Урок изобразительного искусства в 1-м классе. Тема: "Узоры на крыльях"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели:

  • познакомить с некоторыми видами бабочек, различными узорами на крыльях бабочек; научить последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка;
  • развивать творческое воображение, образное восприятие объектов действительности;
  • формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру.

Оборудование и учебные наглядные пособия:

1) для учителя:

  • зрительный ряд: иллюстрации с изображением бабочек, коллективное панно, выполненное учащимися на прошлом уроке (корзина с цветами), плакат с темой урока, белые заготовки бабочек, дидактическая игра на симметрию (украшение бабочки симметричными узорами);
  • литературный ряд: загадка;
  • музыкальный ряд: запись звуков леса с классической музыкой;

2) для учащихся: простой карандаш, ластик, акварель, кисти, баночка с водой, палитра.

Приложение (оформление доски).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кому будет посвящен наш сегодняшний урок.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

– О ком идет речь в загадке?

– Правильно, это бабочка.

– Тема нашего урока “Узоры на крыльях”. Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на их крыльях и сами нарисуете узор на крыльях бабочек.

III. Беседа с объяснением

Урок начинается с рассмотрения иллюстраций с бабочками.

В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. Только в нашей Астраханской области насчитывается около 140 видов бабочек.

Вот бабочка павлиный глаз. Самая крупная бабочка в нашей области. Еще она встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, и они нуждаются в охране.

– Как вы думаете, почему ее так назвали? (Ответы детей).

– Обратите внимание на формы крыльев, узоры и рисунок на них. Что вы заметили? (Ответы детей)

– Эта бабочка называется махаон. Живет во многих местах Евразии, Африки, Японии. Обитает она и в Астраханской области. Очень красивая бабочка с изящной формой крыльев. Посмотрите, какие цвета присутствуют в ее окраске? (Ответы детей.) Из чего состоит узор на крыльях? (Из кругов, волнистых линий, пятен.)

– Посмотрите, какая красивая перламутровка! Опишите узор на ее крыльях. (Ответы детей.)

– Бабочка адмирал получила свое название по окраске крыльев, поперек верхних и вдоль нижних крыльев проходят красные как лампасы полосы.

– Рассмотрите бабочек. Какие красивые у них платья!

– Как вы думаете, каких цветов в их окраске больше – теплых или холодных? (Ответы детей.)

– Какие цвета относятся к теплым? (Ответы детей.)

– Какие цвета относятся к холодным? (Ответы детей.)

– Действительно, теплых красок на их нарядах гораздо больше.

– Интересно, а бывают ли бабочки, крылья которых окрашены холодными цветами?

– Конечно, бывают. Вот бабочки голубянки, их крылья окрашены холодными цветами. Но они тоже очень красивы.

– Бабочки всегда красивы, как будто собрались на бал.

– Сколько крыльев у каждой бабочки? (Ответы детей.)

– Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крылышка: два одинаковых больших впереди и два одинаковых поменьше сзади.

– Бабочки симметричны относительно туловища, а это значит, что их левые и правые крылья одинаковы по форме и одинаково украшены .

– Давайте немножко поиграем. Помогите мне симметрично украсить бабочку, чтобы у нее тоже было красивое платье? Игра на симметрию – украшение бабочки симметричными узорами.

– Ребята, узор какой бабочки вам понравился больше всего? Почему? (Ответы детей.)

На прошлом уроке у нас получилась вот такая замечательная корзина цветов, нравится? А, как же нравятся бабочкам красивые цветы! Любят бабочки порхать над цветами, отдыхать на их нежных лепестках.

IV. Практическая работа

Каждый учащийся получает вырезанную учителем заготовку бабочек. Во время практической работы учащихся звучит аудиозапись звуков леса с классической музыкой.

– Чтобы бабочки порадовали нас своей красотой, давайте “оживим” их, симметрично украсив их крылья узорами, сначала карандашом, а потом красками.

– Пофантазируйте и “нарядите” бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье.

– Какой мастер нам будет в этом помогать? (“Мастер Украшения”.)

V. Итог урока

1) Выставка работ учащихся и их обсуждение. В конце урока бабочки “сажаются на цветы в корзине” (вклеиваются в коллективное панно).

– Приятно любоваться узорами бабочек?

– Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему?

2) Обобщение.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Узнали о разных красивых бабочках.)

– Чему научились на уроке? (Рисовать узор на крыльях бабочек.)

3) Задание на дом.

Найдите в книгах и рассмотрите насекомых с помощью “Мастера Украшения”.

4) Уборка рабочего места.

Литература специальная:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1–9 классы. Под руководством и редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.. Неменской “Искусство и ты” / авт.-сост. В.И. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе; система преподавания уроков ИЗО в 1–4 классах по программе Б.М. Неменского / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. – Волгоград; Учитель, 2006.