Урок — дидактическая игра по теме "Деление и умножение натуральных чисел" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • В процессе игры обобщение знаний по теме “Деление и умножение натуральных чисел;
  • Повторение основных понятий темы, закрепление навыков выполнения деления и умножения натуральных чисел, решения уравнений с использованием зависимостей между компонентами этих действий;
  • Развитие логического мышления, внимания, умений анализировать и синтезировать предложенный материал;
  • Развитие навыков общения в процессе групповой деятельности, навыков реализации теоретических знаний в практических ситуациях;
  • Воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы; формирование ответственности за конечный результат своей деятельности;
  • Привитие интереса к предмету при использовании заданий, показывающих взаимосвязь математики с другими предметами, с жизнью.

Оборудование: магнитофон, диапроектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Сообщение учащимся темы и целей урока.
  • Правила работы в группах.
  • Вводный диалог “Телевидение и мы”.
  • “Программа передач” на урок:
  1. 9.05 – 9.17 “ В мире животных”;
  2. 9.17 – 9.30 “Хочу всё знать”;
  3. 9.30 – 9.40 “Как это было”;
  4. 9.45 – 9.45 “Итоги”.
  1. Обобщение и систематизация знаний.
  1. Звучит музыкальная заставка программы “В мире животных”.

Сегодня речь пойдёт о бобрах. Бобры – крупные грызуны, ведущие полуводный образ жизни, живут в районах лесных рек. Они прекрасные строители: дома сооружают из песка и ила, веток и деревьев; строят плотины длиной 5-6 метров. Вы когда-нибудь видели бобра?

Задание 1. (Приложение 1) Этот удивительный квадрат поможет вам узнать длину бобра: из первой строки выберите наименьшее число, из второй – наибольшее, из третьей – ни наибольшее, ни наименьшее. Найдите их сумму. Выразите сумму в дециметрах. Это и будет ответ на вопрос.

  • Выразите длину бобра в сантиметрах.
  • Выразите длину бобра в метрах.

Задание 2. (Приложение 2). Узнайте массу бобра в килограммах. Как называются геометрические фигуры, используемые в этом задании? Какая из фигур лишняя?Используя результаты вычислений, ответьте на вопросы:

  • на сколько 100 больше 39?
  • во сколько раз 25 меньше 100?
  • на какое число надо умножить 39, чтобы получить 156?
  • чему равно частное чисел 1656 и 8?

Задание 3. Очень ценятся мех и жир бобра. Мех у бобра гладкий, блестящий, непромокаемый. Из него шьют шубы, шапки. В царской России по этой причине бобров почти истребили. Сейчас бобры охраняются государством. На территории нашего района находится Верхнее – Кондинский бобровый заказник.

Из жира бобра готовят лекарства.(Приложение 3). Узнайте, используя блок-схему, сколько стоят 100 граммов жира бобра.

  • Сколько стоит 1 килограмм жира?
  • Сколько жира можно купить на 1 рубль?
  • Какую часть килограмма составляют 100 граммов?

Задание на дом группе 1: Обратитесь в местный заповедник “Малая Сосьва” и подготовьте презентацию о Верхнее-Кондинском бобровом заказнике.

  1. “Хочу всё знать”.

“Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”, - говорил Я.А. Коменский. Всегда интересно всё самое-самое. Сегодняшняя передача и посвящена самым-самым.

Задание 1. А знаете ли вы, какое из наземных животных самое большое? Оказывается, что это африканский слон. Вычислите размеры (высоту, длину) в сантиметрах и массу (в килограммах) африканского слона, используя схему (Приложение 4).

  • Выразите высоту и длину слона в метрах, а массу - в тоннах.
  • Найдите массу новорожденного слонёнка, если его масса в 60 раз меньше массы взрослого слона.

Задание 2. А знаете ли вы, какие птицы безошибочно предсказывают прогноз погоды на лето? Найдите значения числовых выражений: 450 : 18; 315 : 15; 420 : 28; 360 : 8; 2100 : 15; 600 : 25; 425 : 25; 490 : 14.

Заменив полученные частные буквами (Приложение 5), вы прочитаете название птиц - метеорологов.

Фламинго из песка строят гнёзда в форме усечённого конуса (Приложение 6), в верхнем основании делают углубление, в которое откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнёзда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода; если – засушливым, - то более низкими.

Какие приёмы вы использовали при делении 600 на 25, 425 на 25, 490 на 14?

Задание на дом группе 2: Найдите информацию о самом маленьком животном. Составьте две задачи, которые решались бы с помощью действий умножения и деления натуральных чисел.

Задание на дом группе 3: Найдите информацию о самой маленькой птице. Составьте две задачи, которые решались бы с помощью действий умножения и деления натуральных чисел.

  1. “Как это было”.

Однажды в английском графстве “Камберленд” разразилась гроза; сильный ветер вырывал с корнями деревья, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то чёрное вещество. Что это было, вы узнаете, решив уравнения: 

  • 7x = 49
  • 96 : x = 8
  • x : 70 = 14
  • 18x = 72
  • 105 : x = 35
  • x : 18 = 50

Корни уравнений замените буквами, используя соответствие “число – буква” (Приложение 7).

  • Назовите компоненты при умножении, делении.
  • Сформулируйте правила нахождения множителя, делимого, делителя.

Кусочками графита пастухи стали метить овец, а торговцы делать надписи на корзинах и ящиках с товаром.

Узнайте, в каком году это случилось? (Приложение 8). Для этого в пустые клетки квадрата впишите числа так, чтобы квадрат стал магическим. Найдите сумму недостающих чисел. Это и будет ответ на вопрос.

Какой это век?

У первых карандашей было два недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. Куски графита стали обматывать тесьмой, тканью, а для прочности смешивали с серой, смолой, сурьмой. Позднее стали добавлять глину, и смесь обжигали в печи. Такой карандаш, каким мы пишем и рисуем сейчас, появился только в конце 18 века.

Задание на дом группе 4: А.И. Маркушевич говорил: “Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий”. Вы пока ещё не сделали открытий, поэтому подготовьте сообщение о каком либо открытии и покажите, как оно связано или может быть связано с математикой.

  1. Программа “Итоги”.

Подведение итогов урока.