Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Родной край — часть большой страны"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • ознакомить с природными особенностями местности, с природными ресурсами, с многообразие растений и животных своего края;
  • развивать познавательные процессы, интересы и умственные способности детей;
  • развивать умение работать в группе, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению товарищей;
  • воспитывать экологическую грамотность, любовь к природе, чувство гражданственности и патриотизма;
  • повышать кругозор и общую культуру.

Оборудование: физическая карта России, физическая карта области, атлас Пермского края, коллекция полезных ископаемых, гербарий растений, альбом с фотографиями животных, Красная книга Пермского края, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок начинается со стихотворения “Моя малая Родина”, которое написал ученик 4-го класса Меденников Иван. Читает сам автор.

Где я живу, там так красиво:
Река Ирень течет игриво,
В ней очень чистая вода,
И рыба водится
Здесь я живу, здесь я учусь,
С утра пораньше в школу мчусь:
Хочу я знанья получать,
Понять, как дальше лучше жить,
И как работой дорожить,
И как потом создать семью.
Вот так я Родину люблю!

Учитель. Что такое Родина? С чего она начинается?

– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом – Родина.

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями и друзьями.

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы исследуем свой край. Класс делится на группы: географы, геологи экологи, экономисты. Каждая группа оборудует свое рабочее место и получает развернутый план для самостоятельной подготовки.

III. Работа по теме

Географы – физическая карта России, физическая карта Пермского края, карта природных зон.

Наш край на карте

П л а н

  1. Как называется наш край?
  2. На карте нашей страны покажи расположение своего края. В каком направлении от Москвы он находится? Показан ли на этой карте главный город нашего края? Можно ли на ней подробно рассмотреть наш край? От чего это зависит?
  3. В какой природной зоне находится наш край? Покажи его расположение на карте природных зон. Вспомните, какая температура воздуха зимой. Температура воздуха летом. Количество осадков. Ветры.
  4. Рассмотрите, каким цветом обозначен рельеф нашего края на карте края. Объясните, почему. Наш населённый пункт находится на равнине (плоской или холмистой), в горах или возвышенности?

Геологи – коллекция полезных ископаемых, контурная карта Пермского края.

Полезные ископаемые края

П л а н

  1. Рассмотрите карту нашего края. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Найдите, эти полезные ископаемы в коллекции.
  2. Продемонстрируйте образцы и дайте краткое описание.
  3. Как человек их использует?
  4. Используя карту полезных ископаемых и их условные обозначения, обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых.

Экологи – гербарий растений, альбом с фотографиями животных, Красная книга Пермского края.

Природа края и её охрана

П л а н

  1. Используя карту своего края, назовите основные водоёмы. Устно опишите водоем своего населённого пункта.
  2. Используя гербарий, продемонстрируйте растения нашего края.
  3. Продемонстрируйте фотографии животных, которые встречаются в нашем крае?
  4. Есть ли на территории нашего края растения и животные, которые занесены в Красную книгу? Что бы вы посоветовали сделать взрослым, чтобы сохранить и приумножить представителей различных видов животных и растений?

Экономисты – Презентация “Совхоз Ленский”

Хозяйство нашего края

П л а н

  1. Расскажите о строительстве в вашей местности.
  2. Есть ли промышленные предприятия в нашей местности?
  3. Что вы знаете о сельском хозяйстве своего края?
  4. Презентация “Совхоз Ленский” Приложение 1.

Самостоятельная работа в группах.

IV. Физкультминутка

Выступление групп. Два-три ученика от команды представляют выступление своей группы.

V. Итог урока

Презентация “Пермский край”. Приложение 2.

– Какие чувства вы испытали на сегодняшнем уроке?

Шопенгауэр говорил: “Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость”

Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю.

И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.