Урок географии в 6-м классе по теме "Гидросфера"

Разделы: География


Цели урока:

  • повторить изученный материал по теме и систематизировать знания;
  • способствовать формированию умения быстро ориентироваться в фактическом материале, производить отбор и сопоставлять нужный материал путём нахождения его в ассоциативном ряду;
  • способствовать формированию умения объяснить понятия, определить природные особенности объектов гидросферы на основе существенных признаков.

Оборудование:

  1. Физическая карта мира.
  2. Предметы на столах:
    • Стол № 1 – 4 кубика: большой, 2-маленьких и очень маленький;
    • Стол № 2 – 3-х литровая банка с водой и рюмка с водой;
    • Стол № - 3 тарелки. Одна со снегом(или вырезанными из бумаги снежинками), другая с водой, третья-пустая;
    • Стол № 4 – 4 стакана с красной, жёлтой, чёрной и белой водой;
    • Стол № 5 – 2 тарелки с водой, в одной – большая горка из камешков, в другой – только 1-2 камешка выступают из воды;
    • Стол № 6 – бенгальские огни и открытка с изображением персидской кошки;
    • Стол № 7 – на столе 2-е лужицы, соединённые узкой полоской воды;
    • Стол № 8 – стакан с солёной водой;
    • Стол № 9 – 2 стакана с холодной и тёплой водой, а также термометр;
    • Стол № 10 – бутылка с запиской;
    • Стол № 11 – ветка сухого дерева;
    • Стол № 12 – стакан с грязной масляной водой;
    • Стол № 13 – кораллы и ракушки;
    • Стол № 14 – дверной ключ, клюква и дёд;
    • Стол № 15 – тарелка с водой и куском льда.

ХОД УРОКА

Учащиеся, сидящие за одной партой, образуют пару. Пары переходят от стола к столу. По предметам, находящимся на столах, учащиеся формируют ассоциации, и результаты заносят в листок отчёта.

Листок отчёта

Пара в составе…
№ стола Что напоминает? О чём? Теоретическая формулировка понятия
     

В конце урока листки отчёта сдаются на проверку учителю.

Пример листка отчёта

1. Соотношение пресной(в разных вместилищах) и солёной воды на Земле. Большой кубик – морская вода (96,5%), вода, очень маленький – вода рек и озёр. маленькие – пресная вода ледников, и подземная
2. Соотношение пресной и солёной воды Трёхлитровая банка – солёная вода, рюмка – пресная вода.
3. Агрегатные состояния воды Вода встречается в жидком, твёрдом и газообразном состоянии
4. Названия морей Красное ,жёлтое, чёрное и белое
5. Суша в Мировом океане Материк – большой участок суши, окружённый со всех сторон водой. Остров – небольшой участок суши.
6. Названия заливов Бенгальский и Персидский
7. Пролив Пролив – неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей и соединяющее смежные водные бассейны
8. Солёность Солёность показывает, сколько весовых частей соли содержится в определённом количестве весовых частей воды
9. Температура вод Температура вод Мирового океана различается от места к месту
10. «Бутылочная почта» Корабль потерпел крушение, экипаж просит помощи
11. Речная система Речная система – река со всеми притоками, притоками притоков
12. Загрязнение вод Вода загрязнена бытовыми отходами, нефтью
13. Живые организмы Мирового океана Раковины, кораллы
14. Исток реки Реки берут начало из родников,(ключей), в болотах, горах.
15. Айсберг Айсберг – это плавающая в океане ледяная глыба, обломок материкового или шельфового льда

У детей и взрослых видение одного и того же явления разное. Категорично отметать ассоциацию нельзя, лучше побеседовать с детьми отдельно и спросить на какую мысль натолкнула их данная ассоциация.