Цель:
- ознакомить с природными особенностями местности, с природными ресурсами, с многообразие растений и животных своего края;
- развивать познавательные процессы, интересы и умственные способности детей;
- развивать умение работать в группе, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению товарищей;
- воспитывать экологическую грамотность, любовь к природе, чувство гражданственности и патриотизма;
- повышать кругозор и общую культуру.
Оборудование: физическая карта России, физическая карта области, атлас Пермского края, коллекция полезных ископаемых, гербарий растений, альбом с фотографиями животных, Красная книга Пермского края, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Урок начинается со стихотворения “Моя малая Родина”, которое написал ученик 4-го класса Меденников Иван. Читает сам автор.
Где я живу, там так красиво:
Река Ирень течет игриво,
В ней очень чистая вода,
И рыба водится
Здесь я живу, здесь я учусь,
С утра пораньше в школу мчусь:
Хочу я знанья получать,
Понять, как дальше лучше жить,
И как работой дорожить,
И как потом создать семью.
Вот так я Родину люблю!
Учитель. Что такое Родина? С чего она начинается?
– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом – Родина.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями и друзьями.
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы исследуем свой край. Класс делится на группы: географы, геологи экологи, экономисты. Каждая группа оборудует свое рабочее место и получает развернутый план для самостоятельной подготовки.
III. Работа по теме
Географы – физическая карта России, физическая карта Пермского края, карта природных зон.
Наш край на карте
П л а н
- Как называется наш край?
- На карте нашей страны покажи расположение своего края. В каком направлении от Москвы он находится? Показан ли на этой карте главный город нашего края? Можно ли на ней подробно рассмотреть наш край? От чего это зависит?
- В какой природной зоне находится наш край? Покажи его расположение на карте природных зон. Вспомните, какая температура воздуха зимой. Температура воздуха летом. Количество осадков. Ветры.
- Рассмотрите, каким цветом обозначен рельеф нашего края на карте края. Объясните, почему. Наш населённый пункт находится на равнине (плоской или холмистой), в горах или возвышенности?
Геологи – коллекция полезных ископаемых, контурная карта Пермского края.
Полезные ископаемые края
П л а н
- Рассмотрите карту нашего края. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Найдите, эти полезные ископаемы в коллекции.
- Продемонстрируйте образцы и дайте краткое описание.
- Как человек их использует?
- Используя карту полезных ископаемых и их условные обозначения, обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых.
Экологи – гербарий растений, альбом с фотографиями животных, Красная книга Пермского края.
Природа края и её охрана
П л а н
- Используя карту своего края, назовите основные водоёмы. Устно опишите водоем своего населённого пункта.
- Используя гербарий, продемонстрируйте растения нашего края.
- Продемонстрируйте фотографии животных, которые встречаются в нашем крае?
- Есть ли на территории нашего края растения и животные, которые занесены в Красную книгу? Что бы вы посоветовали сделать взрослым, чтобы сохранить и приумножить представителей различных видов животных и растений?
Экономисты – Презентация “Совхоз Ленский”
Хозяйство нашего края
П л а н
- Расскажите о строительстве в вашей местности.
- Есть ли промышленные предприятия в нашей местности?
- Что вы знаете о сельском хозяйстве своего края?
- Презентация “Совхоз Ленский” Приложение 1.
Самостоятельная работа в группах.
IV. Физкультминутка
Выступление групп. Два-три ученика от команды представляют выступление своей группы.
V. Итог урока
Презентация “Пермский край”. Приложение 2.
– Какие чувства вы испытали на сегодняшнем уроке?
Шопенгауэр говорил: “Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость”
Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю.
И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.