Цель: дать представление о Красной книге; выделить основные причины исчезновения животных; воспитывать любовь к животным/
Оборудование: плакаты, иллюстрации животных, рисунки детей, видеоряд “Животные Красной книги”, видеофильм “Заповедники”.
Конспект урока
1. Проверка домашнего задания. Разминка.
- Животноводы занимаются разведением … (домашних животных).
- Домашняя рыба… (карп).
- Место разведения карпа… (пруд).
- Домашних зверей и птиц содержат на… (фермах).
- Домик для пчёл… (улей).
- Врач животных… (ветеринар).
- Время заготовки кормов… (лето).
- Корм для животных… (трава, сено).
- Трава, высыхая, превращается в… (сено).
- Продолжи: “Среди сельскохозяйственных животных есть: млекопитающие, птицы, рыбы,…(насекомые).
- Как называются крупные предприятия, где содержат огромное количество домашних животных?...(животноводческие комплексы и птицефабрики).
- Кого разводят на птицефабриках?... (Гусей, кур, уток, индеек).
- Учитель. А вы знаете, что домашние гуси и утки весной вдруг начинают тоскливо кричать, становятся возбуждёнными. Почему?
- Ученик. Предки домашних гусей и уток были перелётными птицами. Когда весной перелётные птицы пролетают высоко в небе, домашние гуси, утки тоскуют.
- Итог. Итак, мы выяснили, что человеку очень необходимы домашние животные. Но, кроме домашних животных есть дикие животные. Ребята, как вы думаете, для чего необходимы дикие животные?
(Ответы детей. Человек получает мясо, шкуры (мех). Хищники-санитары. Помогают размножаться растениям).
- Обобщение ответов. Животные играют огромную роль в природе: без них не могли бы размножаться и расселяться растения. Они украшают нашу природу.
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живём, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты
Поля, леса, луга, моря и реки.
2. Работа по теме урока.
- Учитель. Сегодня поговорим об охране природы, охране животных.
Смотрите, к нам в окно влетели шарики с письмами. А что написано на конвертах? (Жалобы)
- А что означает слово “жалоба”? (Выслушиваются мнения детей)
- А теперь прочитаем запись на доске:
Жалоба - жаловаться-высказывать своё недовольствие, просить помощи.
- Сейчас вскроем конверты и прочитаем, кто же нам прислал жалобы. (Дети читают текст и определяют, кто им пишет)
Жалоба № 1
“Я живу в полярном крае, там, где вечно снег и лёд. Раньше нас было много, но от безудержной охоты нас поубавилось. Даже с самолётов в нас стреляли. А всё из-за белоснежной тёплой шубы. Могло случиться и такое, что не осталось бы нас на Земле”.
-Учитель. Ребята, кто прислал эту жалобу? (Белый медведь)
- А что вы о нём знаете?
(Самый сильный хищник, любит рыбу…).
Жалоба № 2
“Меня называют владыкой джунглей. А ещё я живу в тайге, Уссурийском крае. Но, из-за вырубки лесов, из-за неумеренной охоты, пожаров, нас стало совсем мало. Моя шкура с длинной шерстью, с желтоватыми и чёрными полосами привлекает внимание людей”.
- Учитель. От кого эта жалоба? Что о нём знаете? (Это тигр)
- Посмотрите на этих сильных, ловких красавцев. От кого зависит их судьба? (От человека)
- Как человек может им помочь? (Выслушиваются мнения детей)
- Учитель. Человек взял под защиту этих животных и многих других, которых осталось очень мало. А вы знаете, как называется книга, в которую заносят редких, исчезающих животных? (Выслушиваются ответы учеников)
-Учитель. Это действительно книга. Точнее, несколько томов, изданных международным союзом охраны природы и природных ресурсов. Цвет переплётов - красный. Почему?
- Ученик. Красный цвет сигнализирует опасность.
3. Работа с учебником.
Рассмотрите иллюстрации на странице учебника. Назовите животных, которые занесены в Красную книгу.
- Но в книге есть и другие страницы. Посмотрите, вот они.
На доске вывешены такие плакаты:
Красные – исчезающие животные.
Жёлтые – сокращающиеся животные.
Белые – редкие животные.
Серые – неопределённые животные.
Зелёные – восстанавливающиеся животные.
Итак: Красная книга информирует, призывает изучать, предупреждает, советует.
Физпауза.
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
А теперь мы в лес пойдём. (Прослушивание аудио
кассеты с голосами птиц)
Только в лес мы вошли,
Появились комары. (Хлопки)
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем. (Наклоны)
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом. (Прыжки)
Руки вниз, на пояс, вверх.
Убегаем от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
На Земле есть такие места, где человек следит за животными, помогает им, где не разрешена охота т. е. животные находятся под особой охраной. А как называют такие места?
- Ученик. Заповедники.
На доске появляется карточки с названиями заповедников.
Очень многие виды животных спасены. Прочитаем о них. (с. 108)
Скажите, а беречь надо только редких животных? (Чтение текста – продолжение)
4. Работа по проверке восприятия.
- Учитель. А теперь я проверю, все ли меня внимательно слушали. Работать будем по карточкам в мини группах. На карточке дан перечень животных. Ваша задача:
Закрасить красным цветом редких животных, зелёным – спасённых животных, чёрным тех, кого, по-вашему мнению, не стоит спасать.
Карточка № 1.
Ёж, белый медведь, журавль, тараканы, дятел, соболь, бобры, волк, фламинго, крысы.
Карточка № 2.
Орёл-беркут, волк, бобры, воробьи, белый медведь, мыши, тигр, бабочка “Мёртвая голова”, белка, тараканы.
- Проверка самостоятельной работы.
Итог.
У нас в стране есть своя Красная книга (выставляется на доске). Она называется “ Красная книга Российской Федерации”. В ней собраны редкие и исчезающиевиды растений и животных.
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.
Домашнее задание: составление проекта плаката о защите животных, их охране.
Оценки.