Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями.
1. Целевые ориентиры работы с семьёй.
Для того чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество классного руководителя, детей, родителей. В этой связи важно предусмотреть решение следующих педагогических и организационно – управленческих задач.
Педагогические задачи
В работе с детьми:
- воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
- формирование ответственности за свои поступки перед семьёй;
- воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями:
- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребёнка, о необходимости участия в учебно – воспитательном процессе в школе и классе;
- формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьёй и детьми;
- формирование психолого-педагогической культуры родителей;
- развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
Организационно – управленческие задачи:
- обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
- разработать и обеспечить систему психолого – медико-педагогического просвещения родителей;
- организовать методическую работу по проблеме взаимодействия с семьёй;
- разработать и обеспечить систему стимулирования:
а) участия родителей в воспитании детей;
б) участие родителей в организации учебно-воспитательного процесса;
в) взаимодействия родителей и детей в учебном и воспитательном процессе;
- организовать работу родительского комитета, поднять его престиж.
Важнейшей целью реализации сотрудничества классного руководителя, учащихся и родителей является организация совместного творчества.
Для формирования отношений сотрудничества важно представлять детский коллектив как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность учителя, родителей, детей. Поэтому возникшие проблемы, поставленные задачи нужно решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга.
Гуманистический подход в работе с семьей:
- выявление и учёт интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- опора на положительные стороны родителей и детей;
- доверие к ребёнку и родителям;
- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;
- принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействие;
- содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
- забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни семьи;
- проявление взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
Сотрудничество классного руководителя, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Распространены семейные формы работы.
Формы совместной деятельности учащихся, родителей и классного руководителя.
1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:
- познавательные конкурсы между родителями и детьми;
- общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми, родителями;
- праздник знаний и творчества, предлагающий защиту семейных проектов, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными);
- турниры знатоков – количество групп соответствует количеству туров (тему выбирает сама группа);
- совместные классные собрания («Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учёбу интересной?», «Зачем мы учимся?»);
- беседы родителей – специалистов в различных областях жизни, науки и техники.
2. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:
- беседы о культуре поведения в общественных местах;
- просмотр, обсуждение кинофильмов;
- подготовка концертов, спектаклей;
- проведение дня радости;
- проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности («О доброте и друзьях», «Отцы и дети», «Родители и дети»);
- проведение акций по оказанию помощи ветеранам;
- организация встреч с интересными людьми;
- организация и проведение экскурсий в музеи, культурные центры.
3. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни:
- систематическая диагностика состояния здоровья детей;
- пропаганда здорового образа жизни;
- организация спортивных секций и коллективов;
- туристические походы в лес, парк;
- спортивные игры («Папа, мама, я – спортивная семья»);
- спортивные турниры, соревнования в спортивном зале, на открытом воздухе по футболу, лёгкой атлетике;
- проведение «Дней Здоровья».
Как показывает мой педагогический опыт, такая совместная деятельность проходит успешно при соблюдении следующих условий:
- дела имеют конкретные, понятные детям и родителям цели;
- дети участвуют вместе с родителями в подготовке и анализе проведённого мероприятия;
- коллективное дело чётко организовано, заранее обсуждается цепочка: цель – средства – результат;
- участвуют в деле все.
В решении проблемы взаимодействия классного руководителя и семьи учитель должен обратить особое внимание на формирование отношений в самой семье. Внутренняя стабильность в доме – вот залог успешного обучения и развития детей.
Среди важных факторов, влияющих на успешное развитие ребёнка, можно выделить:
- неформальное общение родителей с детьми, касающееся повседневных событий;
- интерес к проблемам ребёнка, их обсуждение;
- частые диалоги между родителями и детьми, тёплые и заботливые взаимоотношения;
- обсуждение прочитанных книг и побуждение со стороны родителей читать книги в свободное время;
- выражение эмоций и чувств в общении;
- чуткие и стабильные ограничения, постоянный контроль за проведением ребёнка свободного времени.
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка.
Решению этой задачи способствуют следующие действия:
1. Изучение взаимоотношений в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации).
2. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
- организация поздравлений с праздниками , днём рождения ( подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
- создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них (« Чем порадуем, как порадуем родителей?», « Куда пригласим?»);
- творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях , взглядах на актуальную проблему;
- организация выставок, результатов труда родителей.
3 Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
- знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье;
- пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребёнка в семье.
4. Организация совместной деятельности родителей и детей:
- организация семейных конкурсов (« Спортивная дружная ,читающая семья», конкурс семейных газет;
- представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье ( « Мир наших увлечений» , организация выставок творческих семейных работ);
- проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, экскурсии);
- выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий;
5. Проведение « Праздника семьи».
6. Проведение совместных занятий, практикумов, с учетом предложений родителей и детей.