Тип урока:
- урок открытия нового знания.
Цели урока:
Обучающие:
- сформировать способность к раскрытию скобок с учётом знака, стоящего перед скобками;
- закрепить вычислительные навыки при работе с положительными и отрицательными числами;
- закрепить понятие противоположных чисел.
Развивающие:
- Развивать аргументированную математическую речь;
- Умение выполнять сравнение и анализ, делать выводы;
- Навыки самопроверки и объективной самооценки.
Воспитывающие:
- воспитание навыков коммуникативности, культуру общения с товарищами, умение слушать и слышать других;
- воспитание устойчивого интереса к предмету.
Оборудование урока:
- компьютер;
- мультимедийная установка;
- компьютерная презентация (ПРИЛОЖЕНИЕ).
ХОД УРОКА.
- Начнём нашу работу стихами:
Булем думать,
Будем решать,
Будем друг другу
Во всём помогать.
-И так ребята, с какими новыми числами вы познакомились в этом году? А давайте вспомним, где в окружающем мире мы встречаемся с положительными и отрицательными числами
(слайд 2). В русском языке такие слова мы называем антонимами. А сейчас давайте поиграем,
Я говорю и показываю вам предложения, а вы, если согласны то поднимаете руку, а если нет, то руки не поднимаете (слайд 3). (По ходу учащимся задаются вопросы теоретического характера )
- В 6 классе мы познакомились с положительными и отрицательными числами. Какие действия научились выполнять с этими числами? Чем будем занимать дальше? Как будем решать примеры и уравнения?
- Записываем и находим значение выражений (слайд 4):
-7+(3+4)=
-7+3+4=
- Порядок действий в первом примере? Сколько получилось в скобках? Порядок действий во втором примере? Результат первого действия? Что можно сказать об этих выражениях?
- Конечно, результат первого и второго примеров одинаков, значит между ними можно поставить знак равенства: -7+(3+4)= -7+3+4. Что же мы сделали со скобками? Как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (дети самостоятельно формулируют тему урока, которая высвечивается на слайде).
- В нашем примере, какой знак стоит перед скобками? Так как же мы будем раскрывать скобки, если перед ними стоит знак плюс? А как быть, если перед скобкой стоит знак минус?
В этом случае нужно рассуждать так же как при вычитании: необходимо прибавить число противоположное вычитаемому:
-7 - (3+4)= - 7+(-7)= -7+(-3)+(-4) = -7-3-4.
- Итак, мы раскрыли скобки. Какой знак стоит перед скобками? С каким знаком 3 в скобках, а после раскрытия скобок, а 4? Так как же раскрывать скобки, если перед ними стоит знак плюс?
Демонстрация слайда 5 с правилами раскрытия скобок.
Далее закрепление новых знаний во внешней речи, один учащийся решает на доске, а остальные в тетрадях следующие задания:
Раскройте скобки и найдите значение выражений:
а) 5,7 + (8,1 – 4,7)
б) 3,39 – (1,39 – 4,5)
Упростите выражения:
а) 4,74 – ( 2а + 3,7)
б) – (– в + 3,8) + 0,7
- Таким образом, правила раскрытия скобок помогут нам решать примеры, упрощать выражения. А для того чтобы вам легче было запомнить правило раскрытия скобок, предлагаю вам вот такое стихотворение:
Если перед скобкой минус,
Он ведёт себя как вирус.
Скобки сразу все съедает,
Всем, кто в скобках, знак меняет.
Ну, а если плюс стоит,
Он все знаки сохранит!
Далее учащимся предлагается работа в парах: необходимо стрелками соединить выражение, содержащее скобки с соответствующим нему выражением без скобок. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Проверка с помощью слайда 8, обсуждение, какое из выражений было наиболее сложным.
- Где ещё нам потребуются знания правил раскрытия скобок? Конечно же, при решении уравнений. Однажды в Солнечном городе поспорили Знайка и Незнайка, кто из них решил уравнение правильно. Учащиеся анализируют предложенные решения уравнений, пытаются сделать вывод о существовании двух способов решения уравнений, кто из сказочных героев учится в 6 классе, а кто в пятом. Далее учащиеся самостоятельно решают уравнение, применяя правила раскрытия скобок.
Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся выполняют индивидуальные задания на карточках (приложение 2), рассчитанные на два варианта. Выполнение данных заданий проверяется с помощью слайда 11, учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают свои работы, обсуждаются примеры, которые оказались наиболее трудными для учащихся. Полный анализ выполненных работ проводится на следующем уроке.
Домашнее задание: п. 3, № 1254(1 столбик), 1255, 1258(б- 1 вариант, в-2 вариант).
Подведение итогов урока, выставление оценок, учащиеся отвечают на вопросы:
- Чем занимались на уроке?
- С каким знаком при раскрытии скобок проблем больше? С каким меньше?
- Где нам потребуются правила раскрытия скобок?