Статья "Сотрудничество семьи и школы"

Разделы: Классное руководство


Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями.

1. Целевые ориентиры работы с семьёй.

Для того чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество классного руководителя, детей, родителей. В этой связи важно предусмотреть решение следующих педагогических и организационно – управленческих задач.

Педагогические задачи

В работе с детьми:

  • воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
  • формирование ответственности за свои поступки перед семьёй;
  • воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.

В работе с родителями:

  • формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребёнка, о необходимости участия в учебно – воспитательном процессе  в школе и классе;
  • формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьёй и детьми;
  • формирование психолого-педагогической культуры родителей;
  • развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

Организационно – управленческие задачи:

  • обеспечить  проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
  • разработать и обеспечить систему психолого – медико-педагогического просвещения родителей;
  • организовать методическую работу по проблеме взаимодействия с семьёй;
  • разработать и обеспечить систему стимулирования:
    а) участия родителей в воспитании детей;
    б) участие родителей в организации учебно-воспитательного процесса;
    в) взаимодействия родителей и детей в учебном и  воспитательном процессе;
  • организовать работу родительского комитета, поднять его престиж.

Важнейшей целью реализации сотрудничества классного руководителя, учащихся и родителей является организация совместного творчества.

Для формирования отношений сотрудничества важно представлять детский коллектив  как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность учителя, родителей, детей. Поэтому возникшие проблемы, поставленные задачи нужно решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга.

Гуманистический подход в работе с семьей:

  • выявление и учёт интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
  • опора на положительные стороны родителей и детей;
  • доверие к ребёнку и родителям;
  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;
  • принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействие;
  • содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
  • забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни семьи;
  • проявление взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

Сотрудничество классного руководителя, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Распространены семейные формы работы.

Формы совместной деятельности учащихся, родителей и классного руководителя.

 1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:

  • познавательные конкурсы между родителями и детьми;
  • общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми, родителями;
  • праздник знаний и творчества, предлагающий защиту семейных проектов, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными);
  • турниры знатоков – количество групп соответствует количеству туров (тему выбирает сама группа);
  • совместные классные собрания («Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учёбу интересной?», «Зачем мы учимся?»);
  • беседы родителей – специалистов в различных областях жизни, науки и техники.

 2. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:

  • беседы о культуре поведения в общественных местах;
  • просмотр, обсуждение кинофильмов;
  • подготовка концертов, спектаклей;
  • проведение дня радости;
  • проведение дискуссий, классных  собраний по проблемам нравственности («О доброте и друзьях», «Отцы и дети», «Родители и дети»);
  • проведение акций по оказанию помощи ветеранам;
  • организация встреч с интересными людьми;
  • организация и проведение экскурсий в музеи, культурные центры.

 3. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни:

  • систематическая диагностика состояния здоровья детей;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • организация спортивных секций и коллективов;
  • туристические походы в лес, парк;
  • спортивные игры («Папа, мама, я – спортивная семья»);
  • спортивные турниры, соревнования в спортивном зале, на открытом воздухе по футболу, лёгкой атлетике;
  • проведение «Дней Здоровья».

Как показывает мой педагогический опыт, такая совместная деятельность проходит успешно при соблюдении следующих условий:

  • дела имеют конкретные, понятные детям и родителям цели;
  • дети участвуют вместе с родителями в подготовке и анализе проведённого мероприятия;
  • коллективное дело чётко организовано, заранее обсуждается цепочка: цель – средства – результат;
  • участвуют в деле все.

В решении  проблемы взаимодействия классного руководителя и семьи учитель должен обратить особое внимание на формирование отношений в самой семье. Внутренняя стабильность в доме – вот залог успешного обучения и развития детей.

Среди важных факторов, влияющих на успешное развитие ребёнка, можно выделить:

  • неформальное общение родителей с детьми, касающееся повседневных событий;
  • интерес к проблемам ребёнка, их обсуждение;
  • частые диалоги между родителями и детьми, тёплые и заботливые взаимоотношения;
  • обсуждение прочитанных книг и побуждение со стороны родителей  читать книги в свободное время;
  • выражение эмоций и чувств в общении;
  • чуткие и стабильные ограничения, постоянный контроль за проведением ребёнка свободного времени.

Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка.

Решению этой задачи способствуют следующие действия:

1. Изучение взаимоотношений  в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации).

2. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:

  • организация поздравлений с праздниками , днём рождения ( подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
  • создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них (« Чем порадуем, как порадуем родителей?», « Куда пригласим?»);
  • творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях , взглядах на актуальную проблему;
  • организация выставок, результатов труда родителей.

3 Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:

  • знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье;
  • пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребёнка в семье.

4. Организация совместной деятельности родителей и детей:

  • организация семейных конкурсов  (« Спортивная дружная ,читающая семья», конкурс семейных газет;
  • представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье ( « Мир наших увлечений» , организация выставок  творческих семейных работ);
  • проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, экскурсии);
  • выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий;

5. Проведение « Праздника семьи».

6. Проведение совместных  занятий, практикумов, с учетом предложений родителей и детей.