Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глагола. 4-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Cегодня, у нас необычный урок, мы отправляемся путешествовать в горы, нам предстоит сложное и опасное путешествие. Ведь мы будем покорять вершину. А название этой вершины вы узнаете, отгадав загадку, которую нам загадает....

Он всегда в работе,
В напряжении и заботе
Пишет, моет, убирает,
Шьет, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать
Лишь вопрос задать.
На вопрос “Что делать?”- есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Дело выполняет.

У. О. чем мы сегодня будем говорить?

Д. О глаголе.

У. Правильно. Сегодня мы отправляемся покорять вершину Глагола

(Открывается доска. На доске рисунок “Покори вершину Глагола”.)

У всех путешественников есть путевые журналы, куда они записывают свои наблюдения. Нашими путевыми журналами будут ваши тетради. Давайте их откроем. Помните, что путевые журналы заполняются четким, красивым подчерком. Старайтесь писать красиво. Итак, все готово. В путь.

У. Наше путешествие начинается у тоннеля Чистописания. А что такое “ тоннель” нам расскажет...

Д. Тоннель - это подземное сооружение в виде коридора, по которому проложены пути.

У. правильно. Обратите внимание на слово, “тоннель”. Какая в нем особенность? (Удвоенная согласная). Проговорим это слово. Чтобы пройти этот тоннель надо выполнить задание по чистописанию. Первый элемент две буквы гг, второй элемент две буквы лл, третий элемент соединяем буквы ао. В этом упражнение я зашифровала слово. Кто сможет отгадать? (Глагол). Пропишите, пожалуйста, элементы и получившееся слово.

- Пройти тоннель можно при условии, если случайно попавшие слова будут превращены в неопределенную форму глагола. Это слова: работа, мороз, черный, желтый.

- Где мы встречались с этими словами. Какими являются эти слова?

- Запишем их.

Определите, какой частью речи являются данные слова?

- Подберите однокоренные глаголы, ставя их в неопределенную форму глагола.

- Но, сначала давайте вспомним, на какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

- Запишем. Выделим окончание.

Продолжаем наше путешествие по тоннелю чистописания. Для этого нам понадобятся карточки под № 1, которые лежат у вас на парте. У каждой парты свое задание. Поэтому внимательно прочитайте задание и самостоятельно выполните его.

1 вариант

Из слов составьте и запишите предложение. Наедите глагол и разберите его по составу. К, звери, готовятся, и, з,..ме

2 вариант

Из слов составьте и запишите предложения, запишите предложения. Найдите глагол, определите другие части речи. Нагуливают, и, м...дведь, сало, барсук

3 вариант

Из слов составьте и запишите предложения. Определите главные члены. Запасает, орехи, кадровые, бурундук.

(Дети сначала читают слова., а затем получившееся предложение)

Молодцы. Справились с заданием. Тоннель чистописания позади. Теперь нас ждет холм выбора и новое задание.

- А что такое холм нам прочитает....

Д. Холм -это небольшая горка, возвышенность.

У. Правильно. Теперь нам понадобится карточка под М2.

Давайте прочитаем слова, которые находятся в конверте. (Учитель вывешивает слова по мере чтения)

Шаг, бег, ходьба, взобраться, покорить, подойти.

Выберите среди этих слов только глаголы. Какие слова выбрали? Почему?

У. Но, что бы попасть на холм мы должны составить из наших глаголов программу действий. Как же мы будем постепенно двигаться, чтобы оказаться на вершине холма.

Какие действия мы совершим вначале?

- Подойти,

- Взобраться.

-Покорить

(Учитель прикрепляет глаголы на холм)

Перед нами новые слова. Проговорим их орфографически и запишем в свои тетради.

Ваш словарный запас пополнился еще одними новыми словами.

У. Замечательно. Вот мы взобрались на холм выбора, удачно выбрав глаголы из группы слов.

У. Теперь мы можем идти дальше к водопаду времени. Что такое водопад нам расскажет…

Д. Водопад- это стремительно падающий с высоты поток воды.

Этот поток воды образует три речки времени. И здесь нас ждет следующее задание. Я буду читать вам отрывок из стихотворения, а вы должны выбрать глаголы и записать их.

Снег теперь уже не тот
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.

(Проверим, какие глаголы записали, определим время, по каким двум признакам можно определить, что это глагол прошедшего времени) разберем глагол потемнел по составу.

Как написали потемнел, раскололи.

Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
А с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

(Какие глаголы вы писали? какого времени? что можно определить у глаголов настоящего времени)

Наступят дни весенние.
Теплом растопит солнышко,
Как воск снега пушистые.

(Какие глаголы выписали? какого времени? что мы можем определить у глаголов будущего времени)

Молодцы с этим задание справились

Вот мы и добрались до вершины глагола.

Вершина- это самый верх, верхняя часть горы.

И мы с вами оказались на самом верху. Давайте еще раз повторим, что мы знаем о глаголе.

- Глагол это...

- Отвечает.....

- Изменяется по...

Вы очень хорошо работали. Теперь вы настоящие друзья глагола.

- Скажите мне пожалуйста какой праздник мы с вами ожидаем?

- Давайте напишем свом товарищам, родителям пожелания используя глаголы. Запишите пожалуйста пожелание в свои тетрадки, можно два (прочитываем, проверяем, находим глаголы).