Формирование педагогического контроля и оценки образовательных достижений школьника

Разделы: Социальная педагогика


Развитие речи учащихся – это основа школьного обучения детей языку. Среди разнообразных упражнений, которые применяются в целях повышения речевой культуры учащихся, видное место должны занимать упражнения лексического характера, направленные на расширение активного словаря, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают последнее не только правильным и точным, но и выразительным. Необходимость уделять особое внимание в работе по развитию речи учащихся именно упражнениям над словом вызывается тем, что словарь младших школьников “как правило, довольно беден. В большинстве случаев он не выходит за рамки обиходно – бытового словаря. Зная прямое значение многих русских слов, дети часто не умеют их употреблять в переносном смысле, что чрезвычайно обедняет их речь. Они еще не могут осмыслить такого важного явления языка, как многозначность слова. И здесь важно приучить детей работать с толковыми словарями.

Замени высказывания одним словом.

  • Человек (передвигается на ногах) .
  • Лед (плывет по реке).
  • Письмо (кто-то его несет или везет кому-то).
  • Весна (один весенний день сменяется другим).

– Подбери разные значения слова – богатый.

– Замени высказывания одним словом.

  • Человек (денежный, зажиточный).
  • Это (роскошный).
  • Урожай (обильный).

Составь предложения, в которых слово язык употребляется в разных значениях.

Замени фразеологические обороты словами синонимами.

В час по чайной ложке
Рукой подать
Повесить нос
Раз, два и обчелся
Куры не клюют
Кожа да кости

Программа по русскому языку для начальных классов предусматривает практическое знакомство детей не только с синонимами, но и с антонимами. По выражению А.А Реформатского “антонимы – очень сильное стилистическое средство языка”. Они оживляют речь, делают ее более наглядной и образной. Кроме того, упражнения над антонимами требуют от учащихся применения таких логических операций, как сравнение, сопоставление, противопоставление, и тем самым содействуют развитию мыслительных способностей детей, что является одной из важнейших задач школьного обучения.

Задания.

К словам левого столбика припиши слова, противоположные по смыслу, данные в правом столбике.

Север болезнь
Высокий – ленивый
Улететь – польза
Загадка – легкий
Завязать – закрыть
Прилежный – юг
Светлый – низкий
Вред – пpuлететь
Здоровье – темный
Открыть – отгадка
Тяжелый – развязать

В данных ниже пословицах и поговорках подчеркни слова, противоположные по смыслу.

Ученье свет, а неученье тьма.
Каково начало, таков и конец.
Не узнавши горя, не узнаешь и радости. Лето припасает, а зима подъедает. Сытый голодного не разумеет.
Мир строит, а война разрушает. Петь лучше вместе, говорить врозь.

II уровень.

Среди данных ниже слов найди и выпиши парами те, которые имеют противоположное значение.

Встречать, работать, ненастье, потушить, школа, мягкий, правда, ведро, можно, ложь, отдыхать, урок, зажечь, жара, провожать, жесткий, нельзя, холод, трактор.

 

Впиши в предложение антоним.

Солнце всходит и………
На каждую загадку есть…
...
Книга содержит вопросы и …
...
Настал вечер и шум сменился …
...
В чаще леса сумрачно, а на опушке…
.

III уровень

Впиши в предложения антонимы.

Лучше знать мало, но хорошо, чем……, да……...
Правый берег у реки высокий и крутой, левый……и…
….
Погода испортилась: ясные, теплые дни сменились ……и ……
.
Узкие кривые улицы старой Москвы заменились теперь……и…
...

 

В толковом словаре С. И. Ожегова найди значение слова искусство

Запиши слова, образованные от этого слова. Составь предложения со словом искусство, употребляя его в разных значениях.

 

Определи три значения слова свежий по предложениям.

Вкусно пахнет свежим хлебом.
К утру подул свежий ветер с моря.
Подай мне свежую газету.

Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. Практическое усвоение младшими школьниками доступных им синонимических богатств родного языка будет протекать успешно только в том случае, если применять такие виды упражнений, которые позволят сначала дифференцированно, а потом и в совокупности вырабатывать у учащихся те умения, которые необходимы для того, чтобы овладеть основами лексической синонимии русского языка.

Задания.

I уровень

– Списать текст. Подчеркнуть слова близкие по смыслу.

Зимой.
Пришла З...ма. Выпало много снегу. Дети выб…жали на улицу. М… лыши к... таются на санках. Р...бята постарше бегают на лыжах или на коньках. Вес… ло д. .. творе з… мой.

Выпиши отдельно подчеркнутые тобою слова.

Устно ответь на следующие вопросы, каким словом (из выписанных) лучше всего назвать детей, которых отдают в ясли? Какими словами можно назвать учеников II и III классов?

II уровенъ.

Из данного ниже списка слов выпиши слова, близкие по значению существительным темнота, распорядок, отметка и прилагательным интересный, красный.

Занимательный, потемки, прекрасный, тетрадь, правила, оценка, забавный, прелестный, сумерки, корабль, балл, увлекательный, картофель, режим.

Распредели слова по группам так, чтобы в каждую группу были включены только слова, близкие по значению.

Вежливый, преграда, шелест, вереница, шорох, обходительный, цепочка, любезный, шуршание, граница, ряд, препятствие, здание, рубеж, тормоз, черта, линия, дом, помеха.

 

Замени подчеркнутое слово близким по значению.

Студеный ключ играет по оврагу. Стояло жаркое лето. Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь. В лесу мы наблюдали, как быстрая белочка перепрыгивала с одного дерева на другое.

 

Запиши прилагameльные с теми существительнымu, с которыми их можно употреблять.

Коричневый, карий (платье, глаза, костюм). Густой, дремучий (лес, туман)
Горячий, знойный (лето, вода, привет)
Обширный, безграничный (помещение, степь, сад) Смуглый, темный (волосы, лицо, небо)
Старый, пожилой (человек, учебник)

 

Подбери к каждому существительному близкое по СМЫСЛУ слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово зима. Работа, родник, холод, деятельный.

Упражнение выполняй так:

сначала запиши столбиком данные слова;

после каждого слова поставь по одной букве так, чтобы при чтении сверху вниз получилось слово зима.

Образец: Работа – з…………

Родник – и

Холод – м

Деятельный – а

 

Спиши, заменяя подчеркнутые слова, противоположными по с.мыслу. Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.

Фразеология – это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. В ней, как в зеркале отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа. Фразеология – неистощимый источник познания языка. Это одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка.

Задания.

I уровень

Вставь в.место точек название животных. .

Голоден как……… Надут как ……..

Хитер как………. Нем как………….

Труслив как ……….. Грязный как ……

Здоров как ………… Упрям как ……….

Изворотлив как …… Болтлив как …….

 

Закончи крылатые выражение………..

Поди туда не зная куда,………………

Скоро сказка сказывается,………….

Это все присказка……………………

II уровень

Что это?

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
б) Не цветы, вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
в) Он в голове легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

 

Подбери подходящий по СМЫСЛУ фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо. О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.

III уровень

Подбери 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами “ни ... ни”

 

Запиши 5 фразеологизмов со словом голова
Вспомни, как называют в народе такого человека.

Подал ручку да подставил ножку.
Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне.
Ноги с подходом, руки с подносом, голова с поклоном. Ел да устал, спал да намаялся.
Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.

Литература

  1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
  2. В.Волина. Русский язык Учимся играя.
  3. В.Волина. Этимологический словарь.
  4. Е.А.Быстрова. Краткий фразеологический словарь русского языка.
  5. Е.Леонович. Русский язык.
  6. М.Р. Львов. Словарь синонимов и антонимов.