Цель: Углубить представление обучающихся о способности музыки отражать прошлое народа на конкретных исторических фактах.
Задачи урока:
- Закрепление и дальнейшее развитие навыков синтезирования музыки с разными видами искусства и явлениями жизни, путем обращения к историческим фактам, литературным произведениям.
- Проследить за развитием интонационных тем – образов главных героев оперы, новыми характеристиками.
- Развивать внимание, память детей, обогащать словарный запас.
- Воспитание любви и уважения к народным обычаям и традициям..
- Воспитание эстетического вкуса, а так же стимулирование индивидуальных критериев оценки произведений искусства на основе данного материала.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы обучения: респонсорность, беседа, проблемный метод , привлечение межпредметных связей.
Зрительный ряд: слайды с историческими данными (Презентация), с национальной марийской свадебной женской одеждой разных районов, иллюстрация картины И.Ямбердова “Свадьба едет”, национальная вышивка.
Литературный ряд: С.Чавайн. Драма “Акпатыр”.
Музыкальный ряд: Фрагменты из оперы Э.Сапаева “Акпатыр”, моркинская свадебная мелодия “Морко суан”.
Оборудование: аудиозапись, проектор, музыкальный центр, марийская вышивка, меч, орудия труда батраков, гусли, фортепиано, индивидуальные карточки.
Ход урока
- Оргмомент:
На фоне музыки Вступления к опере “Акпатыр” показ слайдов и чтение стихотворения:
Земля отцов, мой край родной, - слайд 1
Леса густые, рощи, реки!
Мечтой и вольною душой - слайд 2
Сроднился с вами я навеки.
Река марийская – Элнет, - слайд 3
Дремучий, темный бор сосновый!
Встречая медленный рассвет, - слайд 4
Вас восхваляю песней новой.
Нет, не смиримся мы с судьбой,
Должны надежды наши сбыться.
Мы рождены за край родной,
За нашу волю храбро биться. - слайд 5
А если головы в боях
Мы сложим нынче за свободу-
Наш подвиг сохранят в веках - слайд 6
Сыны восставшего народа.
- Сообщение темы, целей
Как много в этих словах любви, преданности, страданий о судьбе своего народа, своего края. Это строчки из драмы Сергея Чавайна “Акпатыр”. Мы с вами на уроках музыки изучаем произведение, которое написано по сюжету этой драмы. Назовите это произведение. (Ответ детей - Опера Эрика Сапаева “Акпатыр”.)
Сегодня на уроке мы пройдемся по страницам оперы, снова встретимся с главными героями, вспомним темы, характеризующие их, проследим за дальнейшим развитием событий.
Тема нашего сегодняшнего урока “Марийская свадьба” - слайд 7.
- Проверка и закрепление знаний предыдущего урока:
И так, что же такое опера? (драматическое произведение…)
В чем заключен драматизм оперы? (показана трудная, бедная жизнь угнетенного марийского народа)
Докажите это фактами (ответы детей) - слайд 8
- насильное крещение марийцев;
- “дарение” крестьянских земель дворянам;
- рекрутские наборы;
- увеличение налогов;
Эти исторические данные раскрывают безрадостную жизнь марийского народа во времена правления императрицы Екатерины Алексеевны. Именно это время показано в опере.
- Работа с карточками:
- Назовите, главные действующие лица оперы: (ответы детей)
- Дайте им музыкальные характеристики: (учитель показывает атрибуты, дети называют героя и пропевают музыкальный фрагмент стоя)
гусли – Песня Гусляра,
грабли – Хор батраков,
вышивка – Хор девушек,
меч – Клятва Акпатыра
- Каждый музыкальный фрагмент ярко раскрывает образ героев.
- Что можно сказать об образе Акпатыра? (ответы)
- В какой момент Акпатыр дает клятву?
- Что такое клятва?
- Кто еще, кроме повстанцев, присутствует при этом событии? (уральские рабочие, которые пришли с “приветом от Пугачева” и принесли с собой оружие).
В драме Чавайна уральский рабочий Носков зачитывает еще и указ Пугачева, Указ Великого царя Петра III – слайд 9
“Всемилостивейший, вседобрейший царь Всея Руси Петр Федорович, самодержец всех народов. Сей указ для всех живущих на этом свете – в городах, селах, деревнях. Заблудшие, истерзанные, в печали находящиеся! Я жалую вас землями, водами, лесами, пашней, а такожде денежным жалованьем, свинцом и порохом. Я вас избавлю от разорения. Дарю вам мирную жизнь на вечные времена”.
- Постановка проблемной ситуации.
Конечно, бедняки рады появлению нового царя и пойдут за ним. На этом, ребята, можно закончить оперу? Нет. У нас еще не встретились герои оперы Эвика и Акпатыр.
- А где Эвика? (она закрыта Марфой, дочерью богача Сави)
- Как ее освободить? (нужно отправиться в деревню, где готовятся к свадьбе Марфы и богача Михай Чопая.)
- И так, мы отправляемся с Акпатыром на эту свадьбу.
Звучит музыка Вступления - картина 5
- Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Вам ребята было задано домашнее задание: спросить у родителей, бабушек и дедушек о том как проходили марийские свадьбы? (ответы детей)
Свадебный поезд состоял из 20 повозок. На первых трех ехали сваты, Дружка, музыканты.
Называем марийские народные инструменты и записываем в тетрадь:
Слайд 10
Тумыр – барабан
Шувыр – волынка
Кусле - гусли
Показываем репродукцию картины Ивана Ямбердова “Свадьба едет”
Марийские свадьбы прекрасны тем, что женщины одеваются в специальные свадебные одежды. У каждого района свой свадебный костюм.
Показ слайдов:
- женщины в свадебных костюмах Куженерского района - слайд 11
- женщины в свадебных костюмах Сернурского района - слайд 12
- женщины в свадебных костюмах Горномарийского района - слайд 13
В опере звучат моркинские свадебные мелодии.
Моркинская свадьба – слайд 14
Обратите внимание, ребята чем отличается моркинский женский свадебный костюм от всех других - головным убором, цветом шовыра (черный).
Шовыр – верхняя женская одежда
Под музыку современной свадебной плясовой заходит женщина в свадебной моркинской одежде и показывает движения детям (девочки плавно поочередно разводят руки и прищелкивают пальцами, мальчики хлопают в ладоши притопывая ногой). Танцуют под музыку.
В опере, при встрече гостей звучит свадебная народная песня “Это не гром в небе гремит” (на экране слова песни)
Это не гром в небе гремит
Наш барабан громко стучит.
Нет не зажглась в небе заря,
Наши платки ярко горят.
- Пропеваем со словами.
- Работаем над распевами.
- Делим на голоса – девочки, мальчики.
- Слушаем в записи. Прохлопываем ритм. Пропеваем с оригиналом.
Свадьба в самом разгаре. Все ждут выхода жениха и невесты. Но слышен гул голосов. Появляются новые гости. Кто они и с чем пришли мы узнаем с вами, ребята, на следующем уроке.
- Итог, закрепление нового материала:
Слайд 15
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Назовите отличия марийских свадебных женских нарядов.
- Перечислите марийские народные музыкальные инструменты.
- Оцениваем работу детей.
- Домашнее задание:
Учим названия марийских музыкальных инструментов.
- Выход: “Это не гром…”