Дети входят в зал и встают полукругом.
Ребёнок:
Дорогие гости и наши родители,
Историю про Сашу услышать не хотите ли?
(Хотим)
Так слушайте сегодня и сейчас
Про Сашу поучительный рассказ.
Дети по строчке читают стихотворение С. Михалкова "Про Сашу"
Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша:
Не рисовая каша, не гречневая каша,
Не манка, не овсянка на сладком молоке.
С утра во рту у Саши слова простые наши,
Слова простые наши на русском языке.
Но то, что можно внятно сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно, как люди говорят.
Наш Саша так корёжит, что сам понять не может,
Произнесёт словечко и сам тому не рад.
Он скажет: "До свидания", а слышится: "До здания".
Он спросит: "Где калоши?", а слышно: "Это лошадь?".
Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает, и целые слова.
Он так спешит с налёта, прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то, а он бежит спасать.
Он может, но не хочет за речью последить.
Нам нужен переводчик его переводить.
Дети садятся на места. Выходит Саша с Тотошкой (игрушечная собака).
Ребёнок:
Пошёл однажды Саша с Тотошкой погулять.
Вдруг ураганный ветер решил с ним поиграть.
Он Сашу и Тотошку легонько подхватил
И в царство Феи Речи их переместил.
Звучит музыка, Саша кружится и попадает в царство Феи Речи.
Саша:
Что случилось, не пойму?
Как я здесь и почему? (плачет)
Появляется волшебница.
Волшебница:
Что ты, Саша, громко плачешь?
А могло быть всё иначе:
Если б ты послушным был
И за речью последил.
В путь-дорогу собирайся,
В замок Феи отправляйся.
Множество преград пройдёшь
И до Феи ты дойдёшь.
Тогда тебя она простит
И обратно возвратит.
Саша:
Но один я не смогу
И в пути я пропаду.
Что же делать мне скажи,
Как до замка мне дойти?
Волшебница:
У тебя же есть друзья,
Вы поможете ведь?
Дети: Да!
Волшебница:
Я совет хороший дам.
Если будет трудно вам,
Колокольчик мой возьми
И в него ты позвони.
И тогда я к вам приду
И, конечно, помогу!
Так что вы не унывайте
И до скорого, прощайте!
Волшебница уходит.
Саша:
По какой идти дорожке,
Чтобы не устали ножки?
О-о-о! Вот дерево стоит
И на нём что-то висит.
Звонит в колокольчик, появляется Волшебница.
Волшебница:
Это жёлуди, друзья!
Там для вас задания.
Изнутри приз вынимаешь,
Схему слова составляешь.
Дети срывают "жёлуди" с дерева, вынимают игрушку изнутри и делают схему слова, используя контактную ленту. Затем все ленты объединяются в длинную дорогу. Дети идут по дорожке и поют песню:
Мы в город чистой речи
Идём ветрам навстречу,
Идём дорогой трудной,
Дорогой непростой.
Заветное желание
Исполнит Фея речи,
И Саша возвратится
С Тотошкою домой.
Дети садятся на места. Саша идёт по дорожке и находит табличку, рассматривает её со всех сторон.
Саша:
Вот какая-то табличка,
С виду вовсе невеличка!
Что-то на табличке есть,
Не могу никак прочесть!
Звонит в колокольчик, появляется Волшебница.
Волшебница:
Позову-ка я друзей,
Лесных птиц и зверей!
Звери! В школу собирайтесь!
Петушок пропел давно!
Как вы там ни упирайтесь,
Ни кусайтесь, ни брыкайтесь -
Не поможет всё равно!
Школа вам открыла двери,
Поспешите, птицы, звери!
Дети обыгрывают сценку "В лесной школе".
Звери и птицы занимают места на пеньках, учитель Филин ставит табличку со словом "мама" на школьную доску и звонит в колокольчик.
Филин:
Начинаем урок чтения!
Дети, покажите умение:
Каждый слово прочтёт,
Медвежонок начнёт.
Медвежонок:
Медвежонок прочитал: "У-ух!"
Это значит мама.
Бельчонок:
Бельчонок прочитал: "Цок-цок!"
Это значит мама.
Воробей:
Воробей прочитал: "Чик-чирик!"
Это значит мама.
Соловей:
Соловей прочитал: "Тьох-тьох!"
Это значит мама.
Филин: А теперь все вместе.
Ученики: Ма-ма!
Филин: Мама золотая прямо.
Медвежонок:
Мама сына приголубит,
В школу сонюшку разбудит.
Бельчонок:
Вкусным завтраком накормит,
Первоклассника проводит.
Воробей:
Если что-то не пойму,
К мамочке своей пойду!
Соловей:
Мама мне всегда поможет:
Почитать и посчитать.
Всё по полочкам разложит,
Чтобы смог я всё понять.
Филин:
Уважайте маму, дети,
Помогайте ей всегда.
Мама лучше всех на свете!
Вам понятно дети?
Ученики: Да!
Саша:
Мама - слово дорогое,
Мама - слово золотое!
Но никак не вспомнить мне
Имя мамочки моей!
Звонит в колокольчик, появляется Волшебница.
Волшебница:
Это горе не беда!
А на что нужны друзья?!
Сейчас таблички прочитаем
И имя мамы отгадаем!
Дети по очереди читают по табличкам зашифрованные имена (по первым звукам).
Саша:
Я вспомнил!
Мою маму зовут:
Идет дальше, останавливается, прислушивается.
Саша:
Вот какая-то полянка,
А на ней полно цветов!
Но, мне кажется, я слышу,
Шёпот робких голосов.
Звонит в колокольчик, появляется Волшебница.
Выходят девочки-цветы и танцуют танец цветов.
Волшебница:
Вы, цветочки, потрудитесь
И на слоги разделитесь!
А мы будем вас считать
И, конечно, проверять.
Девочки берут картинку с цветком и встают каждая к своему домику по количеству слогов в слове. Мальчики вместе с Сашей проверяют девочек, затем все садятся на места. Саша идёт дальше и находит карточки с задачками.
Саша:
Снова что-то на пути,
Без преград нам не пройти.
Звонит в колокольчик, появляется Волшебница.
Волшебница:
Без математики, друзья,
Как видно, всем прожить нельзя.
Вам не сложить, не сосчитать
И не умножить, не отнять.
Дети решают задачи, которые зачитывает логопед.
Сколько ушей у четырёх мышей? (8)
Сколько хвостов у пяти петухов? (5)
Из-за забора видно восемь лапок. Сколько за забором кошек? (4)
На лужайке сидели семь зайцев. Подкрался охотник и выстрелил. Сколько зайцев осталось на лужайке? (0)
Волшебница:
Долго ль, коротко ль вы шли,
Но до замка вы дошли.
Открывается занавес, там замок Феи Речи. Выходит Фея Речи.
Фея:
Здравствуй, Саша, как дела?
Я давно тебя ждала!
Саша:
Я всё понял, извините
И за всё меня простите!
Буду чисто говорить
И за звуками следить!
Фея:
Как решите, детвора,
Сашу вы простите?
Дети: Да!
Фея:
И я тебя за всё прощу
И обратно возвращу.
А за то, что храбрым был
И с пути не своротил.
Хочу тебя я похвалить
И подарок подарить.
Мы с ребятами тебе
Приготовили портфель.
Инсценировка сказки "Портфель"
Ведущий:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок,
Есть замочек у него,
Видно, нет там никого.
Я замочек отомкну
И у теремка спрошу:
"Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?"
Теремок пустой стоит,
Вот пенал к нему спешит.
Пенал:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок,
Эй, замочек, отомкнись,
Кто живёт здесь, отзовись!
Нет, ответа не слыхать.
Буду жить здесь, поживать.
Ведущий:
А потом Букварь пришёл,
Речь такую он повёл.
Букварь:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Ведущий:
Вышел на порог пенал,
Букваря к себе позвал.
Пенал:
Будем мы с тобою жить,
Будем мы с тобой дружить.
Ведущий:
Тут тетрадки прибежали
И проситься в терем стали.
Тетради:
В школе детям мы нужны,
С вами вместе жить должны.
Ведущий:
В теремочке потеснились,
И тетрадки поместились.
И карандаши бегут,
В теремочке все их ждут.
Пенал дверку приоткрыл
И к себе их пригласил.
Появляется пятёрка,
А за ней идёт четвёрка.
Тоже в теремок спешат,
В нём пожить они хотят.
Радуется теремок,
Открывает свой замок.
И вдруг несётся двойка,
Рядом единица.
В теремок они хотят
Тоже поместиться.
Но пенал сурово
На пороге снова
Закрывает дверцу
Крепко-крепко он.
Пенал:
Вы не торопитесь,
Вы нам не годитесь.
Вас к себе не пустим.
Уходите вон.
Школьные принадлежности:
Шлёт привет вам теремок.
Ты узнал его, дружок?
Детский сад не забывайте,
Лишь пятёрки получайте!
Дети исполняют песню Шаинского "Игра".