Фестиваль туризма в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


                                                                              “Настоящая физкультура – это разумное отношение к организму – вместилищу нашего разума – все 24 часа в сутки. Я хочу еще раз подчеркнуть: не утренняя зарядка, даже не спортивные занятия 2 раза в неделю, а постоянная, круглосуточная культура отношения к самому себе, оптимальный образ жизни делает существование человека полноценным”.

О.К. Антонов

В последние годы все ученые отмечают тенденцию к снижению двигательной активности всех детей, в частности дошкольников. Этому способствуют многие факторы. В больших городах криминогенная обстановка не позволяет оставлять детей на улице без присмотра, что приводит к нарушению формирования детского сообщества, вследствие чего не происходит естественной передачи игрового и двигательного опыта от поколения к поколению. Часто телевизор и компьютер заменяют современным дошкольникам общение со сверстниками и игру. Чрезмерное увлечение родителей ранним интеллектуальным развитием ставят в ущерб физическому развитию. Очень высокая занятость родителей на работе препятствует совместной двигательной деятельности: все меньше семей можно встретить на лыжне, на катке, в парке и лесу.

Снижение двигательной активности не проходит для ребенка дошкольного возраста даром: понижается эмоциональный тонус, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, снижается работоспособность и выносливость. По данным специалистов, за последние годы количество хронических заболеваний увеличилось в 4–6 раз.

Еще в свое время Гиппократ говорил: “Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, полноценную и радостную жизнь”.

Поэтому работа по физическому воспитанию в условиях детского сада приобретает особое значение.

Физическое воспитание в детском саду направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.

Наш детский сад работает по “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, в которой дана система по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, включающая в себя такие формы работы как: физкультурные занятия в зале и на улице, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья и др.

В последние годы в системе работы нашего детского сада по физическому воспитанию, помимо традиционных форм работы, появилось несколько новых, которые уже стали традиционными. Это “Эстафета творчества”, музыкально-ритмические спектакли и “Фестиваль туризма”.

“Эстафета творчества” – включает в себя: спортивные и творческие этапы, принимают участие дети младших и старших групп с родителями.

Музыкально-ритмические спектакли – участвуют все дети детского сада, начиная с ясельной группы и заканчивая подготовительной. Спектакль показывают родителям, детям соседней школы и детского сада.

“Фестиваль туризма” – включает в себя: туристические эстафеты и подвижные игры; принимают участие дети средних, старших и подготовительных групп.

В октябре 2006 года состоялся Первый фестиваль туризма ГОУ д/с №796. Идея проведения Фестиваля туризма для детей дошкольного возраста возникла в ходе моего участия с моими детьми в “Фестивале туризма” Дворца творчества детей и молодежи ВОУО Департамента образования города Москвы.

Цели и задачи Фестиваля туризма:

  1. знакомство детей с туризмом как видом спорта.
  2. формирование основ здорового образа жизни.
  3. совершенствование двигательных навыков, психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости).
  4. формирование эмоционально положительного отношения друг к другу, формирование чувства коллективизма.

Особенностью проведения данного мероприятия является то, что в нем задействовано большое количество взрослых (сотрудники детского сада, родители воспитанников, студенты-практиканты). Подготовка к проведению Фестиваля туризма занимает от 4 до 6 недель. Необходима большая предварительная работа с воспитателями и детьми. Для координации усилий участников составляется план подготовки (Приложение №1).

Предварительная работа с воспитателями включает в себя:

  1. Проведение консультаций по подготовке Фестиваля туризма.
  2. Инструктаж по технике безопасности.
  3. Знакомство с этапами, инструкцией по их прохождению, способами страховки воспитанников на этапах.

Предварительная работа с детьми включает в себя:

  1. Беседы с детьми на тему туризма: снаряжение, виды туризма, правила поведения и техника безопасности в природе.

Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы, чтение воспитателем художественной литературы, показывание слайдов и туристского снаряжения, что помогает формировать у детей яркие образные представления, активизирует их воображение и память, побуждает к поиску новых знаний и желанию овладеть туристскими умениями.

Важное место на подготовительном этапе отводится организации сюжетно-ролевой игры, в которой ребенка ненавязчиво учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.

  1. Придумывание для команды названия, речевки, изготовления эмблем.
  2. Ознакомление с новыми элементами эстафет, разучивание подвижных игр, повторение движений.

Характеристика этапов:

В программу Фестиваля включаются этапы с использованием элементов техники горного туризма, подвижные игры и эстафеты, а также интеллектуальные и творческие задания. Так как, Фестиваль туризма проводится на территории детского сада, то возможно использование стационарного оборудования спортивной и прогулочных площадок (Лестница, мосты, лабиринт…).

Структура Фестиваля:

  1. торжественное построение, приветствие участников и получение маршрутных листов.
  2. прохождение этапов участниками.
  3. построение, подведение итогов и награждение участников.

Особенность проведения Фестиваля.

Так как участниками Фестиваля являются дети разных возрастных групп, команды формируются без учета физической подготовленности детей, кол-во детей в командах строго не определено, то подведение итогов с распределением мест не производится. Каждая команда награждается грамотой с указанием номинации (например: самая ловкая команда, самая дружная команда…) и подарком каждому ребенку.

По окончании проводится совещание педагогического состава по итогам проведения Фестиваля туризма с дальнейшим анализом работы.

С детьми воспитатели групп проводят беседы о Фестивале туризма, где дети делятся своими впечатлениями и отображают их в своих рисунках, затем проходит выставка детских рисунков Фестиваля туризма, а так же происходит оформление фото выставок.

В этом учебном году, наш Фестиваль туризма приобрел статус открытого – в нем приняла участие команда из другого детского сада.

См. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.