Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" для учащихся 9–11-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Развитие творчества детей, внимания, логики, нестандартности мышления.
  2. Умение использовать ранее полученные знания в новой ситуации.
  3. Самостоятельный поиск знаний.
  4. Дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным детям.
  5. Представить обучение как яркое зрелище, увлекательное состязание, праздник.

Подготовительный этап: в классах набирается команда из 6 человек. Остальные – группа поддержки (болельщики). Группа поддержки готовит плакаты с лозунгами, если возможно – единая форма команды и болельщиков и т.п.

ТСО, оборудование: 2 флажка (лампы): зеленый, красный, 2 скатерти (зеленая, красная), 2 стола, 12 стульев, Гонг.

Оформление зала: шары, название игры, плакаты, музыкальное сопровождение.

Начало игры

Ведущий приветствует команды, зрителей. Знакомит с правилами игры (приложение). Затем по своему усмотрению приглашает за игровые столы первые две команды. Игра началась.

Вопросы к брейн-рингу

  1. Что общего между природным явлением , романом Ильи Эренбурга и правлением Хрущева? (Оттепель)
  2. В каком из балетов П.И.Чайковского все первое действие происходит у Новогодней елки? (Щелкунчик).
  3. Русский художник, автор картин “Утро в сосновом бору”, “Дождь в дубовом лесу” (Шишкин).
  4. Он спал и лежал на печи ровно 33 года, а когда проснулся, то встал и даже угодил на картину художника Васнецова. Кто это и как называется картина Васнецова? (Илья Муромец, “Три богатыря” Васнецова)
  5. Коренное население Антарктиды? (Нет населения)
  6. Опасное место на болоте? (Топь)
  7. Кто из великих драматургов утверждал, что “весь мир – театр, а люди в нем – актеры”? (У.Шекспир)
  8. Самая крупная статуя в мире? (Статуя Свободы в США)
  9. Можно ли иногда сказать, что железо – это жидкость? (Да, если его нагреть)
  10. Являются ли шахматы олимпийским видом спорта? (Нет)
  11. В Москве живут москвичи, в Туле – туляки, а в Архангельске кто? (Фрхангелогородцы)
  12. Это слово по латыни означает “переворот”, по-гречески – “катастрофа”, а как это слово произносим мы? (Революция)
  13. У русских – царь, у египтян – фараон, у франков – король, у арабов -….? (Халиф)
  14. Что делает Мертвое море мертвым? (Соль)
  15. Это слово не сходит со страниц газет, звучит по радио, ТВ. Знакомо оно и вам: способ формирования власти? (Выборы)
  16. Назовите “цветные моря” нашей планеты. (Белое, Красное, Черное, Желтое, Мраморное)
  17. В поезде Stop кран красного цвета. А какого цвета он в самолете? (Его там нет)
  18. ХХ век известен развитием Олимпийского движения. Вспомните его традиции и ответьте, где проходили Олимпийские игры 1940 и 1944 гг.? (Войны и Олимпийские игры несовместимы, поэтому в годы Второй мировой войны Олимпийские игры не проводились, но сохранили порядковый номер)
  19. Как появилось название денежки – копейка? (При Иване Ш новые деньги – серебряная монета с изображением князя на коне с копьем в руке)
  20. Всем известна картина Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (Джаконда). Какая деталь внешности отсутствует у женщины, изображенной на этом полотне, в то время как она есть у каждого человека. (Брови)
  21. Что означает выражение “Сизифов труд”? (Тяжелая, бессмысленная, безрезультатная работа)
  22. Почему у греческой богини правосудия Фемиды завязаны глаза? (Чтобы судить беспристрастно. На весах – добро и зло)
  23. Одно из главных изобретений Архимеда. Без него автомобилисты не рискуют отправляться в дорогу, особенно дальнюю. (Домкрат )
  24. Эта женщина – легенда родилась во Франции, но завоевала весь мир. Ее называли королевой, но не политика интересовала ее. Она была законодателем и предложенные ею законы безукоризненно исполнялись всеми женщинами. (Коко Шанель)
  25. Сколько раз ходил к морю старик из сказки “О рыбаке и рыбке”? (6 раз)
  26. Откуда на Руси пошло выражение “остаться с носом”? Что оно означает? (Нос – взятка. Если взятку не приняли и надежды на положительное решение дела невелики, отсюда и выражение – остаться с носом)
  27. В Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как сейчас мы называем отрубленную часть? (Рубль)
  28. Что означает обычай снимать перчатку при встрече, чтобы поздороваться? (Показать, что у тебя нет оружия, руки чисты, как и помыслы)
  29. Вода морей и океанов горько-соленая. Использовать ее для бытовых и технических нужд можно только после опреснения. Назовите простейший способ опреснения? (Кипячение)
  30. Этот популярный литературный герой мечтает о заграничном городе с красивым названием, в любом деле любит заявлять о себе как о главнокомандующем и при этом всегда чтит уголовный кодекс. (Остап Бендер)
  31. Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под бензина? (Порожняя, внутри ее образуется взрывоопасная концентрация паров бензина и воздуха)
  32. Великий русский ученый, поэт, художник, гордо утверждавший, что “может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать”? (Ломоносов)
  33. При изготовлении какого головного убора для военных за основу был взят шлем, который носили русские богатыри? (Буденовка)
  34. Князь Потемкин-Таврический, фаворит Екатерины П прославился как строитель Черноморского флота, генерал-фельдмаршал, но в какой “баталии” он потерял глаз? (В кабацкой драке)
  35. Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова)
  36. Что означает крылатое выражение “Бойся данайцев, дары приносящих”? (Коварный, опасный дар или уступка. Троянский конь из “Илиады” и “Одиссеи”
  37. Александр Македонский говорил, что отцу он обязан тем, что живет, а своему учителю – тем, что живет достойно. Назовите имя учителя. (Аристотель)
  38. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах Южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (Яблоко: 1) раздора, с чего началась Троянская война 2) запретный плод с древа познания в раю, 3) яблоко Ньютона, подтолкнувшее ученого на открытие закона тяжести)
  39. Однажды лиса похвалялась перед львицей своим многочисленным выводком: “Посмотри, сколько у меня лисят! И ежегодно нарождаются новые. А у тебя что? Только один детеныш… Что ответила львица лисе? (Оценивается на креативность, оригинальность ответа)
  40. Философ Плутарх: “Природа для того каждому дала 2 уха и 1 язык, чтобы…” Продолжите мысль. (…больше слушать – меньше говорить”. Возможны различные варианты ответа. Оценивать по оригинальности , креативности)
  41. В допетровской России орденов не было, но людей награждали. Не выходя из зала, наградите ведущего одной из высших наград того времени. (Назвать по имени-отчеству)
  42. В одном источнике указано: “Бородинская битва началась утром 26 августа 1812 года” , а другой историк Рамбо писал: “7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра”. Как объяснить это расхождение в датах? (Россия жила по старому календарю).
  43. Его роман в стихах современники называли “энциклопедией русской жизни”. Кто автор романа? Название Романа? (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”)
  44. По словам министра полиции Александра 1 графа Балашева, на вопрос Наполеона: “Какова ближайшая дорога, ведущая на Москву?”, от указал ему промежуточный пункт этой дороги, бессмысленный в географическом плане, но весьма поучительный в плане историческом. Назовите этот пункт. (Полтава)
  45. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. Есть еще одно изобретение Архимеда, которое и сейчас используется в быту и технике. Что это? (Винт Архимеда, в быту используется в мясорубке)
  46. У себя на родине ее называют по-разному: “старая леди”, “железная мадам”, “Собор воздушных потоков”. Подросток Ги де Мопассан, высмеивая ее называл “Длиннющей пирамидой”. О ком или о чем идет речь? (Эйфелева башня)
  47. Скажите по- французски “непредусмотренные чрезвычайные обстоятельства” (Форс-мажор)
  48. Кому принадлежит крылатая фраза: “Что и требовалось доказать”? (Евклиду. Этой формулой кончалось каждое математическое рассуждение великого греческого математика)
  49. Назовите самый известный мертвый город. (Помпеи)

Конец игры

Итак, игра завершена. Объявляются победители (участники поименно), вручаются грамоты, призы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Правила игры

В игре “Брейн-ринг”:

  1. Принимает участие несколько команд.
  2. Команды состоят из 6 человек, включая капитана.
  3. Игра продолжается от 1 до 3 часов, в зависимости от количества команд.
  4. На ринг вызываются 2 команды. Команды вызывает ведущий по своему усмотрению.
  5. Каждая из команд может сыграть несколько раз или вообще не выйти на ринг (в зависимости от активности).
  6. Победившей в каждой игре считается та команда, которая быстро наберет 3 очка (команда получает на свой счет 1 победу).
  7. Победившая команда остается на ринге, с не соревнуется другая команда, которую вызывает ведущий и т.д.

При игре команд на ринге:

  1. Ведущий задает вопрос.
  2. На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута.
  3. Если ответ готов без обсуждения, капитаны должны поднять флажок сразу после того как будет задан вопрос и прозвучит гонг.
  4. Если флажок поднят до того, как прозвучит гонг, команда получает фальстарт и право ответа переходит к команде соперника (с 1 минутой обсуждения).
  5. Право ответа получает та команда, которая быстрее поднимет флажок.
  6. Если ответ будет неправильным (или не точным), право ответа переходит к команде соперника (с промежутком обсуждения, который остался от одной минуты).
  7. Правильный ответ дает команде 1 очко.
  8. Если команды не дали правильного ответа, то во втором раунде разыгрывается 2 очка и т.д.
  9. В каждой игре проводится несколько раундов (пока одна из команд не наберет 3 очка – 1 победа).
  10. Победившей в игре считается та команда, которая выиграет больше игр и набирает большее количество побед (баллов), т.е. больше игрового времени провела за столом и набрала большее количество баллов)

Примечание: Для более интересного завершения игры, с командой-победительницей вне конкурса может сыграть команда учителей.