Развитие речи учащихся – это основа школьного обучения детей языку. Среди разнообразных упражнений, которые применяются в целях повышения речевой культуры учащихся, видное место должны занимать упражнения лексического характера, направленные на расширение активного словаря, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают последнее не только правильным и точным, но и выразительным. Необходимость уделять особое внимание в работе по развитию речи учащихся именно упражнениям над словом вызывается тем, что словарь младших школьников “как правило, довольно беден. В большинстве случаев он не выходит за рамки обиходно – бытового словаря. Зная прямое значение многих русских слов, дети часто не умеют их употреблять в переносном смысле, что чрезвычайно обедняет их речь. Они еще не могут осмыслить такого важного явления языка, как многозначность слова. И здесь важно приучить детей работать с толковыми словарями.
– Замени высказывания одним словом.
- Человек (передвигается на ногах) .
- Лед (плывет по реке).
- Письмо (кто-то его несет или везет кому-то).
- Весна (один весенний день сменяется другим).
– Подбери разные значения слова – богатый.
– Замени высказывания одним словом.
Составь предложения, в которых слово язык употребляется в разных значениях.
Замени фразеологические обороты
словами – синонимами.
|
Программа по русскому языку для начальных классов предусматривает практическое знакомство детей не только с синонимами, но и с антонимами. По выражению А.А Реформатского “антонимы – очень сильное стилистическое средство языка”. Они оживляют речь, делают ее более наглядной и образной. Кроме того, упражнения над антонимами требуют от учащихся применения таких логических операций, как сравнение, сопоставление, противопоставление, и тем самым содействуют развитию мыслительных способностей детей, что является одной из важнейших задач школьного обучения.
Задания.
К словам левого столбика припиши
слова, противоположные по смыслу, данные в правом
столбике.
|
В данных ниже пословицах и поговорках
подчеркни слова, противоположные по смыслу. Ученье
свет, а неученье – тьма. |
II уровень.
Среди данных ниже слов найди и
выпиши парами те, которые имеют противоположное
значение. Встречать, работать, ненастье, потушить, школа, мягкий, правда, ведро, можно, ложь, отдыхать, урок, зажечь, жара, провожать, жесткий, нельзя, холод, трактор. |
Впиши в предложение антоним. Солнце
всходит и……… |
III уровень
Впиши в предложения антонимы. Лучше
знать мало, но хорошо, чем……, да……... |
В толковом словаре С. И. Ожегова
найди значение слова искусство Запиши слова, образованные от этого слова. Составь предложения со словом искусство, употребляя его в разных значениях. |
Определи три значения слова свежий
по предложениям. Вкусно пахнет свежим хлебом. |
Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. Практическое усвоение младшими школьниками доступных им синонимических богатств родного языка будет протекать успешно только в том случае, если применять такие виды упражнений, которые позволят сначала дифференцированно, а потом и в совокупности вырабатывать у учащихся те умения, которые необходимы для того, чтобы овладеть основами лексической синонимии русского языка.
Задания.
I уровень
– Списать текст. Подчеркнуть слова
близкие по смыслу. Зимой. Выпиши отдельно подчеркнутые тобою слова. Устно ответь на следующие вопросы, каким словом (из выписанных) лучше всего назвать детей, которых отдают в ясли? Какими словами можно назвать учеников II и III классов? |
II уровенъ.
Из данного ниже списка слов выпиши слова, близкие по значению существительным темнота, распорядок, отметка и прилагательным интересный, красный.
Занимательный, потемки, прекрасный, тетрадь, правила, оценка, забавный, прелестный, сумерки, корабль, балл, увлекательный, картофель, режим.
Распредели слова по группам так,
чтобы в каждую группу были включены только слова,
близкие по значению. Вежливый, преграда, шелест, вереница, шорох, обходительный, цепочка, любезный, шуршание, граница, ряд, препятствие, здание, рубеж, тормоз, черта, линия, дом, помеха. |
Замени подчеркнутое слово близким
по значению. Студеный ключ играет по оврагу. Стояло жаркое лето. Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь. В лесу мы наблюдали, как быстрая белочка перепрыгивала с одного дерева на другое. |
Запиши прилагameльные с теми
существительнымu, с которыми их можно
употреблять. Коричневый, карий (платье,
глаза, костюм). Густой, дремучий (лес, туман) |
Подбери к каждому существительному
близкое по СМЫСЛУ слово так, чтобы из первых букв
подобранных слов получилось слово зима.
Работа, родник, холод, деятельный. Упражнение выполняй так: сначала запиши столбиком данные слова; после каждого слова поставь по одной букве так, чтобы при чтении сверху вниз получилось слово зима. Образец: Работа – з………… Родник – и Холод – м Деятельный – а |
Спиши, заменяя подчеркнутые слова, противоположными по с.мыслу. Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали. |
Фразеология – это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. В ней, как в зеркале отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа. Фразеология – неистощимый источник познания языка. Это одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка.
Задания.
I уровень
Вставь в.место точек название
животных. . Голоден как……… Надут как …….. Хитер как………. Нем как…………. Труслив как ……….. Грязный как …… Здоров как ………… Упрям как ………. Изворотлив как …… Болтлив как ……. |
Закончи крылатые выражение……….. Поди туда – не зная куда,……………… Скоро сказка сказывается,…………. Это все присказка…………………… |
II уровень
Что это? а) Его вешают, приходя
в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду
суют, вмешиваясь не в свое дело. |
Подбери подходящий по СМЫСЛУ
фразеологизм. О том, кто часто меняет свои
решения. |
III уровень
Подбери 5 устойчивых
словосочетаний с повторяющимися словами “ни ...
ни”
|
Запиши 5 фразеологизмов со словом голова |
Вспомни, как называют в народе
такого человека. Подал ручку да подставил
ножку. |
Литература
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
- В.Волина. Русский язык Учимся играя.
- В.Волина. Этимологический словарь.
- Е.А.Быстрова. Краткий фразеологический словарь русского языка.
- Е.Леонович. Русский язык.
- М.Р. Львов. Словарь синонимов и антонимов.