Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведённый ребёнком среди рощ и полей… стоит многих недель, проведённых на учебной скамье.
К.Д. Ушинский
Актуальность данного вида похода
Во-первых, в походе ученик приобретает качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это – владение новыми (помимо привычных условий классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время путешествия, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.
Во-вторых, в туристской деятельности можно обучить школьников навыкам сотрудничества. Ведь само участие в походах в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представления о моральных нормах поведения общества и формируют отношения к ним как к ценности. Ребёнок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
В-третьих, водный туризм имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у её участников интерес к жизни в коллективе сверстников.
В-четвёртых, включение ученика в систематическую туристско-краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе, способствует формированию у него готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении можно дать ученику специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказание первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у школьников формируется отношения к собственному здоровью как к ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию. Опыт водных походов поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создаёт у ученика представление о возможностях организации собственного досуга активными методами на природе. Туризм – деятельность, требующая проявления определённых качеств личности (целеустремлённости, дисциплинированности, настойчивости, терпимости и др.), поэтому он становится условием формирования эмоционально-волевой регуляции, необходимой для разработки и реализации планов физического саморазвития. Потребность в определённых поступках, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности.
В-пятых, школьный туризм и краеведение – действенные средства формирования у школьников уважительного отношения к выполнению обязанностей Защитника Отечества. Ведь в походе предусмотрено посещение краеведческого музея, памятных мест, связанные с событиями истории своей местности. Полевые трудности, необходимость терпеть определённые лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля, достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга.
В-шестых, в процессе похода можно сформировать у учащихся готовность природоохранительной деятельности. Что же способствует этому? Смена ландшафтов, посещение природных памятников становится основой восприятия ребёнком значения живой природы для общества и каждого человека. Краеведческое исследование даёт знание о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того, в походе дети приобретают навыки практической природоохранительной деятельности: они выбирают место привала, утилизируют отходы и т.п.
В-седьмых. Данный вид похода может охватывать разновозрастные группы детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ведь во время похода группа и её руководитель находится вне криминализированной среды, влияния неблагоприятных факторов, вызванных техногенным характером посёлка (дорожно-транспортные происшествия, пыль, шум, стрессы и др.)
Цели:
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Выявление и описание достопримечательностей местной природы;
- Сбор краеведческого материала и изготовление на этой основе необходимых дидактических пособий (планы и картосхемы своей местности, гербарии, коллекции горных пород);
- Воспитание патриотизма к своей малой Родине;
- Формирование экологической культуры;
- Формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- Совершенствование навыков туристического мастерства;
- Создание условий для развития физической активности и оздоровления;
- Развитие у подростков чувства товарищества и взаимопомощи;
- Организация интересного досуга;
- Изучение природных условий родного края на основе исследовательской работы;
- Привитие навыков экологического общения с окружающей средой;
- Пропаганда туризма как эффективного средства активного отдыха, способствующего поддержанию здорового образа жизни.
Форма проведения
Туристско-краеведческий поход предполагает сплав по реке с обучением техники гребли, страховки, безопасности на воде, исследовательской деятельностью в природе (Выбор маршрута может быть изменён, т.к. зависит от материально-технического, финансового и кадрового обеспечения.)
Содержание деятельности
Задания состоят из сочетающихся форм групповой и индивидуальной деятельности участников турпохода.
Безопасность во время путешествия. Результат похода значительно увеличится, если заранее провести подготовительную беседу. Познакомить школьников с маршрутом предстоящего похода и краеведческими достопримечательностями, распределить обязанности. Следующий этап-подготовка личного и группового оборудования. Учащиеся знакомятся с правилами техники безопасности. Правила пользования авто транспортом, правила поведения в природе, правила сбора даров природы, правила пользования источниками пресной воды. Порядок развёртывания лагеря. Правила установки палатки, разведения костра, заготовки дров, обращения с огнём. Правила обращения с продуктами питания, поведения у костра. Защита от гнуса и клещей. Правила ликвидации мусора. Каждым участник похода (командир группы, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, ответственный за аптечку, фотограф, краевед, командир палатки и др.) должен иметь свой личный план подготовки, проведения и подведения итогов похода и познакомить с ним всех участников похода.
Ориентирование на местности. Карта, приёмы работы с ней. Компас и работа с ним. Условные знаки. Ориентирование карты, согласно местным признакам. Значение для туристов навыков ориентирования.
Исследовательская работа в природе. Определение направления течения, глубины, ширины реки, работы реки, определение скорости течения реки. Измерение глубины на плёсах и перекатах. Составление схемы обследуемого участка реки. Остановка на склоне речной долины. Сравнение горных пород, слагающих склон и речную долину. Определение типа растительности, сбор гербарного материала. Остановка у источников и других объектов. Сбор коллекции горных пород. Ознакомление с историей населённых пунктов на берегах реки, определение местонахождения притоков, выходов грунтовых вод, оползней. Выявление загрязнённости русла, источников загрязнения. Проведение экологического десанта. Изучение топонимики по маршруту следования, выявление возможных археологических памятников.
Спортивно-игровая программа. Тренировочные игры и упражнения на развитие глазомера, внимания, ориентирование на местности. Спортивно-туристические игры (разведение костра, переправа через «болото», маятник, следопыты, туристская «скорая помощь» и др.). Весёлые подвижные игры. Футбол, волейбол, пионербол.
Оформление туристских документов и материалов по итогам похода. Изготовление фотоматериалов о походе. Оформление альбома-летописи. Выпуск газеты – отчёта о походе. Представление в учебные кабинеты материалов наблюдений и исследований в походе, коллекционного, краеведческого материала, собранного на маршруте.
Участники похода
Имеющийся опыт участия в походе «Сплав 2006»
показал, что данный вид похода является
посильным не только детям, систематически
занимающимся спортом, но и учащимся
нетренированным, без специальной подготовки.
Маршрут, предложенный ниже, даёт необходимую
физическую нагрузку, не позволяет переутомиться
и отбить охоту участвовать в походах.
Туристическая группа формируется из учащихся
школ п. Архара, с. Грибовка.
Принять участие в походе могут учащиеся старше 10
лет.
Ожидаемый результат данного вида похода
- Оздоровление детей за счёт повышения двигательной активности.
- Удовлетворение духовных потребностей при посещении памятных мест, природных достопримечательностей.
- Повышение образовательного уровня всех участников похода.
- Преодоление естественных препятствий и трудностей походной полевой жизни, требующих от участников проявления смелости, решительности, осознание роста собственного духовного потенциала.
- Для педагога поход – школа педагогического мастерства.
Списки личного и группового снаряжения
Палатка с колышками стойками
Рюкзак
Рукавицы
Коврик
Спасательные жилеты
Тент
Лодки
Фонарик
Аптечка
Топор
Вёсла
Лопата
Тетради, для описания пути
Костровая
стойка
Мяч
Котлы
Хозяйственный набор ( нож,
Верёвка
половник, резательная доска,
Фотоаппарат
тара для продуктов, спички)
Скотч
Клеёнка
Компас
Проволока
Карта
Спортинвентарь
Личное снаряжение
Рюкзак, вкладыш в рюкзак полиэтиленовый, клеёнка от дождя, обувь сменная, запасные носки, ветрозащитная куртка, одеяло, головной убор, смена белья, спортивная одежда, купальные принадлежности, умывальные принадлежности, спички в непромокаемой упаковке, миска, кружка, ложка, нож, лодка, палатка, фонарик и батарейки, консервный нож, перчатки, верёвка для крепления тента над палаткой, скатерть клеёнка, топор, ремонтный набор (игла, нитки и т.п.), крем от комаров, клещей, контейнер для сыпучих принадлежностей.
Медицинская аптечка
Перевязочный материал (бинты, вата, салфетки).
Антисептики (йод, перекись водорода,
марганцовка).
Пластыри (бактерицидные, ленточный, мозольные).
Ножницы, жгут кровоостанавливающий медицинский.
Фонарь, спички.
Крем обычный, заживляющий.
Жаропонижающие (аспирин, парацетамол )
Сердечные (валидол, нитроглицерин).
Болеутоляющие (анальгин, баралгин)
Желудочные (фталазол, бисептол, но-шпа, фестал,
активированный уголь).
Противоаллергические (супрастин, тавегил,
диазолин).
Противопростудные, от кашля (бромгексин
фарингосепт, стрептоцид, стрепсилс).
Согревающие растирки (“звёздочка”, финалгон,
випроссал, эфкамон).
Бинт эластичный.
Пакет для охлаждения (заморозка).
Аммиак (держать отдельно от аптечки и продуктов).
Ремонтный набор
Иглы разные в футляре.
Напёрстки – 2 шт.
Нитки разные – 2-3 катушки.
Шнурки, верёвочки (много).
Проволока
стальная.
Шило в футляре – 1 шт
Изолента – 1 шт
Тесьма.
Пуговицы.
Булавки.
Клей 88 (500 г. в упаковке) – 2 шт.
Заплаты резиновые – 1 набор
Набор напильников – 1 набор
Скотч – 2 рулона
Ножницы – 2 шт.
Ацетон (500 г) – 1 бут.
Наждачная бумага – 1 набор
Пассатижи – 1 шт.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Литература:
- Жёлудев Ф.И. Памятка организатору туристко-краеведческой работы с учащимися. Г. Благовещенск.1992.
- Е.Я. Чернихова. Учебные экскурсии по географии. М.: Просвещение, 2000.
- Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко. В поход с классом: Пособие для классного руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- География Амурской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений/под ред. Н.Г.Павлюк. Благовещенск: 2004.
- С.В.Менделевич «Пора в поход!» Москва, 2000.
- И.С.Юньев «Краеведение и туризм». Москва,1999.
- Методические рекомендации по туристско-экскурсионной краеведческой работе среди учащихся школ г. Москвы 2000.