свинья)
- Заворчал живой замок.
Лег у двери поперек. (Собака)
- Всегда на всех надут, как мех. (Индюк)
- Сер – да не волк,
Длинноух – да не заяц,
С копытцами – да не лошадь. (Осел)
По вертикали:
- Скор, как стрела,
Силен, как вол.
В поле – бурлак,
В бою – орел. (Конь)
- Глазки изумрудные, шубушка пуховая,
Песенки любезные, коготки железные. (Кошка)
- Кто меняет молоко на сено? (Корова)
- Он рогат и бородат,
Строго смотрит на ребят.
Если кто озорничает –
Забодает, забодает, забодает. (Козел)
X.
Прочитайте вопросы, задавайте их друг к другу по цепочке и отвечайте на них.
Кто у коровы? Кто у козы? Кто у собаки? Кто у лошади? Кто у кошки? Кто у свиньи?
XI.
Обратно в автобусе домой, сделаем такое задание.
Смотрите на картинки и говорите по образцу.
Образец: Корова большая, а теленок маленький.
XII. Итог урока
– Чему мы научились сегодня на уроке?
– Какое правило запомнили?
– Красивая ли юрта у Аялги?
– Какие домашние животные есть у Аялги?
– Выставление оценок за урок.
Домашнее задание
Приготовить рассказ о любимом домашнем животном.