Цель:
- Помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях;
- Познакомить учащихся с историей и смыслом главного праздника христиан Пасхой.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить основные понятия и функции графического редактора Paint.
- повторить основные принципы работы при построении линии, прямоугольников, эллипсов и многоугольников.
- познакомить с приемами выделения, перенос и копирования графических объектов.
- закрепить полученные теоретические знания на практике.
Развивающие:
- развивать умение видеть форму, цвет, и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
- развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность Пасхальных открыток отдаленного прошлого и современности.
Воспитательная:
- воспитывать художественный вкус учащихся, любовь и уважение к своей стране и истории русского народа
Тип урока: Изучение нового материала.
Место урока в учебном плане: 3 урок по теме «Технология обработки графики. Графический редактор Pаint»
1 урок по теме «Выделение, перенос и копирование графических объектов»
Вид урока: стандартный.
Методы:
- словесный (беседа);
- наглядный (демонстрация учебного материала);
- практический (работа на компьютере).
- объяснительно – иллюстративный
Формы организации: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
- компьютерный класс;
- проектор с экраном;
- раздаточный материал - карточки “эскиз храма”
Программное обеспечение:
- графический редактор Paint;
- презентации в Power Point.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Повторение пройденного материала (контроль знаний и умений) - 3 мин.
- Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 7 мин.
- Объяснение нового материала 7 мин.
- Самостоятельна работа за компьютерами (помощь учителя) – 14 мин.
- Физкультминутка. 3 мин.
- Самостоятельная работа (помощь учителя) – 4 мин.
- Подведение итогов урока – 3 мин.
- Домашнее задание. – 2. мин.
Ход урока
I. Организационный момент - 2 мин.- Проверка присутствующих.
- Проверка готовности к уроку.
II. Повторение пройденного материала, контроль знаний и умений - 3 мин.
Сегодня мы продолжаем изучать графический редактор Paint, давайте вспомним основные операции и инструменты, с которыми мы будем работать в данном редакторе.
- Как создать документ графического редактора Paint.
- Сколько раз подряд можно выполнить команду «Отменить».
- Какнастроить инструменты: линия, прямоугольник, эллипс и кисть, кривая линия?
- Сколько раз нужно кликнуть мышкой, работая с кривой линей?
- Как изменить цвет в палитре.
- Сколькими цветами одновременно можно работать программе Paint.
III. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 7 мин.
Демонстрация слайдов. (презентация)
Слайд 1 (Текст).
Что означают эти даты?
7 января, 27 апреля.
Ответы детей.
Да, 27 апреля православное христианство будет отмечать Праздник Пасха.
А что это за праздник?
- Ответы детей.
Праздник Пасхи, установленный ещё во времена Апостолов, всегда считался и считается важнейшим праздником Христианской церкви, так как Воскресение Христа – это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.
Но светлому празднику Пасхи предшествуют тяжелые, горестные события. Великий пост, который длится семь недель, установлен в честь страданий Иисуса Христа. Смысл его – в подготовке к Пасхе. Люди путем покаяния, осмысления своей жизни готовятся к участию в радостном и торжественном празднике.
Последняя неделя перед Пасхой, Страстная, у русского народа называется и Великой – по величию вспоминаемых в это время событий. И каждый день этой седмицы именуется Великим. Давайте мы вспомним, что символизируют эти дни.
1. Понедельник, Вторник посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками.
2. Великая Среда. В Библии говорится, что в этот день Иисус Христос предсказал Cвоё погребение, желая отвратить Иуду от задуманного предательства. Но не захотел Иуда услышать этих слов и предал Учителя. А на Руси исстари в этот день люди просили прощения у Бога и друг у друга в память о том страшном событии.
3. Великий Четверг. Этот день – последний перед страданиями и распятием Иисуса Христа. В этот день в храмах вспоминают Тайную Вечерю Тайной она была, потому что Его уже искали по городу, чтобы схватить.
Слайд 2.
4. Великая Пятница – это самый скорбный день, ведь именно в этот день совершились распятие и крестные страдания и смерть на Кресте Спасителя.
5. Великая Суббота– день пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе.
6. Но минула полночь. За Великой субботой пришло Воскресение Христово. За самым горестным днём года – самый светлый.
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница Небес:
Христос воскрес! Спаситель твой
Воистину воскрес!Вильгельм Кюхельбекер (1797-1846)
Святая Пасха – самый великий и светлый праздник. Пасхальная ночь – такая безмолвная и тихая, как ни одна другая ночь в году. Все зажигают свечи и ждут, когда священнослужители в белых одеждах с крестом, иконами выйдут из церкви для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма, как бы прийти к запечатанному гробу Спасителя.
«Христос воскрес! Христос воскрес!»
В блистающих одеждах
Иисус Христос глядит с небес
И дарит нам надежду
И веру в то, что смерти – нет!
Свершится воскресенье,
Божественный прольётся свет,
Даруя нам спасенье!
Слайд 3.
«Дорого яичко ко Христову дню» - говорит русский народ. Без красного яйца нельзя представить себе Светлого праздника. А почему мы раскрашиваем яйца и дарим друг другу? Может быть это от того, что простое яйцо напоминает нам о воскресении из мёртвых. Вот как об этом рассказывает предание.
До того, как Иисус Христос вознёсся на небо, Он велел своим ученикам идти по всему миру и проповедовать людям то, чему Он их учил. Пошла проповедовать учение Христа и Мария Магдалина. Однажды Мария Магдалина пришла в город Рим и вошла во дворец императора Тиверия. Когда-то давно Мария была знатной и богатой. Во дворце её знали и пропустили к императору. В те времена, приходя к императору, люди приносили какой-либо подарок.
Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни.
- Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.
- Окрашенные в красный цвет яйца называются «крашенка», расписанное «писанки», драпанки» (покрасив яйцо в темный цвет узор наносят твердым предметом, иглой). «крапанки» (капают воском).
- На зелёном фоне белые контурные линии, кружки – оранжевые,
- точки – красные, веточки – белые прямые, жёлтые дугообразные. Их
- обычно дарили родителям. Этот узор обозначал пожелание здоровья.
- Спираль – знак долголетия и жизни.
- Крапинки – смена будущей жизни.
- Зелёный – символизирует весну и природу.
- Коричневый – плодородие земли.
Слайд 4.
На стол кладут яйцо вокруг кулича - для Бога, на блюдо с зерном- для людей, на проросшее зерно – для родителей. Три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого
И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.
Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое Воскресение.
Также Пасха сопровождалась играми с пасхальными яйцами, которые составляли в России одно из главных праздничных развлечений. У славян известно несколько видов таких игр, однако наиболее массовым было катание пасхальных яиц – по земле с бугорков или со специальных лотков. Суть игры сводилась к тому, чтобы скатить яйцо с лотка и ударить им другое – из тех, что уже лежали внизу; когда это удавалось, человек брал себе яйцо с земли.
Многие церковные обряды и народные традиции стали сюжетами для пасхальных открыток. Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца — и на праздничном столе в руках целующихся детей, и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись.
«В 1874 году был установлен международный стандарт открытого письма размером 90 на 140 мм, просуществовавший полстолетия. Иллюстрированная почтовая карточка шагнула сначала в быт горожанина, а затем и сельского жителя. Ее популярности способствовали и низкая цена, и то, что с ее помощью можно было отправить красочно оформленное поздравление с праздником своим близким, родным и друзьям. Кроме того, такие карточки можно было еще и коллекционировать.
Давайте вспомним, к какому празднику вы рисовали поздравительную открытку.
(Празднику Рождества Христова.)
Когда православные христиане отмечают этот праздник? (7 января)
Где произошло рождение Христа? (в Вифлееме в пещере)
Почему Мария с мужем Иосифом пришли в Вифлеем? (для участия в переписи населения)
Кто первыми узнали о рождении Христа? (Пастухи и волхвы). Сейчас можно купить разнообразные поздравительные открытки, но нарисовать свою куда интереснее. Я предлагаю вам посмотреть работы учеников и попробовать самим нарисовать Пасхальную открытку.
5- 8 Слайд
Какие сюжеты можно изобразить на Пасхальных открытках?
Куличи, пасхи, искусно расписанные яйца изображались на праздничном столе в руках целующихся детей, в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись.
Начнем работу с того, что нарисуем инструментом Эллипс контур пасхального яйца. Стараемся рисовать не в центре, а слева или справа компьютерного листка.
Затем, рядом рисуем храм такого размера, чтобы он мог поместиться внутри контура. Если зрение у ребенка плохое, советуем изменить масштаб рисунка и выполнить эту работу в увеличенном масштабе.
Сначала нарисуем купол храма. Если внимательно рассмотреть форму куполов православных соборов, то они напоминают скорее усеченный овал, чем круг. Используя «кривую линию», мы нарисуем половинку купола.
рис. 1.
Затем выделяем фрагмент рисунка и копируем его и осуществляем операцию отобразить - повернуть рисунок; слева направо.
Объяснение нового материала. Выделение, перенос и копирование графических объектов.
Выделить фрагмент рисунка необходимо перед тем, как выполнить с ним некоторую операцию, не связанную с изменением цвета, например: копирование, перемещение или удаление.
1. Выбирают один из двух инструментов, щелкнув по ним мышью:
- Выделение– для выделения прямоугольного фрагмента рисунка;
- Выделение произвольной области – для выделения фрагмента произвольной формы.
2. Выбирают режим прозрачности, щелкнув мышью по одной из двух разновидностей инструмента, находящихся под панелью инструментов. В результате выбора верхней разновидности инструментов редактор переводится в непрозрачный режим – при выполнении различных операций с фрагментов в нем будет сохранен цвет, совпадающий с текущим фоновым цветом. Выбор нижней разновидности инструмента приведет к установке прозрачного режима – при выполнении операций с фрагментом те его участки, которые закрашены фоновым цветом, окажутся прозрачными.
3. Если выбран инструмент Выделение, протащите мышь с нажатой кнопкой от одного из углов фрагмента до противоположного угла. Если выбран инструмент Выделение произвольной формы, протащите мышь с нажатой кнопкой по границе фрагмента. Фрагмент во всех случаях будет ограничен пунктирной линией.
Для копирования фрагмента необходимо выполнить команды: Правка/Копировать.
Для вставки фрагмента рисунка необходимо выполнить команды: Правка/Вставить. Или использовать для быстрого копирования клавишу CTRL.
Затем, после выделения фрагмента рисунка выдайте команду Отразить\Повернуть из меню Рисунок или из контекстного меню фрагмента, установите переключатель в положение Повернуть на угол, задайте угол поворота и нажмите кнопку ОК.
рис. 2.
Соединяем две половинки купола.
рис. 3.
«Кривой линией» отводим основу купола
Следующий шаг – рисуем крест на куполе храма.
С момент крещения, человека всю его земную жизнь сопровождает крест Христов. Нательный крестик, крестное знамение, Распятие в храме, - всегдашнее напоминание о жертвенной Любви и милосердии Божьем по отношению к людям.
« А когда Христос Господь на плечах Своих носил Крест, тогда Крест был еще четырех - конечным, потому что не было на нем ни титла, ни подножия».
При помощи «прямоугольника» рисуем центральную часть храма.
рис. 4.
На Руси купола располагали по кресту, центром креста служил главный купол. Таким образом, у нас может быть или один купол собора, или 5 куполов, или 9 куполов, или 13 куполов. Все 5 куполов не будут видны целиком, под каким бы ракурсом мы церковь ни нарисовали, поэтому копируем центральную часть храма и создаем 2 копии, уменьшаем их в размере, фиксируем рядом с главной частью храма.
Дальше рисуем дерево.
Нарисуем маленькую веточку карандашом, При помощи клавиши CTRL размножим ее и получим контур дерева, «распылителем» нарисуем листву и кисточкой дорисуем ствол.
Следующий шаг, рисуем веточки цветущей вербы.
(рисунки 6,7,8.)
1 – контур веточки
2 – закрашиваем
3 - сам цветок вербы рисуем инструментом «Распылитель», наносим брызги желтого цвета, а затем коричневого. Веточку можно повернуть слева на права, сверху вниз, но сначала её надо выделить. Применяя эти возможности графического редактора, ребята могут фантазировать и составлять различные композиции.
Все элементы рисунка созданы и сейчас мы расположим их внутри контура яйца. На данном этапе работы дети проявляют свою фантазию, расположив все фрагменты рисунка по-своему.
IV. Самостоятельна работа за компьютерами (помощь учителя) – 14 мин
V. Физкультминутка - 3 мин.
VII. Самостоятельная работа (помощь учителя) – 4 мин
VIII. Подведение итогов урока: 3 мин
Учитель. Понравилось ли вам рисовать?
Учитель. Так как художник свою работу всегда подписывает. Мы с вами свои работы тоже подпишем, и в этом вам поможет инструмент “Надпись”.
Ученики подписывают свои работы и сохраняют в папке «Мои рисунки».
Учитель. Те, кто не успел закончить свою работу, продолжит её на следующем уроке.
А сейчас мы пройдем и посмотрим работы товарищей. Что интересного вы увидели в рисунках? (ребята делятся своими впечатлениями)
- Молодцы, ребята, мне тоже понравились ваши работы.
IX. Домашняя работа - 2 мин
Нарисовать в тетради пасхальное яйцо.
Урок закончен. До свидания!