Цели урока:
- В процессе игры обобщение знаний по теме “Деление и умножение натуральных чисел;
- Повторение основных понятий темы, закрепление навыков выполнения деления и умножения натуральных чисел, решения уравнений с использованием зависимостей между компонентами этих действий;
- Развитие логического мышления, внимания, умений анализировать и синтезировать предложенный материал;
- Развитие навыков общения в процессе групповой деятельности, навыков реализации теоретических знаний в практических ситуациях;
- Воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы; формирование ответственности за конечный результат своей деятельности;
- Привитие интереса к предмету при использовании заданий, показывающих взаимосвязь математики с другими предметами, с жизнью.
Оборудование: магнитофон, диапроектор.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение учащимся темы и целей урока.
- Правила работы в группах.
- Вводный диалог “Телевидение и мы”.
- “Программа передач” на урок:
- 9.05 – 9.17 “ В мире животных”;
- 9.17 – 9.30 “Хочу всё знать”;
- 9.30 – 9.40 “Как это было”;
- 9.45 – 9.45 “Итоги”.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Звучит музыкальная заставка программы “В мире животных”.
Сегодня речь пойдёт о бобрах. Бобры – крупные грызуны, ведущие полуводный образ жизни, живут в районах лесных рек. Они прекрасные строители: дома сооружают из песка и ила, веток и деревьев; строят плотины длиной 5-6 метров. Вы когда-нибудь видели бобра?
Задание 1. (Приложение 1) Этот удивительный квадрат поможет вам узнать длину бобра: из первой строки выберите наименьшее число, из второй – наибольшее, из третьей – ни наибольшее, ни наименьшее. Найдите их сумму. Выразите сумму в дециметрах. Это и будет ответ на вопрос.
- Выразите длину бобра в сантиметрах.
- Выразите длину бобра в метрах.
Задание 2. (Приложение 2). Узнайте массу бобра в килограммах. Как называются геометрические фигуры, используемые в этом задании? Какая из фигур лишняя?Используя результаты вычислений, ответьте на вопросы:
- на сколько 100 больше 39?
- во сколько раз 25 меньше 100?
- на какое число надо умножить 39, чтобы получить 156?
- чему равно частное чисел 1656 и 8?
Задание 3. Очень ценятся мех и жир бобра. Мех у бобра гладкий, блестящий, непромокаемый. Из него шьют шубы, шапки. В царской России по этой причине бобров почти истребили. Сейчас бобры охраняются государством. На территории нашего района находится Верхнее – Кондинский бобровый заказник.
Из жира бобра готовят лекарства.(Приложение 3). Узнайте, используя блок-схему, сколько стоят 100 граммов жира бобра.
- Сколько стоит 1 килограмм жира?
- Сколько жира можно купить на 1 рубль?
- Какую часть килограмма составляют 100 граммов?
Задание на дом группе 1: Обратитесь в местный заповедник “Малая Сосьва” и подготовьте презентацию о Верхнее-Кондинском бобровом заказнике.
- “Хочу всё знать”.
“Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”, - говорил Я.А. Коменский. Всегда интересно всё самое-самое. Сегодняшняя передача и посвящена самым-самым.
Задание 1. А знаете ли вы, какое из наземных животных самое большое? Оказывается, что это африканский слон. Вычислите размеры (высоту, длину) в сантиметрах и массу (в килограммах) африканского слона, используя схему (Приложение 4).
- Выразите высоту и длину слона в метрах, а массу - в тоннах.
- Найдите массу новорожденного слонёнка, если его масса в 60 раз меньше массы взрослого слона.
Задание 2. А знаете ли вы, какие птицы безошибочно предсказывают прогноз погоды на лето? Найдите значения числовых выражений: 450 : 18; 315 : 15; 420 : 28; 360 : 8; 2100 : 15; 600 : 25; 425 : 25; 490 : 14.
Заменив полученные частные буквами (Приложение 5), вы прочитаете название птиц - метеорологов.
Фламинго из песка строят гнёзда в форме усечённого конуса (Приложение 6), в верхнем основании делают углубление, в которое откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнёзда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода; если – засушливым, - то более низкими.
Какие приёмы вы использовали при делении 600 на 25, 425 на 25, 490 на 14?
Задание на дом группе 2: Найдите информацию о самом маленьком животном. Составьте две задачи, которые решались бы с помощью действий умножения и деления натуральных чисел.
Задание на дом группе 3: Найдите информацию о самой маленькой птице. Составьте две задачи, которые решались бы с помощью действий умножения и деления натуральных чисел.
- “Как это было”.
Однажды в английском графстве “Камберленд” разразилась гроза; сильный ветер вырывал с корнями деревья, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то чёрное вещество. Что это было, вы узнаете, решив уравнения:
- 7x = 49
- 96 : x = 8
- x : 70 = 14
- 18x = 72
- 105 : x = 35
- x : 18 = 50
Корни уравнений замените буквами, используя соответствие “число – буква” (Приложение 7).
- Назовите компоненты при умножении, делении.
- Сформулируйте правила нахождения множителя, делимого, делителя.
Кусочками графита пастухи стали метить овец, а торговцы делать надписи на корзинах и ящиках с товаром.
Узнайте, в каком году это случилось? (Приложение 8). Для этого в пустые клетки квадрата впишите числа так, чтобы квадрат стал магическим. Найдите сумму недостающих чисел. Это и будет ответ на вопрос.
Какой это век?
У первых карандашей было два недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. Куски графита стали обматывать тесьмой, тканью, а для прочности смешивали с серой, смолой, сурьмой. Позднее стали добавлять глину, и смесь обжигали в печи. Такой карандаш, каким мы пишем и рисуем сейчас, появился только в конце 18 века.
Задание на дом группе 4: А.И. Маркушевич говорил: “Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий”. Вы пока ещё не сделали открытий, поэтому подготовьте сообщение о каком либо открытии и покажите, как оно связано или может быть связано с математикой.
- Программа “Итоги”.
Подведение итогов урока.