Задачи урока:
- Повторить и систематизировать знания учащихся о неопределенной форме глагола, его изменении по временам; познакомить с семантикой глаголов света; развивать орфографическую зоркость.
- Развивать:
- учебно-интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать;
- поисково-информационные умения: пользоваться справочной литературой;
- учебно-познавательные умения: участвовать в учебной дискуссии, задавать уточняющие вопросы, пользоваться научным языком изучаемого предмета;
- организационно-познавательные умения: планировать работу, сотрудничать при решении учебных задач, осуществлять самоконтроль и самооценку.
3. Формировать познавательный интерес к предмету, эстетические чувства учащихся.
Оборудование:
у учителя:
- карточки для составления обобщающей таблицы по теме «Глагол»;
- «личики» настроения;
- задания на карточках
у учащихся:
- учебник «К тайнам нашего слова» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко для 3 класса, тетрадь-задачник часть 2;
- сигнальные карточки;
Ход урока
1. Орг. момент (психологический настрой )
- Проверим наше настроение.
-Будем работать так, чтобы наше настроение улучшилось.
2. Самоопределение к деятельности.
- О какой части речи мы говорили на прошлых уроках? Что это за часть речи говорит про себя?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Д: Это глагол.
У: - Сегодня мы обобщим наши знания и умения по теме «Глагол».
Будем: наблюдать, сравнивать, задавать вопросы, делать выводы, применять наши знания на практике.
3. Актуализация знаний
а) В ходе урока перед нами будут стоять учебные задачи.
Первую задачу ставит перед нами упр. 333 (в задачнике)
Раско.ки – что делают? Глагол___
Поса.ки – что делали? Глагол____
- на какой вопрос мы будем отвечать?
Д: Как определить часть речи?
Работа в паре
- если часть речи названа верно, поставьте +, если нет, поставьте-. Обоснуйте свой ответ.
Для того, чтобы правильно дать обоснование, прочитайте следующий вопрос и подсказку (памятка с.134 в справочнике)
Д: Это не глагол, т.к. глагол изменяется по временам. Слова «раскопки» и «посадки» изменяются по падежам и отвечают на вопрос ЧТО?
- какая особенность значения слов сбила ребят?
- покажите строение слов с пропущенными буквами и решите орфографические задачи.
4. Обобщение знаний о неопределенной форме глагола
а) Упр. 334.(в задачнике)
Езда, выл.теть, п.лёт, п.стучать, тр.щать, стук, кр.чать, п.кр.снеть, светлый, дв.жение.
- какую проблемную задачу поставим?
Д: Как отличить глагол от других частей речи?
- отметьте глаголы.
- чем похожи все отмеченные глаголы? (Все глаголы стоят в неопределенной форме)
- подчеркните ту часть, которая говорит об их форме. (-ть)
- на что ещё может заканчиваться неопределенная форма? (ти, чь)
- чем различаются глаголы? На какие две группы можно их разделить? Запишите каждую в свой столбик. – работа в паре (Глаголы различаются вопросами: что делать? , что сделать?)
- дополнительное задание: надпишите к каким частям речи относятся другие слова. Как докажите? Решите орфографические задачи.
Запись в тетради:
Что делать? | Что сделать? | ||
---|---|---|---|
трещать | вылетать | ||
кричать | постучать | ||
покраснеть |
Вывод: (составляется памятка)
Формы глагола |
Приметы |
Как изменяется |
Орфограммы |
Н.ф. |
-ть, -ти, -чь |
- |
-ать, -ять, --еть, -ить, -чь |
б) Игра «На лету сообрази»
Учитель бросает ученику мяч и называет глагол в форме какого-либо времени, ученик ловит мяч и говорит глагол в неопределенной форме.
Слова для игры: кричит, шумел, скажет, напишет, ломают, поёт, подождет, подошли, закричит, напеку, стоят, закипела.
5. Обобщение знаний о глаголах прошедшего времени.
Про что можно сказать, закипела…
На доске открываются надписи:
- Закипела вода.
- Закипел самовар
- Закипела работа.
- Закипело море.
- Как называются такие глаголы? (многозначные)
- Где можно узнать все значения слов? (В толковом словаре)
- На какие вопросы отвечают глаголы? В какой форме стоят?
- Какая примета прошедшего времени? (Суффикс -л-)
- На что указывают окончания глаголов пр. времени? (На род)
- Как называют такие окончания? (Родовые)
- Как связаны между собой орфограммы неопределенной формы и глаголов прошедшего времени?
Задание: образуйте от глаголов неопределенной формы (из словаря) глаголы прошедшего времени.
(1 ученик работает на обратной стороне доски)
Сеять - сеял (пр. вр., ед.ч., м.р.)
Клеить – клеила ( пр. вр., ед. ч. ж.р.)
Увидеть – увидело (пр. вр., ед.ч., ср.р.)
Плавать – плавали (пр. вр., мн., ч.)Зеркальная проверка.
Вывод (составляется памятка)
Формы глагола |
Приметы |
Как изменяется |
Орфограммы |
Пр. вр |
-л Родовые окончания |
По числам По родам |
-ал, ял, ел, ил, |
Физминутка
- Как живёшь? Вот так! (Дети показывают большой палец)
- Как идёшь? Вот так! (Шаги на месте)
- Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)
- Как летишь? Вот так! (Махи кистями)
- Как плывёшь? Вот так! (Махи руками)
- Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотами)
- Как сидишь? Вот так! (Садятся за парты)
-В какой форме употреблены глаголы в физминутке? (В форме настоящего времени, ед.ч ,2 лица)
6. Наблюдение за глаголами настоящего времени.
а) Игра «Угадай слово»
-Сколько форм можно образовать от глагола бежать (16)
Я задумала одно из этих слов. Задайте мне вопросы области морфологии, на которые можно ответить только да или нет - и узнайте это слово.
б) Ознакомление с семантикой глаголов света.
- На прошлых уроках мы рассматривали глаголы движения, глаголы речи, глаголы звучания. Сегодня мы поговори о глаголах света.
Первым нас встречает глагол «блестеть». Подберите синонимы. (Сиять, сверкать, светиться, гореть) – запись в тетради с разбором орфограмм.
- где мы можем узнать о значении слов? ( В словаре синонимов или толковом словаре)
- зачитаем значения:
Блестеть – издавать блеск, отражая или излучая яркий свет
Сиять – отражать или излучать яркий и обычно ровный свет.
Сверкать – излучать переливающийся свет.
Светиться – отражать или излучать ровный, обычно не слишком яркий свет.
Гореть – сверкать ярким, ослепительным блеском.
Найдите эти глаголы в произведениях русских поэтов.
А. Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит…Ф. Тютчев
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом…Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…С. Дрожжин
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля…
Попробуйте расставить глаголы по степени усиления действия излучения света.
Светить, блестеть, сиять, сверкать, гореть.
Прочитайте строки, узнаете из каких они произведений; определите , какие глаголы пропущены, обоснуйте их выбор для каждого предложения.
Весело_______________
Месяц над селом;
Белый снег____________
Синим огоньком.
И.СуриковМесяц под косой _____________,
А во лбу звезда _____________.
А. Пушкин
Слова для справок: сверкает, сияет, горит, блестит.
Вставьте глаголы и определите в какой форме они употреблены.
Образуйте от глагола «сверкать» - форму наст. вр., мн. ч., 3 лица; форму наст. вр., ед.ч., 2 лица
Сверкать – сверкают – сверка.шь
Какая орфограмма встретилась? (безуд. гл. в окончании, ь - показатель 2 лица у глаголов наст. или буд. времени)
Вывод (составляется памятка)
Формы глагола |
Приметы |
Как изменяется |
Орфограммы |
Наст. вр |
Личные окончания |
По числам По лицам |
-ешь, -ет, -ем, -ете, -ишь, -ит, -им, -ите |
Б. вр |
7. Контроль знаний (работа в паре)
Задание: отметьте всё, что может охарактеризовать глагол как часть речи
- Узнать вопрос, на который слово отвечает.
- Перечислить звуки слова.
- Сказать, что слово обозначает.
- Выяснить, как слово может изменяться.
- Указать орфограммы.
- Определить ударение.
- Подтвердить, глагол это или нет.
- Назвать начальную форму
- Определить время, в котором глагол употреблен.
- Указать число.
- Узнать -
- род (для___________)
- лицо (для_________
8. Рефлексия
- Какую цель ставили?
- Получилось реализовать её?
- Как оцените свою работу? Как работал класс? Как работал каждый?
- Над чем ещё нужно поработать?
Д/з по выбору
- Упр. по редактированию текста № 335
- Выписать из произведений худ. литературы отрывки, где есть глаголы света, определить формы глаголов.
Литература:
- Бетенькова Н.М. Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. : Книга для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.
- Иванова В.А. Потиха З.А. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990.
- Канакина В.П. Радость познания – в слове: Нестандартные повторительно-обобщающие уроки русского языка в начальных классах – М.: Новая школа, 1996.