Цель:
- Расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания окончаний существительных 1, 2 и 3 склонения в творительном падеже .
- Развивать мышление, память, умение работать самостоятельно, творчески .
- Развивать интерес к предмету.
Педагогические технологии:
1. Взаимный диктант.
Цель: обучение учащихся умениям грамотно писать, формирование умений сотрудничать при выполнении заданий.
2. Тест творческий.
Цель: выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос.
3. Тихий опрос у доски.
Цель: проверка знаний учащихся, коррекционная – снятие неуверенности, страха перед устным ответом у доски.
4. Разберем сочинение.
Цель: учить писать сочинение по опорным словам. При анализе сочинений выделять только хорошее.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Позвал все детей на урок.
Друг на друга посмотрели
И за парты тихо сели.
2. Чистописание и словарная работа.
- Написание букв т, Т. Написание слов – телефон, товарищ, тетрадь.
3. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
- Сегодня мы продолжим работу с существительными в творительном падеже.
Ваша задача – научиться без ошибок писать окончания существительных в творительном падеже. А для этого надо хорошо знать, как проверить падежные окончания. (работа с памяткой)
- Как определить склонение? (работа с
памяткой)
- Определите склонение словарных слов.
- Какие имена существительные относятся ко 2
склонению?
- Какие имена существительные относятся к 3
склонению?
- Какие имена существительные относятся к 1
склонению?
- Повторение знаний о творительном падеже:
- Вопросы.
- Предлоги.
- Окончания:
1 склонения –
2 склонения –
3 склонения –
- Почему творительный падеж так называется?
4. Работа над новым материалом.
Взаимный диктант.
- Запись предложений, у существительных в творительном падеже выделить окончание, определить склонение.
(ученики 1 варианта диктуют ученикам 2 варианта и наоборот)
- Взаимопроверка написанного.
Групповая проверка:
- Учитель читает предложение, ученики разбирают:
1 ученик – называет слово в творительном
падеже.
2 ученик – называет окончание в этом слове.
3 ученик – определяет склонение.
4 ученик – говорит значение пословицы.
Предложения для диктовки:
- Март с водой, апрель с травой.
- Мы сильны дружбой.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Пишут не пером, а умом.
5. Физкультминутка.
6. Групповое задание.
(на доске – план работы каждой группы)
1 группа – упр.213, дописать предложение
подходящими по смыслу словами в творительном
падеже, выделить окончание, определить
склонение.
2 группа – упр.211 (6, 7, 8 задание), записать
слова в скобках в творительном падеже, выделить
окончание, определить склонение.
Индивидуальная работа с учеником (тихий опрос у доски):
- Повторение определения падежа и склонения (по памяткам), работа по карточке.
Проверка:
2 группа – запись слов с заданием на доске.
1 группа – проверка с учителем.
7. Задание на выбор.
- Послушайте 3 задания, выберите одно задание и покажите цифровым сигналом выбранное задание.
1 задание – упр.208, заменить вопрос чем?
подходящим по смыслу существительным в
творительном падеже, выделить окончание,
определить склонение.
2 задание – записать загадки с доски, вставить
пропущенные буквы, написать отгадки, у
существительных в творительном падеже выделить
окончание, определить склонение.
3 задание – с учителем.
(выбор задания)
Задание с учителем:
1. Записать словосочетания в творительном падеже, выделить окончание, определить падеж и склонение:
- обожгло холодом,
- бродил с собакой,
- ловил неводом,
- летел над степью.
2. Составить и записать предложение с любым словосочетанием.
Проверка:
2 задание – 2 ученика выполняют задание на
доске.
1 задание – зачитать ответы, назвать слово,
окончание, склонение.
8. Творческая работа.
- Творительный падеж помогает нам восхищаться, удивляться, любоваться, гордиться.
По 2 ученика с каждого ряда дома писали сочинение по картине и опорным словам. Наша задача – послушать сочинение и разобрать.
(чтение сочинений)
- Какое сочинение понравилось? Что понравилось?
9. Домашнее задание.
Упражнение 209, определить склонение.
10. Итог урока.
(стихотворение на доске)
Учите русский год за годом,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
Задание – назвать существительное в творительном падеже, определить склонение.