Цель урока: обобщение знаний о самобытности народной и композиторской музыки Европы.
Задачи:
- Познавательные:
- познакомить учащихся с композиторской и народной музыкой разных стран на примере некоторых произведений;
- познакомить с обычаями и традициями некоторых народов Европы.
- Образовательные:
- совершенствовать исполнительские навыки;
- закрепить знания об элементах музыкального языка, особенностях музыкальной речи народов Европы.
- Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Воспитывающие:
- воспитание уважения к культуре других народов;
- воспитание исполнительской и слушательской культуры.
Музыкальный материал:
- В. Шаинский. «Пожалуйста, не жалуйся!» – исполнение.
- И. Дунаевский. «Пути-дороги» – рефрен.
- Эстонская народная песня. «У каждого свой музыкальный инструмент» – исполнение с движениями.
- Белорусская народная песня. «Бульба» – исполнение.
- П. И. Чайковский. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» – слушание.
- Французская народная песня. «Пастушья песня» – исполнение.
- И. Штраус. «Охота» – слушание.
- Танец «Веселый оркестр» – исполнение.
- Е. Крылатов. «Лесной олень» – исполнение соло.
- Б. Савельев. «Большой хоровод» – исполнение.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, музыкальный центр.
ХОД УРОКА
На экране: «Музыкальное путешествие по Европе».
Музыкальное приветствие:
– Передо мной чудесный класс,
Я очень рада видеть вас!
Начнем урок? (2 раза)– Мы тоже рады видеть Вас,
Веселый класс, поющий класс.
Начнем урок! (2 раза)
– На уроках III четверти мы с вами знакомились с музыкой народов мира. Сегодня мы проведем необычный урок, совершив увлекательное путешествие по некоторым странам Европы, исполним и послушаем музыку разных народов. А что же мы возьмем с собой в дальнюю дорогу? Попробуйте разгадать мою загадку. (Приложение)
В пути помогает шагать,
Усталому силы прибавит,
Стоит лишь ей зазвучать –
Ободрит, улыбнуться заставит.
В рюкзак и корзину её ты не прячешь,
Но всё же в поход берешь.
Она невесома, невидима,
Но с нею друзей ты найдешь. (Песня)
– Конечно, песня. Она помогает человеку и в радостные, и в горестные минуты жизни. Как поется в одной очень известной песне, «...Нам песня строить и жить помогает...». Вы готовы к дальней дороге? Не боитесь трудностей? Тогда исполним песню «Пожалуйста, не жалуйся!» В. Шаинского.
«Пожалуйста, не жалуйся!» – исполнение.
– Наше путешествие будет музыкальным. Музыка
поможет нам знакомиться с культурой народов
разных стран. Итак, мы отправляемся. Но нам нужно
выбрать вид транспорта, который может нас быстро
доставить практически в любую страну. На чем бы
вы отправились в дальнюю дорогу? На автобусе,
теплоходе или поезде?
– На поезде.
– Объявляется посадка пассажиров на поезд
«Москва – Таллинн».
На экране изображение поезда. Звучит вступление к песне «Пути-дороги» (Ребята имитируют движение поезда).
I остановка: Таллинн – столица прибалтийского государства Эстонии. (Здесь и далее учитель показывает на карте границы государства и столицу).
На экране: «Вас приветствует столица Эстонии – Таллинн». Изображения карты Эстонии, панорамы Таллинна, Певческого поля.
– Эстония известна своими Праздниками песни, которые проводятся в столице государства – Таллинне с 1869 года. На Певческом поле собирается до 30 тысяч исполнителей, сотни тысяч слушателей. Здесь звучат песни разных народов мира, голоса певцов слышны на несколько километров. Гостеприимные эстонцы приглашают нас на Праздник песни. Для них мы исполним эстонскую народную песню «У каждого свой музыкальный инструмент».
«У каждого свой музыкальный инструмент» – исполнение.
I куплет – имитация игры на волынке.
II куплет – имитация игры на дудке.
Припев III куплета – 1 раз – на волынке, 2 раз –
на дудке.
– Попрощаемся с гостеприимной страной и отправимся дальше.
Звучит рефрен «Пути-дороги» (дети имитируют движения поезда). На экране изображение поезда
II остановка: Минск – столица Республики Белоруссии.
На экране: «Вас приветствует Минск – столица Республики Белоруссии». Изображения карты Белоруссии, панорамы Минска.
– Белоруссия, наряду с Украиной, ближайший
сосед России. Музыка белорусского народа похожа
на русскую или совсем не похожа?
– Похожа, так как и украинцы, и русские, и
белоруссы – славянские народы. В далеком прошлом
русский, украинский и белорусский народы
составляли единые племена восточных славян.
Поэтому они имеют много общего в в культуре
иразговорной речи.
На экране – белорусские музыканты.
– Немало увлекательных плясок у белорусского
народа. Назовите популярные белорусские
народные танцы.
– Лявониха, Крыжачок, Бульба, Янка-полька.
– В одной из белорусских народных песен,
одновременно являющейся и танцем, воспевается
овощ, известный и любимый во многих странах. Из
него белоруссы даже варят кашу. О каком овоще я
говорю?
– О картошке, у белоруссов она называется
«бульба».
Белорусская народная песня-танец «Бульба» – исполнение.
– Мы прощаемся с Белоруссией. Наше путешествие продолжается.
Звучит рефрен «Пути-дороги» (дети имитируют движения поезда). На экране изображение поезда.
III остановка:Париж – столица Франции.
На экране: « Вас приветствует Париж – столица Франции». Изображения карты Франции, панорамы Парижа.
– Внимательно послушайте музыку. Постарайтесь определить, какие чувства она выражает?
«Старинная французская песенка» П.И. Чайковского из «Детского альбома» – прослушивание.
– Как звучала музыка? (Спокойно, задумчиво,
печально, грустно, одиноко. Она была светлой,
добродушной, ласковой, нежной.)
– Мелодия была песенной, танцевальной или
маршевой? (Песенной)
– Мы с вами послушали пьесу из «Детского
альбома» П. И. Чайковского, которая называется
«Старинная французская песенка».
На экране: П.И. Чайковский. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома», портрет Чайковского. (Дети хором читают название произведения и автора).
– Произведение называется «песенка», а слова
были? (Нет)
– А почему композитор назвал эту пьесу
«песенкой»? (Мелодия песенная, протяжная,
напевная.)
– Мелодию этой старинной песни 16 века композитор
услышал во Франции и захотел познакомить с ней
русских детей. В «Детском альбоме» оназвучит
какинструментальная пьеса.
Микрообобщение
– На одном из уроков III четверти вы
познакомились с произведением Чайковского, в
котором он тоже использовал мелодию другого
народа. Как оно называлось? (Учитель наигрывает
мелодию «Веснянки»).
– Концерт для фортепиано с оркестром №1. П. И.
Чайковский неоднократно обращался к музыке
других народов при создании некоторых своих
произведений. О каком отношении композитора к
другим народам говорит этот факт?
– Он с уважением, с любовью относился к другим
народам, к их музыкальной культуре.
– Прощаясь с Францией, давайте подарим
французскому народу «Пастушью песню». Исполним
её а капелла, то есть... (Без музыкального
сопровождения.)
Канон «Пастушья песня» – исполнение.
– А поезд мчит нас дальше.
Рефрен «Пути-дороги». На экране поезд.
IV остановка: Вена – столица Австрии.
На экране: «Вас приветствует Вена – столица Австрии». Изображения карты Австрии, панорамы Вены. Изображение танцующих на балу пар.
Жители австрийской столицы Вены всегда
отличались любовью к музыке. Этот город в XVIII–XIX
веках даже называли музыкальной столицей мира. В
нем в разное время жили и работали знаменитые
композиторы: В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И.
Штраус.
Венцы очень любили народные песни и танцы. Из 200
тысяч жителей города 60 тысяч – четверть всего
населения! – каждый вечер проводили время в
танцевальных залах.
На экране портрет И. Штрауса (1825–1899)
– Австрийский композитор И. Штраус прославил вальс. Никому из композиторов ни до него, ни после него не удавалось создавать столь яркую танцевальную музыку. Современники называли И. Штрауса «Королем вальса». Он объездил со своими вальсами множество стран. Четыре раза был в России. Его приезды в Россию приветствовали все – и те, кто признавал лишь серьезную музыку, и любители развлекательной музыки. Штраус сочинил более 460 вальсов, полек и других танцевальных пьес. Послушаем одно из известных его произведений. Называется оно «Охота».
На экране изображение старинной охоты (с охотничьим рогом).
– Определите жанр этого произведения, настроение, которое несет эта музыка. Попробуйте услышать изобразительность в этой музыке.
«Охота» – прослушивание.
– Музыка была песенной, танцевальной или
маршевой? (Танцевальной)
– Как звучала музыка? (Бодро, задорно,озорно,
игриво, стремительно, жизнерадостно, ярко,
искристо.)
– Какие элементы музыкальной речи использовал
композитор? (Быстрый темп, мажорный лад, музыка
звучала отрывисто.)
– Какую картину можно представить? Подсказка:
произведение называется «Охота». (Скачут
всадники, раздаются выстрелы, слышен охотничий
рог.)
– Музыка прозвучала в исполнении одного
музыканта, ансамбля или целого оркестра? (Симфонический
оркестр исполнил это произведение.)
– В дни праздников в Австрии не найдешь ни одного
города, ни одной деревни, где на центральной
площади не играл бы оркестр, а то и несколько
оркестров, устраивающих между собой веселые
состязания. Музыканты забывают об отдыхе.
Представим себя в роли музыкантов и исполним
танец «Веселый оркестр».
Танец «Веселый оркестр» – исполнение.
– Мы вновь садимся в поезд.
Рефрен «Пути-дороги». На экране – поезд.
V остановка: Бухарест – столица Румынии.
На экране: «Вас приветствует столица Румынии – Бухарест. Изображения карты Румынии, панорамы города, детского конкурса Евровидение – 2006.
– В декабре 2006 года в Бухаресте проходил конкурс исполнителей детской песни Евровидение – 2006. Сестры Толмачевы Настя и Маша из города Курска заняли первое место на этом конкурсе. Делегация 4А класса школы №8 г. Новочебоксарска тоже отправляет свою представительницу на этот конкурс. Трапезникова Катя исполнит для нас песню «Лесной олень».
«Лесной олень» – исполнение.
– Мы возвращаемся на Родину – в Россию.
Рефрен «Пути-дороги». На экране – поезд.
VI остановка: Москва – столица нашей Родины.
На экране: «Вас приветствует Москва – столица нашей Родины». Изображения карты европейской части России, панорамы Москвы.
Обобщение:
– Итак, мы возвратились домой, в Россию. Музыка сопровождала нас в путешествии по некоторым европейским странам. Назовем их хором (учитель показывает эти страны, помеченные флажками на карте): Эстония, Белоруссия, Франция, Австрия, Румыния, Россия. Мы с вами исполняли и слушали музыку народов этих стран. Музыка – это тоже язык, на котором люди выражают свои чувства и мысли. Нуждается ли музыкальный язык в переводе? (Нет. Музыкальный язык, в отличие от языка разговорного, понятен всем другим народам без перевода.)
– Закончим урок песней о дружбе народов всех стран.
В. Савельев, «Большой хоровод» – исполнение.
Учитель благодарит учащихся за работу.
На экране: «До скорой встречи!»