Урок русcкого языка в 4-м классе по УМК "Перспективная начальная школа". "Краткие прилагательные"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • познакомить детей с грамматическими особенностями кратких прилагательных;
  • различать полные и краткие прилагательные;
  • правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящие;
  • развивать устную и письменную речь;
  • прививать учащимся любовь к родному языку.

Ход урока

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня Евдокия Васильевна продолжит знакомить нас с частями речи. Я думаю, что мы узнаем много интересного.

  1. Словарная работа.

- Назовите шипящие звуки.

  • Что вы можете о них рассказать? (Ж Ш - всегда твердые, Ч Щ - всегда мягкие).
  • Какие буквы звуков не имеют? (Ъ , Ь)
  • Что вы можете рассказать о мягком знаке? Давайте с вами всю информацию о мягком знаке организуем в виде дерева.

(Дети в тетрадь записывают слова к каждому классу и каждому подклассу. Большой, читать, листья, ручьи, мышь, рожь, беречь, жечь, читаешь, пишешь).

- А в каких случаях мягкий знак после шипящих не пишется? (сущ., м. р.)

  1. Основная часть.

Работа по учебнику.

  1. Упражнение 113.
  • Прочитайте задание. Не открывая Обратного словаря, как вы думаете, к какой части речи будут относиться слова на - гий, - жий, - кий?
  • Прочитайте про себя слова.
  • К какой части речи они относятся? Почему?

(Отвечают на вопрос какой?, обозначают признак предмета).

  1. Чтение по учебнику.

ВЫВОД: краткие прилагательные образуются от основ полных прилагательных.

  1. Чтение по учебнику.
строг

строга

строги

 упруг

упруга

упруги

  • Чем похожи слова двух столбиков? (Это краткие прилагательные).
  • Чем отличаются? (В первом столбике у слов ударение подвижное, а во втором – неподвижное).
  1. Чтение по учебнику.
  2. Упражнение 114.
  3. Упражнение 115.
  • Из какой сказки А.Пушкина этот отрывок?
  • Какими краткими прилагательными автор описывает царицу?
  • Что вы можете о ней рассказать?

(Человек должен быть красив не только внешне, но и красив душой).

  • С помощью краткой формы прилагательного признак обозначается сильнее, ярче, категоричнее, чем в полных.
  1. Упражнение 117.
  • Чем похожи краткие прилагательные мужского рода? (Оканчиваются на шипящий звук).
  1. Чтение правила.
  2. Выполнение упражнения.
  1. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа по карточкам.

воздух свеж…

медвежонок неуклюж…

приехал в глуш…

шар блестящ…

пронесся смерч…

шиповник колюч…

день хорош…

увидел мыш…

успех блестящ…

острый меч…

Какое слово в этом ряду лишнее? Почему? (сущ. 3 скл.)

  1. Домашнее задание
  2. Итог урока.

- Что нового вы узнали об имени прилагательном?