Урок математики в 3-м классе. Урок-игра по сказке "Колобок"

Разделы: Начальная школа


Тема: Повторение изученного материала.

Цели:

  • Повторение пройденного материала, проверка знания таблицы умножения и деления с числами 6, 5, 4,3, 2.
  • Закрепить умение решать и составлять составные задачи.
  • Воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • Для учителя: учебник математики. Картинки с иллюстрациями деда, бабки, колобка, зайца, волка, медведя, лисы. Плакат с изображением дорожки лисы;
  • Для учеников: рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, объявление темы и цели

Жили-были дед и бабка (на доску вывешиваются иллюстрации деда и бабки). Решили они испечь колобок. Замесила бабка тесто, слепила колобок и поставила его в печь (иллюстрация колобка). Колобок получился румяный. И вдруг заговорил человеческим языком: «Дедушка, бабушка, отпустите меня! Я Колобок не обыкновенный, а математический.  Умею решать примеры и задачи». Удивились дед и бабка, но решили проверить Колобка. А вы, ребята, справитесь с этим и заданиями? Давай те проверим.

II. Устный счёт

1. Повторить таблицу умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6; сравнить числа (№17, стр.100).

На доске:

6 . 4    4 . 6            6 . 7    6 . 4            6 . 8    8 . 6
3 . 6    5 . 4            6 . 9    5 . 9            4 . 6    7 . 6
6 . 3    4 . 8            6 . 6    6 . 7            6 . 9    6 . 4

(решить примеры по цепочке, и сравнить полученный результат)

2. Решение примеров с неизвестным множителем.

. 3 = 9             7 . = 21        . 6 = 18
. 3 = 35           9 . = 18        8 . = 24
. 4 = 20           6 . = 30        . 7 = 21

3. Решить «цепочку» примеров.

– Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями деда и бабки. Для Колобка эти задания оказались совсем не  трудными. Он справился с заданиями также быстро, как и вы.
Подумали дедушка с бабушкой и решили отпустить Колобка. Пускай погуляет по белу свету, наберётся ума-разума. Попрощался Колобок с дедом и бабкой и покатился по тропинке.

III. Работа над пройденным материалом

1. Составление задачи по рисунку в учебнике (№24, стр.101)

Катился Колобок по лесу, а навстречу ему Заяц. (Иллюстрация Зайца).
– Я тебя съем, –  говорит Заяц.
– Не ешь меня, – отвечает Колобок, – я тебе пригожусь. Ведь я не обыкновенный Колобок, а математический.
Заяц решил проверить, правду ли говорит Колобок. И предложил ему составить задачу по рисунку и решить её.

– Ребята, давайте, и мы выполним это задание. (Ребята рассматривают рисунок и составляют задачу, у доски решает 1 ученик).
– Сколько еловых веток?  (4 ветки)
– По сколько игрушек висит на каждой ветке? (По 4игрушки)
– Сколько игрушек находиться в коробке? (8 игрушек)
– Что нужно найти в этой задаче? Сколько всего игрушек?

(4 . 3) + 8 = 20 (игрушек)

Ответ: всего было 20 игрушек.

– Молодцы, ребята! И колобок справился с этим заданием.

2. Решение примеров на умножение №18, стр.100. Найди неверные ответы.

– Ну, что ж, Колобок, задачи ты составлять и решать умеешь, а вот найди ошибки в этих примерах, говорит Заяц.

– Попробую, – ответил колобок и приступил к решению № 18, стр.100.

(Дети читают примеры и находят правильный ответ.)

6 . 2 = 12     6 . 4 = 24     5 . 6 = 35     6 . 8 = 48
2 . 6 = 13     4 . 6 = 25     6 . 7 – 42     8 . 6 = 46
6 . 3 = 18     6 = 5 = 30   6 . 9 = 54     6 . 6 = 36

Выполнил Колобок задание Зайца и стали они в «догонялки» играть. А пока Колобок с Зайцем играют, мы с вами проведем физкультминутку.

IV.Физкультминутка

На доске вывешиваем плакат с рисунком 6 ёлочек, 5 кружков, 7 шариков.

– Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем поклонов.
– Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем  прыжков.
– Приседаем столько раз, сколько шариков у нас.

V. Работа над задачей

– Вдоволь наигрались сказочные герои, распрощались,  и отправился Колобок дальше.
Катится Колобок по лесу, а навстречу ему Волк. (Иллюстрация Волка)
Идёт Волк и плачет.
– Что с тобой приключилось? – спрашивает Колобок.
– Да вот, задачу не могу решить, – ответил Волк.
– Это дело поправимо. Я ведь не простой Колобок, а математический.
И стал Колобок объяснять волку решение задачи №22, стр.100.
– А вы, ребята, можете объяснить задачу?

Дети читают задачу, составляют краткую запись, самостоятельно записывают решение задачи. 1 ученик решает у доски.

Задача. В классе 6 девочек, а мальчиков в 3 раза больше. Сколько учеников в классе?

Девочки – 6 уч.
Мальчики – ?, в 3 раза больше

(6 . 3) + 6 = 24 (уч.) –  всего

Ответ: 24 ученика в классе.

– Долго Волк благодарил  Колобка за помощь. И покатился Колобок дальше.

VI. Решение примеров

А навстречу ему медведь. (Иллюстрация медведя).
– Я тебя съем, – говорит Медведь.
– Не ешь меня, – отвечает Колобок, я тебе пригожусь. Ведь я не обыкновенный, а математический.
Удивился Медведь и решил проверить, правду ли говорит Колобок. Он предложил решить примеры №21, стр.100.
– А, вы, ребята, умеете решать примеры?

Ученики самостоятельно решают примеры. Коллективная проверка.

5 . 6 – 18 =        6 . 8 + 14 =      19 + 4 . 7 =
4 . 5 + 42 =       5 . 9 – 36 =      27 + 6 . 6 =
6 . 7 – 28 =       6 . 9 + 46 =      96 – 6 . 3 =

Распрощался Колобок с Медведем и покатился дальше.

VII. Решение логических задач

А навстречу ему Лиса. (Иллюстрация Лисы)
– Слыхала я, что ты не простой Колобок, а математический, что кто бы не давал тебе задания, ты всё выполняешь, – говорит Лиса.
– Но моё задание ты выполнить  не сможешь, и я тебя съем.
– Это мы ещё посмотрим! А если я не справлюсь, то мне помогут ребята.

Ученики решают задание «Найди короткий путь». На доске плакат: ломанная линия – 90 м, кривая линия  – 60 м, прямая линия  – 40 м.

Ответ: короткий путь по прямой дороге – 40 м.

Поняла лиса, что съесть Колобка ей не удастся, вильнула  хвостом и убежала.
Колобок: Спасибо, ребята, вам за помощь. Без вас не уйти бы мне от лисы. Вы настоящие друзья.

Дети прощаются с Колобком.

VIII. Итоги урока, оценка знаний

IX. Домашнее задание: № 23, стр.100

– Молодцы! Вы очень помогли Колобку.