Урок русского языка в 3-м классе по программе "Школа России". Тема: "Разделительный Ъ"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формировать умение правильно употреблять разделительный твердый знак при написании слов.
  • Способствовать развитию речи, кругозора и внимания учащихся, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Схема-опора на правило “Разделительный Ъ”,
  • раздаточный материал: карточки с текстом и для индивидуальной работы,
  • учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой “Русский язык” 3 класс.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говори
И тихонечко сиди.

  1. Чистописание

-Откройте тетради. Запишите число.

-Сегодня будем прописывать Ь знак и Ъ знак.

  1. Актуализация знаний.

- Какие буквы прописывали на чистописании? (Ь и Ъ)

- Что мы знаем об этих буках? (Не обозначают звуков.)

- О какой из этих букв мы говорили на уроках русского языка? (О мягком знаке.)

- Что мы знаем об этой букве? (1-показывает мягкость предыдущего согласного; 2- разделительный, отделяет на письме согласную от гласной)

  1. Работа с учебником.

- Откройте учебник русского языка на странице 13.

  • Прочитайте слова.
  • Что общего в написании этих слов? (Все слова написаны с разделительным Ь.)
  • Что общего в произношении этих слов? (Гласные буквы, написанные после мягкого знака, при произношении обозначают два звука.)
  • Запишите слова в тетрадь. Выделите корень в словах.
  • В какой части слова пишется разделительный Ь? (В корне слова.)
  • Между какими буквами пишется разделительный Ь?(После согласных, перед гласными е, ё, и, ю, я)

ВЫВОД:

Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою друзья.

  1. Работа над новой темой.

- Какая буква, кроме Ь, не обозначает звука? (Ъ)

Молчаливый твердый знак.
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.

- Посмотрите в учебник русского языка на страницу 13.

  • Выпишите слова с Ъ.

Подъезд, объявление, съёжился, разъюлиться, разъяснить, отъезд.

  • Проверьте себя. (Слова заранее выписаны на доску учителем)

Задание выполняется учениками у доски, остальные работают в тетрадях:

  • Выделите корень.
  • Понаблюдайте, с какой буквы начинаются корни слов? (С гласной буквы.)
  • Перечислите гласные буквы. Подчеркните их.
  • Какая часть стоит перед корнем? (Приставка.)
  • Выделите приставку.
  • Понаблюдайте, на какую букву заканчивается приставка? (На согласную букву.)
  • Подчеркните эти согласные буквы.
  • Посмотрите между какими частями основы слова пишется разделительный Ъ? (Между приставкой и корнем.)
  • Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный Ъ? (Да.)
  • На какую букву оканчивается приставка? (На согласную букву)
  • С какой буквы начинается корень в словах с разделительным Ъ? (С гласных е, ё, ю, я)
  • Давайте попробуем убрать Ъ. Прочитайте полученные слова.
  • Что произошло со словами? (Искажение слов, стал непонятен смысл слова)
  • Какую роль играет в словах Ъ? (Является разделительным)
  • Внимательно посмотрите на слова и попытайтесь сказать правило, когда в словах пишется разделительный Ъ?

Открывается схема-опора “Разделительный Ъ”.

Откройте учебник на странице 14 и прочитайте правило.

  1. Физминутка.

По дорожке, по дорожке
По дорожке, по дорожке.
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

  1. Первичное закрепление нового материала.
  1. Работа с текстом. (Текст на карточках)
  • Прочитайте текст. Какие слова были непонятны?
  • Спишите текст. Подчеркните в словах разделительный Ъ.

Любители фотоохоты съезжались в охотничьи раздолья. Лесник Савелий Григорьевич объяснил, как проехать к оврагу. Там охотники увидели съежившегося зайца. Взъерошенная ворона каркала на дереве. Она спасалась от волчьих клыков. Съемка прошла удачно. Вечером уставшие люди преодолели крутой подъем и подъехали к подворью.

  1. Самостоятельная дифференцированная работа.

Учащиеся работают по карточкам.

Уровень 1. (слабый)

  • Списать словосочетания. Подчеркнуть разделительный Ъ.
  • Предъявить удостоверение, съёжиться от холода, въездные визы, предъюбилейные хлопоты, сердечные объятия, съёмочная площадка.

Уровень 2. (средний)

  • Списать словосочетания, вставляя пропущенные Ъ и Ь.
  • Под…ём флага, с…ёмка фильма, с…едобный гриб, об…яснил задачу, остановился у под…езда, п…ет молоко, об..явил о концерте.

Уровень 3. (сильный)

  • Вставить пропущенные Ъ и Ь. Выписать слова в два столбика: 1- с разделительным Ъ, 2- с разделительным Ь.
  • Об…яснение, в…ехал, л…ёт, под…ём, мурав…и, п…ёт, под…езд, с…ёжился, в…юга, хлоп…я, об…явление, ш…ёт.
  1. Закрепление изученного.

Ответьте на вопросы словами, в которых есть Ъ. (Слова можно выписать на доске в хаотичном порядке.)

  • Как мы называем кран, который поднимает тяжелые грузы? (Подъемный кран)
  • Грибы, которые нельзя есть? (Несъедобные грибы)
  • Как мы говорим о ком-то, кто сжался от холода? (Съежился)
  • Дорога, круто поднимающаяся вверх? (Подъем)
  • Рассказ о том, как лучше выполнить задание? (Объяснение)
  • Сообщить о чем-то. (Объявить)
  • Соединить вместе. (Объединить)
  • Приблизиться к чему-то на машине. (Подъехать)
  • Разозлившийся человек. (Разъяренный)
  • День перед праздником, круглой датой. (Предъюбилейный)
  1. Домашнее задание.

С. 16 упражнение 27. Выполнить по заданию.

  1. Итог урока.
  1. Обобщение.
  • Для чего нужен разделительный Ъ?
  • В каких случаях будем писать разделительный Ъ?
  1. Рефлексия.
  • Кто испытывает затруднения в написании слов с разделительными Ъ и Ь знаками?