"Человек есть то, что он ест"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Почти во всех изданиях отмечается: среднестатистический школьник скорее предпочтет позавтракать чипсами и шоколадными батончиками, купленными в ближайшем ларьке, чем поесть в школьной столовой. Причина до удивления проста: подросткам не нравится “столовская” еда. Поэтому, чтобы в будущем полезные горячие обеды не шли прямиком в отходы, нужно уже сейчас начинать просвещать детей вместе с родителями. Ведь, как заметил министр образования и науки России Андрей Фурсенко, “если питание в школах будет полезным, но абсолютно безвкусным, то дети, так или иначе будут покупать чупа-чупсы, чипсы, гамбургеры, а то, что полезно и хорошо, будет лежать в помойках независимо от того, какие деньги будут потрачены”.

Теперь, похоже, и до государства дошло, что “школьные годы чудесные” серьезно подрывают здоровье детей, в том числе и по причине неудовлетворительного состояния питания: две трети школьников в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, до 80 процентов выпускников из-за этого получают ограничения при выборе профессии. При этом 10 процентов школьников страдают ожирением!

Тем не менее, серьезность намерений уже продемонстрирована: Роспотребнадзор выпустил методические рекомендации по среднесуточному набору продуктов и примерному 24-дневному меню для учащихся школ. Также ведомство высказалось относительно продукции, продаваемой в школьных буфетах: отныне чипсы, гамбургеры и газировки должны уступить место молочным и кисломолочным продуктам, свежим и консервированным овощам-фруктам, орехам, сокам, киселям, какао и пр.

А с 1 октября 2008 года в школах нашего округа введено двухразовое питание.

Перекосы в рационе школьников, такие как недостаток овощей или избыток сахара, оказывают негативное воздействие на их внимание и память. Неправильное питание пагубно сказывается не только на здоровье детей, но и на результатах их учебы. Поэтому если детей учат читать и писать, то их надо учить и тому, что и сколько кушать. Нужно как можно скорее начинать формировать у детей и родителей спрос на продукты здорового питания, поскольку для большинства нынешних школьников характерно то, что врачи называют “нерациональным пищевым поведением”, и эти сложившиеся по отношению к еде стереотипы противоречат принципам здорового питания.

В школе на уроках математики детей учат считать калории, на занятиях по географии рассказывают о том, где производятся экологически чистые продукты, изучают особенности национальной кухни разных стран, а на уроках валеологии ребята учатся распределять состав пищи, чтоб не растолстеть и не похудеть. О том, какие продукты вредны для здоровья, теперь знают даже младшие школьники: “Газированные напитки, чизбургеры, картошка фри с кетчупом”.

Формирую навыки здорового питания и на своих уроках. Например, при изучении темы “Расчет количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива” в 8 классе провожу урок “Человек есть то, что он ест”.

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях.

Тип учебного занятия: комплексного применения знаний и умений.

Задачи урока:

  1. Закрепить знание формулы для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива. Проверка умений учащихся решать расчетные задачи на нахождение количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива.
  2. Развивать умение находить необходимую информацию по заданной теме, работая с популярной литературой, составлять мультимедийные презентации.
  3. Воспитывать любознательность, познавательную и коммуникативную активность, интерес к предмету, умение оценивать свою работу. Формировать навыки здорового питания.

ТСО: компьютер, мультимедиа - проектор (ММП).

Средства обучения: мультимедиа-презентация (приложение 1), фильм (приложение 2).

Содержание этапа урока Использование ТСО Примерное время на этап Действия учителя Действия учеников
1. Оргмомент. Целеполагание и мотивация. Фильм “Реклама”.

ММП

Слайд 1.

3' Приветствует учащихся. Настраивает на работу. Демонстрирует фильм.

Задает проблемный вопрос: “Всегда ли нужно верить рекламе?”.

Читает слова Пифагора. Задает вопрос: “О чем наш сегодняшний урок? Сформулируйте цель урока?”.

Приветствуют учителя.

Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Формулируют цель урока.

2. Актуализация. ММП

Слайд 2.

Слайд 3.

4' Дает задание: изучите этикетки разных пищевых продуктов. Запишите энергетическую ценность (калорийность) продуктов, выразив ее в джоулях или калориях.

Даёт информацию о калории.

Рассматривают этикетки. Выписывают информацию о продуктах.

Записывают информацию о калории.

3.Применение знаний (знакомая и изменённая ситуация). ММП

Слайд 4.


Слайд 5.

13' 1. Дает задание провести исследование: достаточно ли для вас потребление в течение дня съеденного вами полдника, если теплота сгорания суточного рациона питания для школьников вашего возраста составляет около 1,2 МДж?

2. Самопроверка решения задания. Открывает правильное решение.

Формулируют цель, выбирают способы решения задачи, делают расчет энергетической ценности полдника и вывод о недостаточности съеденного полдника.

Проверяют решение задачи, исправляют ошибки.

4. Дополнительная информация. ММП

Слайд 6.

 

ММП Презентации учащихся

5' 1. Здоровое питание. Фундаментальные положения классической теории сбалансированного питания.

2. Популярные диеты.

3. Рекомендации научно-исследовательского института медицинских проблем Крайнего Севера г. Надым “Правила питания на Крайнем Севере”.

Слушают информацию.

 

Выступают, показывают презентации, подготовленные к уроку (приложение 3, приложение 4).

5. Применение знаний в новой ситуации (проблемная). ММП

Слайд 7.

 


Слайд 8.

10' 1. Составить меню для поколения ХХL. Дает задание: составьте меню на завтра для школьной столовой, найдите энергетическую ценность съеденного вами полдника.

Вместо данного задания по желанию учащиеся могут выполнить задание на карточке (приложение 5).

2. Анализ меню, составленных учащимися: составление диаграммы, анализ сведений.

Составляют меню для полдника (приложение 6), используя таблицы калорийности (приложение 7), рассчитывают энергетическую ценность полдника.

Эксперты (двое учащихся) собирают сведения, заполняют таблицу (приложение 8). Слушают, делают вывод о полезности выбранных для меню продуктов.

6. Информация о домашнем задании. ММП

Слайд 9.

2' Даёт дифференцированное домашнее задание, комментирует:
  1. Повторить §44.
  2. Составить праздничное меню (не менее 3-х блюд).
  3. Подготовить сообщение или презентацию по теме “Автомобили: от истоков до современности”.
Записывают задание в дневники.
7. Рефлексия (подведение итогов). ММП

Слайд 10.

3'
  • Подводит итоги урока. Сообщает названия сайтов с информацией о питании.
  • Задает вопросы учащимся об их психологическом состоянии, впечатлении от услышанного на уроке.
  • Оценивает доклады и презентации учащихся к уроку. Оценки за творческое задание будут выставлены после проверки.
Высказывают свое мнение об уроке, полезности урока.

Литература:

  1. Сайты: “О здоровом питании”, “Здоровый образ жизни”, “Леовит”, “ЕдаLaif”.
  2. Павленко Н.И. Краткий справочник по физике за курс средней школы.- М.: Школьная Пресса, 2005.

Для фильма использована реклама телевизионного канала “Россия”.