Путешествие по глобусу и карте вместе с Жюлем Верном.
Географическое прочтение романа «Пятнадцатилетний капитан».
Его мечты на всей всемирной карте
Оставили свой животворный знак.
И.Северянин «Жюль Верн».
Оборудование урока:
- портрет писателя,
- физическая карта мира,
- атласы,
- контурные карты,
- диск с шумом океана,
- видеоаппаратура,
- кассета с в/фильмом о китах,
- книги.
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации полученных знаний по географии и литературе в 6 классе.
Цель урока:
- формирование целостной картины мира через взаимосвязь двух предметов;
- систематизация знаний, умений, навыков;
- повышение мотивации учебной деятельности.
Ход урока
1. Вступительное слово (под шум моря):
Учитель литературы: 8 февраля 2008 года исполнилось 180 лет со дня рождения великого французского писателя – фантаста, создателя множества книг о путешествиях и приключениях Жюля Верна. Его герои побывали во всех уголках земного шара. Опускались на дно океана и долетали до Луны. Он путешествовал вместе с ними, не выходя из своего кабинета.
Учитель географии : А мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие по географической карте вместе с героями замечательного романа «Пятнадцатилетний капитан», не выходя из класса. С Диком Сендом, его друзьями и недругами мы пройдем маршрут команды шхуны «Пилигрим». Мы надеемся, что многие географические термины отныне в ваших сердцах зазвучат поэтически возвышенно.
2. Викторина по прочитанному (готовность к плаванию):
- Почему поверхность моря иногда становится красноватой?
- Кто впервые назвал Дика Сэнда «пятнадцатилетним капитаном»?
- Каким образом удалось проскочить рифы при бушующем море?
- Где спасались путники от проливного ливня?
- О каких исследователях Африки рассказывает Жюль Верн?
- Какое известие, пришедшее 13 июня 1873 г., доставило большую радость всем работорговцам почему?
- Сколько длилось вынужденное путешествие героев романа? (6,5 месяцев)
- Итак, каждый из вас готов начать наше путешествие. Отдать швартовы!
3. Определение координат судна.
Учитель географии:2 февраля 1873 г. Шхуна находилась на 430ю.ш. и 1650з.д. Давайте расположим судно на карте по заданным координатам.
4. Словарная работа:
Учитель литературы: Ребята, знаете ли вы ,что означает название шхуны – «Пилигрим»?
«пилигрим» - странник, путник, путешественник, паломник к святым местам.
Случайно ли Ж.Верн назвал судно именно так?
- название подготавливает читателей романа к путешествиям и приключениям;
- оно характеризует героев: это смелые, отважные люди, кот-е не боятся никаких преград и готовы идти к своей цели.
Учитель географии: Итак, «Пилигрим» отправился в опасное путешествие. Мы восстановим тот маршрут, по которому намеревался провести корабль капитан Халл (Гуль), и тот, по которому судно отправилось из-за козней Негоро.
Учитель литературы: Откроем первую страницу романа (чтение отрывка)
Показ на карте упоминающихся геогр.объектов (Берингов пролив, о.Тасмания, мыс Горн, мыс Доброй Надежды, арх.Новая Зеландия, Атлантический океан, Тихий океан.)
6. Работа с текстом и просмотр видеосюжета.Учитель литературы: А для чего предназначалось судно «Пилигрим», чем занималась его команда?(ответ учеников).
В настоящее время охота на китов запрещена, потому что из-за варварского истребления они почти исчезли и теперь занесены в Красную Книгу. Это очень красивые и могучие животные. (просмотр видеосюжета).
Что случилось с командой «Пилигрима» во время охоты? (зачитать отрывок). А кого вам больше жаль - китиху или людей?
Кто стал управлять судном, после гибели капитана?
Есть мальчишки, которые в 15 лет проявляют свою самостоятельность: курят, грубят взрослым, ругаются матом, прогуливают уроки – им все нипочем. А есть такие, кто в 15 лет способен взять на себя ответственность за судьбы других людей, мужественно бороться с опасностями, крепко сжав зубы, терпеть лишения и несмотря ни на что идти к своей цели. Такого 15-летнего мальчишку (почти вашего ровесника) делает героем своего романа Жюль Верн.
7. Работа с картой.Учитель географии: Координаты после охоты на кита (глава 9). Судно незначительно уклонилось от намеченного курса. Оно находились под 430ю.ш. и 1640з.д. А куда же оно направлялось? (ответ ученика – Вальпараисо или другой ближайший порт на западном побережье Южной Америки).
Отметить на карте в каком направлении должна была двигаться шхуна.
А теперь вспомним, что сделал судовой кок Негоро, чтобы неопытный капитан привел корабль в Африку? (Разбил один компас, перерезал линь, под второй компас подложил железный брусок и судно отклонилось от курса на 45 градусов. После того как они миновали мыс Горн, он вынул брусок, и судно, выровняв курс, поплыло в Африку).
Отметить на карте путь судна, по которому стало двигаться судно.
8. Беседа по тексту и работа с таблицей.Учитель литературы: По каким признакам Дик Сэнд догадался о страшной правде? (ответы учащихся с использованием таблиц животных).
9. Сообщение о истории географических карт.Учитель географии: Вспомните, что путешественники не смогли взять с разбившегося корабля? (геогр. карты, так как они оказались испорченными морской водой). А ведь будь у них карта, многих опасностей можно было избежать, т.к. карта – первый помощник путешественника.
Выступление ученика: Древние жители Гавайских островов брали с собой в плавание тыкву. На ее кожуре они отмечали острова, которые проплывали, и это помогало им вернуться назад. Полинезийские мореходы делали карты из сплетенных веточек, которые указывали направления течений. Люди стали делать глиняные карты около 2600 лет назад: в центре круглой суши изображали Вавилон. К концу 16 века самыми точными картами были карты Герарда Маркатора.
Сообщение учителя: В наши дни на помощь картографам пришли космические спутники, их информацию передают на компьютеры, которые преобразуют их в карты. Существует современная система глобального определения местоположения. В настоящее время в ней 30 работающих спутников. В ближайшей перспективе GPS-функция будет встроена в большинство мобильных телефонов, и мы сможем использовать на уроке наши телефоны как техническое средство обучения.
10. Проверка дом. задания.Учитель литературы: Дома вам нужно было поработать и с текстом романа и с географической картой. Сдайте опросные листы с вашими ответами. ( см. Приложение 1.)
11. Беседа.Учитель литературы: Долгих 4 месяца Дик со своими друзьями скитался по дебрям Экваториальной Африки, таящим много опасностей.
Что пришлось пережить героям? (ответы учеников).
Как им удалось спастись? (ответы учеников).
12. Выводы.Учитель литературы: Возвратившись в Сан – Франциско, наш пятнадцатилетний капитан не почувствовал особого облегчения. Наоборот, его начали терзать угрызения совести. Почему? Найдите ответ на этот вопрос на последнее странице романа и зачитайте.(чтение отрывка).
Какой урок дает читателю автор? (знания помогают человеку преодолевать жизненные трудности)
Учитель географии: Герои Жюля Верна, путешествуя, учатся. Нас с вами, в какой-то степени, тоже можно назвать пилигримами, хотя мы учимся, не выходя за пределы школьных кабинетов. Давайте же получать знания с непреодолимым желанием, совершать удивительные открытия, которые украсят нашу жизнь и помогут в преодолении жизненных трудностей.
Учитель литературы: А сегодня мы попытались не просто еще раз вспомнить захватывающие события знаменитого романа, но и применить к литературным знаниям географические. Оценка за урок будет складываться из той, что вы получите за выполнение домашнего задания, и оценки за работу на уроке, которую вы поставите себе сами в дневник.
Приложение 1
Опросный лист
- Где нашел собаку Динго капитан «Вальдека»? Определите координаты этого места. (ч.2.гл.19.)
- Появление какого острова, по ошибочным предположениям Дика Сэнда, являлось счастливым предзнаменованием?(ч.1.гл.12.) Определите его координаты.
- Какой это был остров на самом деле? (ч.2.гл.2.) определите его координаты.
- Где, по словам Гэрриса, «Пилигрим» потерпел крушение? Где это случилось на самом деле? (ч.1.гл.15; ч.2 гл.2)
- О каких исследователях Африки подробно рассказывает автор в романе?
- Какой наукой увлекался кузен Бенедикт?
- Кто был хозяином собаки Динго и что с ним случилось?
Список использованных источников.
- Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан. – М.: Детская литература, 1982.
- Горепекина Л.М., Немыкина Н.И. Географическое прочтение романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».- «Первое сентября. География». – 18. – 2006г.