Путешествие в страну "Акитаммарг"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о частях речи.
  2. Развивать умения грамотно писать, употреблять в речи; определять антонимы, синонимы, омонимы.
  3. Развивать речь учащихся, мыслительные операции.
  4. Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение друг к другу.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Сообщение темы, задач урока. Презентация

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну “Акитаммарг”. Это замечательная страна. Посмотрите на карту.

Чтобы добраться до заветного места и найти клад, нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о частях речи. Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

На доске записаны окончания существительных: -а, -я, -о, -е.

- Ребята, скажите, о какой части речи мы будем говорить?

- Что вы знаете о существительном?

II. Словарная работа.

На доске записаны слова.

- К.р.ндаш, мес.ц, за.ц, л.сица, м.тро, з.вод, п.тух, ябл.к., к.пуста, м.рковь, б.реза.

- Что общего между этими словами? (Слова из словаря, непроверяемая безударная гласная, предметы, им. существительные)

III. Основной этап урока.

- Какие слова называются именем существительным?

- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? и обозначает предмет, например…

- Имена существительные бывают собственные и нарицательные, например…

- Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные, например…

- По каким признакам можно разбить эти слова на группы? (Живые, неживые; двусложные, трехсложные; ж.р., с.р., м.р.; )

- Выписать им. существительные, отвечающие на вопрос Кто? и Что? в два столбика.

- Что еще вы знаете?

- Имена существительные бывают трех родов: мужской, женский и средний род например…

На доске записаны слова:

Веселый, говорить, пешеход, снежинка, красная, любопытный, сказка, спешил, солнце, любопытные, дерево, птица, ученье, торопиться, дочка.

- Выписать имена существительные, указать их род.

- Имена существительные изменяются по числам, например…

Есть имена существительные, которые имеют только единственное или только множественное число, например, метро – существительное употребляется только в единственном числе, брюки – только во множественном числе.

- Имена существительные изменяются по падежам. Изменение существительных по падежам называется склонением. В русском языке 6 падежей: И.п.- кто? что?, Р.п. - кого? чего?… и т. д.

- Скажите, все ли имена существительные можно просклонять? Давайте прочитаем рифмовку.

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!

- По окончаниям имена существительные делятся на три склонения: к 1-му склонению относятся сущ. м. р. и ж. р. с окончаниями -а, -я, например… и т.д.

- Ребята, посмотрите, к какой части речи относятся эти окончания? (Имя прилагательное)

- Что вы знаете об имени прилагательном?

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ, например…

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, например…

Имена прилагательные согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже, например…

На доске записано:

Яблоко - яблочное варенье

Капуста - …………. сок

Морковь - ……… салат

Береза - ………… листья

- Вам надо из имен существительных образовать имена прилагательные, чтобы получились именные словосочетания.

- А, для чего нужны имена прилагательные? (делают нашу речь выразительнее).

Физминутка

- Следующее задание. На доске:

Внимательный, молодой, жестокий, заботливый, старый, чуткий, юный, свирепый, пожилой, узкий.

- Найдите синонимы. Выписать имена прилагательные по признакам:

а) возраст человека;

б) положительные качества.

На доске:

-УТ, -ЮТ, -ТЬ, -ТИ, АТ, ЯТ

- Ребята, как вы думаете, у какой части речи могут быть такие окончания? (Глагол)

- Что вы знаете о глаголе?

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что делает?, например…

И т. д. все о глаголе.

- Как называется начальная форма глагола? (Неопределенная форма)

- Запишите антонимы

потерять –  …… открыть –  ……. дать –   ……. молодеет –  ……. трудится –  …… говорит –  ……. купить –  ………..

IV. Проверка знаний.

- Ребята, нам предстоит выполнить очень трудное задание. Надо правильно определить “Предмет или действие?”, т.е. омонимы.

На доске:

Затопили печь, чтобы пироги печь.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
Была Катюша запевала, она все песни запевала.

- Вы знаете, что в русском языке есть устойчивые выражения, фразеологизмы. Чтобы пройти следующий этап необходимо заменить фразеологизмы одним глаголом.

На доске: "Замени одним глаголом".

  • Совать нос – (любопытничать)
  • Надуть губы –
  • Выходить из себя –
  • Зарубить на носу –
  • Водить за нос –
  • Унести ноги –
  • Ломать голову –
  • Клевать носом –

Задание выполняется устно.

V. Работа с предложением.

- Мы с вами уже многое вспомнили. Чтобы проверить ваши знания, я попрошу вас выполнить следующее задание.

На доске: С утра шел холодный дождь.

- Разберите предложение по членам и по частям речи.

- Мы с вами почти у цели. Чтобы узнать, что же спрятано нам надо правильно составить и записать в тетради пословицу.

На доске: Не, пишут, пером, умом, а. (Не пером пишут, а умом)

- Итак, мы откопали клад и сейчас узнаем, какое слово спрятано в сундуке.

На доске:

Соберите слово

  • Моро. (З)
  • Осен.ий (Н)
  • П.льто (А)
  • Пше.ица (Н)
  • Д. ректор (И)
  • Дер.во (Е)

- Это слово – ЗНАНИЕ. Только тот, кто имеет хорошие знания, может добиться цели.

VI. Итог.

- Ребята, вы догадались по какой стране мы с вами путешествовали? (Грамматика)

На доске:

“Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом”.

Выставление оценок. Домашнее задание. На доске:

Составить мини-рассказ.

Слова для справок: солнце, деревья, наступает, стоят, летят, ранняя, перелетные, распускаются, лазурное.