Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию Н.Н. Носова

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • глубже познакомить учащихся с биографией писателя;
  • обобщить и систематизировать их знания произведений Н.Н. Носова;
  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

<Приложение>

Ведущая. Дорогие ребята! Уважаемые взрослые!

Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы поговорить о замечательном детском писателе Николае Николаевиче Носове, вспомнить его произведения и таким образом отметить 100-летие со дня его рождения .

Н.Н. Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве. Его детство прошло в пригороде Киева, в Ирпене. Это курортное место, где много санаториев, чистый воздух, целебное солнце и хрустальная вода.

Отец Носова был человеком искусства, мама тоже пела, но была еще и рукодельницей. Поэтому маленький Коля был с детства среди интересных творческих людей. С 5 лет он начал читать, и читал много. Но писателем он стал не сразу.

С детства Николай Носов обладал разнообразными талантами, много знал. Многое ему пришлось испытать и испробовать в жизни. Он перепробовал многие специальности, был чернорабочим, учился играть на скрипке, увлекался химией, шахматами, фотографией. Но потом поступил в Киевский институт кинематографии и стал снимать научные, учебные и мультфильмы.

Когда Н.Н. Носова спросили, почему он решил стать писателем, он ответил:

“Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и мне было, что сказать людям. Постепенно я понял, что сочинять для детей - наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное – любви к детям, и уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с большим и очень теплым уважением”.

Какие произведения Н.Н. Носова вы читали?

Ведущая. “Веселые рассказы” были написаны в 1947 году, более полувека назад вышли в свет “Дневник Коли Синицына”, “Приключения Незнайки”, другие произведения, героями которых были известные вам герои. И даже не верится, что давно эти герои стали любимыми для ваших бабушек и дедушек, ваших пап и мам.

Сегодня вас ждут викторины, конкурсы, участвуя в которых вы сможете проявить свои знания произведений Н.Н. Носова, посмеяться вместе над забавными историями из этих произведений.

Ведущая. Сейчас вам предстоит отгадать, как называется произведение Носова?

Перед вами выступают ученики 3 А класса.

Показ фрагмента из рассказа “Фантазеры”.

Ведущая. Продолжим наше путешествие по произведениям Николая Носова.

Каждый класс выставляет свою команду из 4 человек.

Вам предлагается “Таинственное послание”.

Через 5 минут вы предоставите жюри расшифрованное таинственное послание.

1. Конкурс “Таинственное послание”.

Шифр: каждая цифра – порядковый номер буквы в алфавите.

А 1, 33, 14, 16, 18, 6, 14, 16, 4, 17, 6, 18, 6, 17, 13, 29, 20, 30

. “А я море мог переплыть”

Б 14, 29, 19, 3, 1, 13, 6, 11, 9, 1, 20, 6, 11, 15, 10, 12, 1, 0

“Мы с Валей затейники”

2. Шифр: буквы в обратном порядке.

АЯАВИЖ-ИЖ-ИЖ АНО”

“Она жи-жи-живая”

Б “ЬСЮОБ-ОБ ЫПЯЛШ”

“Шляпы боюсь”.

3. Шифр: буквы вверх ногами.

“Огородники”

“Автомобиль”.

2. Конкурс “Тест – путешествие по “Приключениям Незнайки”.

Подчеркните правильный ответ.

1. Как назывался город, в котором жили коротышки?

Конфетный

Цветочный

Малышкин.

2. Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетели малыши на шаре?

Зеленый

Оранжевый

Пестрый

 

3. Какого роста были коротышки?

Ростом с гриб

Ростом с огурец

Ростом с арбуз.

4. Из чего были сделаны воротнички на платьях у малышек?

Из тополиных пушинок

Из черно-бурых гусениц

Из кружев

5. Из чего Знайка сделал воздушный шар?

Сшил из легкой ткани

Из сока цветов, похожих на фикусы

Из целлофанового пакета.

6. Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин?

Йодом и касторкой

Зеленкой

Горчичниками.

Подведение итогов конкурса.

3. Конкурс “Вам письмо”. Угадайте, из каких произведений Н. Носова эти послания?

Дорогие ребята!

Когда вы уехали с дачи, мы ухаживали за вашей репкой. А когда лето кончилось, мы собрали весь урожай. Репка выросла большая и очень вкусная. Мы узнали ваш адрес и решили послать вам репку в посылке. Кушайте на здоровье! (“Репка”.)

Милая мамочка!

Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыженький, а ухо черное. И я его очень люблю. За это я всегда буду слушаться тебя и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить , чтоб из него выросла хорошая большая собака. (“Дружок” Миша написал письмо маме.)

Кто нашел в чемодане щенка, очень просим вернуть Мише Козлову или написать по адресу: Песчаная улица, №8, кв. 3 (“Дружок”, объявление).

На конверте: получить милиционеру.

Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно. (“Автомобиль”.)

Ведущая. А мы продолжим просмотр мини-спектаклей. Показ фрагмента из рассказа “Контрабандисты”! 3 класс “Г”.

Ведущая. Внимание! Перед вами выступят ваши одноклассники и покажут диалоги из произведений Н.Н. Носова.

Угадайте, как называется рассказ?

– Она жи-жи-живая!

– Кто живая?

– Шляпа.

– Что ты! Разве шляпы бывают живые? (“Живая шляпа”.)

– Вдруг слышу сквозь сон: тук-тук-тук!

– Кто-то стучит, – говорю.

– Кто может стучать?

– А вот послушай. (“Тук-тук-тук”.)

– А я раньше летать умел!

– А ну, полети!

– Сейчас не могу: разучился. (“Фантазеры”.)

– Давай веревку.

– А ее нет, веревки.

– Где же она?

– Там.

– Где там?

–Ну, в колодце.

– Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?

– Ну, да. (“Мишкина каша”).

Ведущая. По произведениям Николая Носова сняты фильмы, ставятся спектакли. Стихи героев положены на музыку и дети с удовольствием поют эти песни вместе с ними.

Давайте споем вашу любимую песенку “В траве сидел кузнечик”. Может быть, вы знаете, кому из жителей города коротышек принадлежат слова этой песни? (Цветику.)

Исполняется песня. “ В траве сидел кузнечик”.

В траве сидел кузнечик, (2 раза)
Совсем, как огуречик.
Зелененький он был.

Припев.

Представьте себе, представьте себе,
Совсем, как огуречик.
Представьте себе, представьте себе,
Зелененький он был.

Он ел одну лишь травку, (2 раза)
Не трогал и козявку
И с мухами дружил.

Припев.

Но вот пришла лягушка, (2 раза)
Прожорливое брюшко,
И съела кузнеца.

Припев.

Не думал, не гадал он, (2раза)
Никак не ожидал он
Такого вот конца!

Ведущая. Продолжим наше путешествие по произведениям любимого писателя.

Блицтурнир.

  1. Как называлась река, на берегу которой стоял Цветочный город? (Огурцовая.)
  2. Почему Солнечный город получил такое название? (Там всегда светило солнце.)
  3. Из чего был сделан водопровод в Зеленом городе? (Из тростника.)
  4. С кем Незнайка отправился на Луну? (С Пончиком)
  5. В каких произведениях встречается герой по имени Федя? (Федина задача”, “Клякса”.)
  6. Незнайка считал, что облако это... (Кисель.)
  7. Чем отличались лунные растения от земных? (Они были на много меньше.)
  8. О ком из героев написаны эти слова?
    “Он прыгал как козел, наступая на ноги Синеглазке, и все время толкал других”. (О Незнайке.)
  9. Вспомните клички собак и котов, встречающихся на страницах книг Н.Носова. (Бобик и Барбос из рассказа “Бобик в гостях у Барбоса”, кот Васька в рассказе “Живая шляпа”, “Бобик в гостях у Барбоса” и др.)

Ведущая. Давайте все вместе исполним знакомую вам песню из к/ф “Бобик в гостях у Барбоса”.

Человек собаке друг,
Это знают все вокруг.
Понятно всем, как дважды два,
Нет добрее существа.

Припев. Он не лает, не кусается,
На прохожих не бросается.
И на кошек ноль внимания –
Вот это воспитание!

Ведущая. В предисловии к своим рассказам Н. Носов писал: “О том, как НЕ надо ходить к своим друзьям в гости, как НЕ надо смешить своих школьных товарищей , как НЕ надо играть в прятки, как НЕ надо смотреть кино, читатель может узнать, прочитав мои книги. О том, как НАДО поступать во всех этих случаях, вам расскажут ваши родители и учителя”.

Инсценировка рассказа Н.Носова “Замазка”.

Ведущая. По словам Николая Носова в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему новые и новые сказки, забавные рассказы. Первая тоненькая книжечка с рассказами Н. Носова вышла в 1945 году. А сейчас невозможно себе представить детскую библиотеку без книг этого замечательного писателя. Книги его самые потрепанные – их читают и перечитывают дети и взрослые вместе со своими детьми и внуками. О стране детства Николай Николаевич писал так: “Признаюсь, волшебная эта страна удивила меня. А творчество, как сказал один умный художник, начинается с удивления. Я увидел в ребенке то, чего не замечал раньше, и чего, мне казалось, не замечали другие”. Он был не весельчаком, а сдержанным, доброжелательным человеком. И герои его произведений не весельчаки и скоморохи, а нормальные увлеченные дети. Они попадают в смешные ситуации, так как всегда деловиты, хотят больше узнать и увидеть. Детство-счастье! Носов Н. Н. правдиво показывал мир хороших замечательных детей, которые живут в прекрасном мире детства. Цените, ребята, свое детство! Это время неповторимо!

<Приложение>