Цели и задачи:
- Развитие творчества детей, внимания, логики, нестандартности мышления.
- Умение использовать ранее полученные знания в новой ситуации.
- Самостоятельный поиск знаний.
- Дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным детям.
- Представить обучение как яркое зрелище, увлекательное состязание, праздник.
Подготовительный этап: в классах набирается команда из 6 человек. Остальные – группа поддержки (болельщики). Группа поддержки готовит плакаты с лозунгами, если возможно – единая форма команды и болельщиков и т.п.
ТСО, оборудование: 2 флажка (лампы): зеленый, красный, 2 скатерти (зеленая, красная), 2 стола, 12 стульев, Гонг.
Оформление зала: шары, название игры, плакаты, музыкальное сопровождение.
Начало игры
Ведущий приветствует команды, зрителей. Знакомит с правилами игры (приложение). Затем по своему усмотрению приглашает за игровые столы первые две команды. Игра началась.
Вопросы к брейн-рингу
- Что общего между природным явлением , романом Ильи Эренбурга и правлением Хрущева? (Оттепель)
- В каком из балетов П.И.Чайковского все первое действие происходит у Новогодней елки? (Щелкунчик).
- Русский художник, автор картин “Утро в сосновом бору”, “Дождь в дубовом лесу” (Шишкин).
- Он спал и лежал на печи ровно 33 года, а когда проснулся, то встал и даже угодил на картину художника Васнецова. Кто это и как называется картина Васнецова? (Илья Муромец, “Три богатыря” Васнецова)
- Коренное население Антарктиды? (Нет населения)
- Опасное место на болоте? (Топь)
- Кто из великих драматургов утверждал, что “весь мир – театр, а люди в нем – актеры”? (У.Шекспир)
- Самая крупная статуя в мире? (Статуя Свободы в США)
- Можно ли иногда сказать, что железо – это жидкость? (Да, если его нагреть)
- Являются ли шахматы олимпийским видом спорта? (Нет)
- В Москве живут москвичи, в Туле – туляки, а в Архангельске кто? (Фрхангелогородцы)
- Это слово по латыни означает “переворот”, по-гречески – “катастрофа”, а как это слово произносим мы? (Революция)
- У русских – царь, у египтян – фараон, у франков – король, у арабов -….? (Халиф)
- Что делает Мертвое море мертвым? (Соль)
- Это слово не сходит со страниц газет, звучит по радио, ТВ. Знакомо оно и вам: способ формирования власти? (Выборы)
- Назовите “цветные моря” нашей планеты. (Белое, Красное, Черное, Желтое, Мраморное)
- В поезде Stop кран красного цвета. А какого цвета он в самолете? (Его там нет)
- ХХ век известен развитием Олимпийского движения. Вспомните его традиции и ответьте, где проходили Олимпийские игры 1940 и 1944 гг.? (Войны и Олимпийские игры несовместимы, поэтому в годы Второй мировой войны Олимпийские игры не проводились, но сохранили порядковый номер)
- Как появилось название денежки – копейка? (При Иване Ш новые деньги – серебряная монета с изображением князя на коне с копьем в руке)
- Всем известна картина Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (Джаконда). Какая деталь внешности отсутствует у женщины, изображенной на этом полотне, в то время как она есть у каждого человека. (Брови)
- Что означает выражение “Сизифов труд”? (Тяжелая, бессмысленная, безрезультатная работа)
- Почему у греческой богини правосудия Фемиды завязаны глаза? (Чтобы судить беспристрастно. На весах – добро и зло)
- Одно из главных изобретений Архимеда. Без него автомобилисты не рискуют отправляться в дорогу, особенно дальнюю. (Домкрат )
- Эта женщина – легенда родилась во Франции, но завоевала весь мир. Ее называли королевой, но не политика интересовала ее. Она была законодателем и предложенные ею законы безукоризненно исполнялись всеми женщинами. (Коко Шанель)
- Сколько раз ходил к морю старик из сказки “О рыбаке и рыбке”? (6 раз)
- Откуда на Руси пошло выражение “остаться с носом”? Что оно означает? (Нос – взятка. Если взятку не приняли и надежды на положительное решение дела невелики, отсюда и выражение – остаться с носом)
- В Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как сейчас мы называем отрубленную часть? (Рубль)
- Что означает обычай снимать перчатку при встрече, чтобы поздороваться? (Показать, что у тебя нет оружия, руки чисты, как и помыслы)
- Вода морей и океанов горько-соленая. Использовать ее для бытовых и технических нужд можно только после опреснения. Назовите простейший способ опреснения? (Кипячение)
- Этот популярный литературный герой мечтает о заграничном городе с красивым названием, в любом деле любит заявлять о себе как о главнокомандующем и при этом всегда чтит уголовный кодекс. (Остап Бендер)
- Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под бензина? (Порожняя, внутри ее образуется взрывоопасная концентрация паров бензина и воздуха)
- Великий русский ученый, поэт, художник, гордо утверждавший, что “может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать”? (Ломоносов)
- При изготовлении какого головного убора для военных за основу был взят шлем, который носили русские богатыри? (Буденовка)
- Князь Потемкин-Таврический, фаворит Екатерины П прославился как строитель Черноморского флота, генерал-фельдмаршал, но в какой “баталии” он потерял глаз? (В кабацкой драке)
- Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова)
- Что означает крылатое выражение “Бойся данайцев, дары приносящих”? (Коварный, опасный дар или уступка. Троянский конь из “Илиады” и “Одиссеи”
- Александр Македонский говорил, что отцу он обязан тем, что живет, а своему учителю – тем, что живет достойно. Назовите имя учителя. (Аристотель)
- Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах Южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (Яблоко: 1) раздора, с чего началась Троянская война 2) запретный плод с древа познания в раю, 3) яблоко Ньютона, подтолкнувшее ученого на открытие закона тяжести)
- Однажды лиса похвалялась перед львицей своим многочисленным выводком: “Посмотри, сколько у меня лисят! И ежегодно нарождаются новые. А у тебя что? Только один детеныш… Что ответила львица лисе? (Оценивается на креативность, оригинальность ответа)
- Философ Плутарх: “Природа для того каждому дала 2 уха и 1 язык, чтобы…” Продолжите мысль. (…больше слушать – меньше говорить”. Возможны различные варианты ответа. Оценивать по оригинальности , креативности)
- В допетровской России орденов не было, но людей награждали. Не выходя из зала, наградите ведущего одной из высших наград того времени. (Назвать по имени-отчеству)
- В одном источнике указано: “Бородинская битва началась утром 26 августа 1812 года” , а другой историк Рамбо писал: “7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра”. Как объяснить это расхождение в датах? (Россия жила по старому календарю).
- Его роман в стихах современники называли “энциклопедией русской жизни”. Кто автор романа? Название Романа? (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”)
- По словам министра полиции Александра 1 графа Балашева, на вопрос Наполеона: “Какова ближайшая дорога, ведущая на Москву?”, от указал ему промежуточный пункт этой дороги, бессмысленный в географическом плане, но весьма поучительный в плане историческом. Назовите этот пункт. (Полтава)
- Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. Есть еще одно изобретение Архимеда, которое и сейчас используется в быту и технике. Что это? (Винт Архимеда, в быту используется в мясорубке)
- У себя на родине ее называют по-разному: “старая леди”, “железная мадам”, “Собор воздушных потоков”. Подросток Ги де Мопассан, высмеивая ее называл “Длиннющей пирамидой”. О ком или о чем идет речь? (Эйфелева башня)
- Скажите по- французски “непредусмотренные чрезвычайные обстоятельства” (Форс-мажор)
- Кому принадлежит крылатая фраза: “Что и требовалось доказать”? (Евклиду. Этой формулой кончалось каждое математическое рассуждение великого греческого математика)
- Назовите самый известный мертвый город. (Помпеи)
Конец игры
Итак, игра завершена. Объявляются победители (участники поименно), вручаются грамоты, призы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила игры
В игре “Брейн-ринг”:
- Принимает участие несколько команд.
- Команды состоят из 6 человек, включая капитана.
- Игра продолжается от 1 до 3 часов, в зависимости от количества команд.
- На ринг вызываются 2 команды. Команды вызывает ведущий по своему усмотрению.
- Каждая из команд может сыграть несколько раз или вообще не выйти на ринг (в зависимости от активности).
- Победившей в каждой игре считается та команда, которая быстро наберет 3 очка (команда получает на свой счет 1 победу).
- Победившая команда остается на ринге, с не соревнуется другая команда, которую вызывает ведущий и т.д.
При игре команд на ринге:
- Ведущий задает вопрос.
- На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута.
- Если ответ готов без обсуждения, капитаны должны поднять флажок сразу после того как будет задан вопрос и прозвучит гонг.
- Если флажок поднят до того, как прозвучит гонг, команда получает фальстарт и право ответа переходит к команде соперника (с 1 минутой обсуждения).
- Право ответа получает та команда, которая быстрее поднимет флажок.
- Если ответ будет неправильным (или не точным), право ответа переходит к команде соперника (с промежутком обсуждения, который остался от одной минуты).
- Правильный ответ дает команде 1 очко.
- Если команды не дали правильного ответа, то во втором раунде разыгрывается 2 очка и т.д.
- В каждой игре проводится несколько раундов (пока одна из команд не наберет 3 очка – 1 победа).
- Победившей в игре считается та команда, которая выиграет больше игр и набирает большее количество побед (баллов), т.е. больше игрового времени провела за столом и набрала большее количество баллов)
Примечание: Для более интересного завершения игры, с командой-победительницей вне конкурса может сыграть команда учителей.