Урок по окружающему миру "Красная книга. Животные из Красной книги"

Разделы: Начальная школа


Цель: дать представление о Красной книге; выделить основные причины исчезновения животных; воспитывать любовь к животным/

Оборудование: плакаты, иллюстрации животных, рисунки детей, видеоряд “Животные Красной книги”, видеофильм “Заповедники”.

Конспект урока

1. Проверка домашнего задания. Разминка.

  1. Животноводы занимаются разведением … (домашних животных).
  2. Домашняя рыба… (карп).
  3. Место разведения карпа… (пруд).
  4. Домашних зверей и птиц содержат на… (фермах).
  5. Домик для пчёл… (улей).
  6. Врач животных… (ветеринар).
  7. Время заготовки кормов… (лето).
  8. Корм для животных… (трава, сено).
  9. Трава, высыхая, превращается в… (сено).
  10. Продолжи: “Среди сельскохозяйственных животных есть: млекопитающие, птицы, рыбы,…(насекомые).
  11. Как называются крупные предприятия, где содержат огромное количество домашних животных?...(животноводческие комплексы и птицефабрики).
  12. Кого разводят на птицефабриках?... (Гусей, кур, уток, индеек).

- Учитель. А вы знаете, что домашние гуси и утки весной вдруг начинают тоскливо кричать, становятся возбуждёнными. Почему?

- Ученик. Предки домашних гусей и уток были перелётными птицами. Когда весной перелётные птицы пролетают высоко в небе, домашние гуси, утки тоскуют.

- Итог. Итак, мы выяснили, что человеку очень необходимы домашние животные. Но, кроме домашних животных есть дикие животные. Ребята, как вы думаете, для чего необходимы дикие животные?

(Ответы детей. Человек получает мясо, шкуры (мех). Хищники-санитары. Помогают размножаться растениям).

- Обобщение ответов. Животные играют огромную роль в природе: без них не могли бы размножаться и расселяться растения. Они украшают нашу природу.

О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живём, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты
Поля, леса, луга, моря и реки.

2. Работа по теме урока.

- Учитель. Сегодня поговорим об охране природы, охране животных.

Смотрите, к нам в окно влетели шарики с письмами. А что написано на конвертах? (Жалобы)

- А что означает слово “жалоба”? (Выслушиваются мнения детей)

- А теперь прочитаем запись на доске:

Жалоба - жаловаться-высказывать своё недовольствие, просить помощи.

- Сейчас вскроем конверты и прочитаем, кто же нам прислал жалобы. (Дети читают текст и определяют, кто им пишет)

Жалоба № 1

“Я живу в полярном крае, там, где вечно снег и лёд. Раньше нас было много, но от безудержной охоты нас поубавилось. Даже с самолётов в нас стреляли. А всё из-за белоснежной тёплой шубы. Могло случиться и такое, что не осталось бы нас на Земле”.

-Учитель. Ребята, кто прислал эту жалобу? (Белый медведь)

- А что вы о нём знаете?

(Самый сильный хищник, любит рыбу…).

Жалоба № 2

“Меня называют владыкой джунглей. А ещё я живу в тайге, Уссурийском крае. Но, из-за вырубки лесов, из-за неумеренной охоты, пожаров, нас стало совсем мало. Моя шкура с длинной шерстью, с желтоватыми и чёрными полосами привлекает внимание людей”.

- Учитель. От кого эта жалоба? Что о нём знаете? (Это тигр)

- Посмотрите на этих сильных, ловких красавцев. От кого зависит их судьба? (От человека)

- Как человек может им помочь? (Выслушиваются мнения детей)

- Учитель. Человек взял под защиту этих животных и многих других, которых осталось очень мало. А вы знаете, как называется книга, в которую заносят редких, исчезающих животных? (Выслушиваются ответы учеников)

-Учитель. Это действительно книга. Точнее, несколько томов, изданных международным союзом охраны природы и природных ресурсов. Цвет переплётов - красный. Почему?

- Ученик. Красный цвет сигнализирует опасность.

3. Работа с учебником.

Рассмотрите иллюстрации на странице учебника. Назовите животных, которые занесены в Красную книгу.

- Но в книге есть и другие страницы. Посмотрите, вот они.

На доске вывешены такие плакаты:

Красные – исчезающие животные.

Жёлтые – сокращающиеся животные.

Белые – редкие животные.

Серые – неопределённые животные.

Зелёные – восстанавливающиеся животные.

Итак: Красная книга информирует, призывает изучать, предупреждает, советует.

Физпауза.

Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
А теперь мы в лес пойдём. (Прослушивание аудио кассеты с голосами птиц)
Только в лес мы вошли,
Появились комары. (Хлопки)
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем. (Наклоны)
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом. (Прыжки)
Руки вниз, на пояс, вверх.
Убегаем от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

На Земле есть такие места, где человек следит за животными, помогает им, где не разрешена охота т. е. животные находятся под особой охраной. А как называют такие места?

- Ученик. Заповедники.

На доске появляется карточки с названиями заповедников.

Очень многие виды животных спасены. Прочитаем о них. (с. 108)

Скажите, а беречь надо только редких животных? (Чтение текста – продолжение)

4. Работа по проверке восприятия.

- Учитель. А теперь я проверю, все ли меня внимательно слушали. Работать будем по карточкам в мини группах. На карточке дан перечень животных. Ваша задача:

Закрасить красным цветом редких животных, зелёным – спасённых животных, чёрным тех, кого, по-вашему мнению, не стоит спасать.

Карточка № 1.

Ёж, белый медведь, журавль, тараканы, дятел, соболь, бобры, волк, фламинго, крысы.

Карточка № 2.

Орёл-беркут, волк, бобры, воробьи, белый медведь, мыши, тигр, бабочка “Мёртвая голова”, белка, тараканы.

- Проверка самостоятельной работы.

Итог.

У нас в стране есть своя Красная книга (выставляется на доске). Она называется “ Красная книга Российской Федерации”. В ней собраны редкие и исчезающиевиды растений и животных.

Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.

Домашнее задание: составление проекта плаката о защите животных, их охране.

Оценки.