Цели урока:
- повторить изученный материал по теме и систематизировать знания;
- способствовать формированию умения быстро ориентироваться в фактическом материале, производить отбор и сопоставлять нужный материал путём нахождения его в ассоциативном ряду;
- способствовать формированию умения объяснить понятия, определить природные особенности объектов гидросферы на основе существенных признаков.
Оборудование:
- Физическая карта мира.
- Предметы на столах:
- Стол № 1 – 4 кубика: большой, 2-маленьких и очень маленький;
- Стол № 2 – 3-х литровая банка с водой и рюмка с водой;
- Стол № - 3 тарелки. Одна со снегом(или вырезанными из бумаги снежинками), другая с водой, третья-пустая;
- Стол № 4 – 4 стакана с красной, жёлтой, чёрной и белой водой;
- Стол № 5 – 2 тарелки с водой, в одной – большая горка из камешков, в другой – только 1-2 камешка выступают из воды;
- Стол № 6 – бенгальские огни и открытка с изображением персидской кошки;
- Стол № 7 – на столе 2-е лужицы, соединённые узкой полоской воды;
- Стол № 8 – стакан с солёной водой;
- Стол № 9 – 2 стакана с холодной и тёплой водой, а также термометр;
- Стол № 10 – бутылка с запиской;
- Стол № 11 – ветка сухого дерева;
- Стол № 12 – стакан с грязной масляной водой;
- Стол № 13 – кораллы и ракушки;
- Стол № 14 – дверной ключ, клюква и дёд;
- Стол № 15 – тарелка с водой и куском льда.
ХОД УРОКА
Учащиеся, сидящие за одной партой, образуют пару. Пары переходят от стола к столу. По предметам, находящимся на столах, учащиеся формируют ассоциации, и результаты заносят в листок отчёта.
Листок отчёта
Пара в составе… | ||||||
|
В конце урока листки отчёта сдаются на проверку учителю.
Пример листка отчёта
1. | Соотношение пресной(в разных вместилищах) и солёной воды на Земле. | Большой кубик – морская вода (96,5%), вода, очень маленький – вода рек и озёр. маленькие – пресная вода ледников, и подземная |
2. | Соотношение пресной и солёной воды | Трёхлитровая банка – солёная вода, рюмка – пресная вода. |
3. | Агрегатные состояния воды | Вода встречается в жидком, твёрдом и газообразном состоянии |
4. | Названия морей | Красное ,жёлтое, чёрное и белое |
5. | Суша в Мировом океане | Материк – большой участок суши, окружённый со всех сторон водой. Остров – небольшой участок суши. |
6. | Названия заливов | Бенгальский и Персидский |
7. | Пролив | Пролив – неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей и соединяющее смежные водные бассейны |
8. | Солёность | Солёность показывает, сколько весовых частей соли содержится в определённом количестве весовых частей воды |
9. | Температура вод | Температура вод Мирового океана различается от места к месту |
10. | «Бутылочная почта» | Корабль потерпел крушение, экипаж просит помощи |
11. | Речная система | Речная система – река со всеми притоками, притоками притоков |
12. | Загрязнение вод | Вода загрязнена бытовыми отходами, нефтью |
13. | Живые организмы Мирового океана | Раковины, кораллы |
14. | Исток реки | Реки берут начало из родников,(ключей), в болотах, горах. |
15. | Айсберг | Айсберг – это плавающая в океане ледяная глыба, обломок материкового или шельфового льда |
У детей и взрослых видение одного и того же явления разное. Категорично отметать ассоциацию нельзя, лучше побеседовать с детьми отдельно и спросить на какую мысль натолкнула их данная ассоциация.