Цель урока:
- познакомить детей с грамматическими особенностями кратких прилагательных;
- различать полные и краткие прилагательные;
- правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящие;
- развивать устную и письменную речь;
- прививать учащимся любовь к родному языку.
Ход урока
- Организационная часть.
- Сообщение темы и цели урока
- Сегодня Евдокия Васильевна продолжит знакомить нас с частями речи. Я думаю, что мы узнаем много интересного.
- Словарная работа.
- Назовите шипящие звуки.
- Что вы можете о них рассказать? (Ж Ш - всегда твердые, Ч Щ - всегда мягкие).
- Какие буквы звуков не имеют? (Ъ , Ь)
- Что вы можете рассказать о мягком знаке? Давайте с вами всю информацию о мягком знаке организуем в виде дерева.
(Дети в тетрадь записывают слова к каждому классу и каждому подклассу. Большой, читать, листья, ручьи, мышь, рожь, беречь, жечь, читаешь, пишешь).
- А в каких случаях мягкий знак после шипящих не пишется? (сущ., м. р.)
- Основная часть.
Работа по учебнику.
- Упражнение 113.
- Прочитайте задание. Не открывая Обратного словаря, как вы думаете, к какой части речи будут относиться слова на - гий, - жий, - кий?
- Прочитайте про себя слова.
- К какой части речи они относятся? Почему?
(Отвечают на вопрос какой?, обозначают признак предмета).
- Чтение по учебнику.
ВЫВОД: краткие прилагательные образуются от основ полных прилагательных.
- Чтение по учебнику.
строг
строга строги |
упруг упруга упруги |
- Чем похожи слова двух столбиков? (Это краткие прилагательные).
- Чем отличаются? (В первом столбике у слов ударение подвижное, а во втором – неподвижное).
- Чтение по учебнику.
- Упражнение 114.
- Упражнение 115.
- Из какой сказки А.Пушкина этот отрывок?
- Какими краткими прилагательными автор описывает царицу?
- Что вы можете о ней рассказать?
(Человек должен быть красив не только внешне, но и красив душой).
- С помощью краткой формы прилагательного признак обозначается сильнее, ярче, категоричнее, чем в полных.
- Упражнение 117.
- Чем похожи краткие прилагательные мужского рода? (Оканчиваются на шипящий звук).
- Чтение правила.
- Выполнение упражнения.
- Закрепление изученного.
Самостоятельная работа по карточкам.
воздух свеж…
медвежонок неуклюж… приехал в глуш… шар блестящ… пронесся смерч… |
шиповник колюч… день хорош… увидел мыш… успех блестящ… острый меч… |
Какое слово в этом ряду лишнее? Почему? (сущ. 3 скл.)
- Домашнее задание
- Итог урока.
- Что нового вы узнали об имени прилагательном?