Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания окончаний существительных 1, 2 и 3 склонения в творительном падеже .
  • Развивать мышление, память, умение работать самостоятельно, творчески .
  • Развивать интерес к предмету.

Педагогические технологии:

1. Взаимный диктант.

Цель: обучение учащихся умениям грамотно писать, формирование умений сотрудничать при выполнении заданий.

2. Тест творческий.

Цель: выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос.

3. Тихий опрос у доски.

Цель: проверка знаний учащихся, коррекционная – снятие неуверенности, страха перед устным ответом у доски.

4. Разберем сочинение.

Цель: учить писать сочинение по опорным словам. При анализе сочинений выделять только хорошее.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Позвал все детей на урок.
Друг на друга посмотрели
И за парты тихо сели.

2. Чистописание и словарная работа.

- Написание букв т, Т. Написание слов – телефон, товарищ, тетрадь.

3. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

- Сегодня мы продолжим работу с существительными в творительном падеже.

Ваша задача – научиться без ошибок писать окончания существительных в творительном падеже. А для этого надо хорошо знать, как проверить падежные окончания. (работа с памяткой)

- Как определить склонение? (работа с памяткой)
- Определите склонение словарных слов.
- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
- Повторение знаний о творительном падеже:

  1. Вопросы.
  2. Предлоги.
  3. Окончания:

1 склонения –
2 склонения –
3 склонения –

- Почему творительный падеж так называется?

4. Работа над новым материалом.

Взаимный диктант.

- Запись предложений, у существительных в творительном падеже выделить окончание, определить склонение.

(ученики 1 варианта диктуют ученикам 2 варианта и наоборот)

- Взаимопроверка написанного.

Групповая проверка:

- Учитель читает предложение, ученики разбирают:

1 ученик – называет слово в творительном падеже.
2 ученик – называет окончание в этом слове.
3 ученик – определяет склонение.
4 ученик – говорит значение пословицы.

Предложения для диктовки:

  1. Март с водой, апрель с травой.
  2. Мы сильны дружбой.
  3. Не спеши языком, торопись делом.
  4. Пишут не пером, а умом.

5. Физкультминутка.

6. Групповое задание.

(на доске – план работы каждой группы)

1 группа – упр.213, дописать предложение подходящими по смыслу словами в творительном падеже, выделить окончание, определить склонение.
2 группа – упр.211 (6, 7, 8 задание), записать слова в скобках в творительном падеже, выделить окончание, определить склонение.

Индивидуальная работа с учеником (тихий опрос у доски):

- Повторение определения падежа и склонения (по памяткам), работа по карточке.

Проверка:

2 группа – запись слов с заданием на доске.
1 группа – проверка с учителем.

7. Задание на выбор.

- Послушайте 3 задания, выберите одно задание и покажите цифровым сигналом выбранное задание.

1 задание – упр.208, заменить вопрос чем? подходящим по смыслу существительным в творительном падеже, выделить окончание, определить склонение.
2 задание – записать загадки с доски, вставить пропущенные буквы, написать отгадки, у существительных в творительном падеже выделить окончание, определить склонение.
3 задание – с учителем.

(выбор задания)

Задание с учителем:

1. Записать словосочетания в творительном падеже, выделить окончание, определить падеж и склонение:

- обожгло холодом,
- бродил с собакой,
- ловил неводом,
- летел над степью.

2. Составить и записать предложение с любым словосочетанием.

Проверка:

2 задание – 2 ученика выполняют задание на доске.
1 задание – зачитать ответы, назвать слово, окончание, склонение.

8. Творческая работа.

- Творительный падеж помогает нам восхищаться, удивляться, любоваться, гордиться.

По 2 ученика с каждого ряда дома писали сочинение по картине и опорным словам. Наша задача – послушать сочинение и разобрать.

(чтение сочинений)

- Какое сочинение понравилось? Что понравилось?

9. Домашнее задание.

Упражнение 209, определить склонение.

10. Итог урока.

(стихотворение на доске)

Учите русский год за годом,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.

Задание – назвать существительное в творительном падеже, определить склонение.