Тип урока:
- комплексный,
- обучающий
Вид: Репродуктивная деятельность с поисковыми и творческими элементами.
Цель: Создание живописного образа персонажа.
Задачи:
- Формировать навыки рисования от простого к сложному. Закрепить знания об эмоциональном значении цвета. Развить образное мышление.
- Воспитать нравственно-эстетическое восприятие цветового образа.
Материалы к занятию:
- книга с иллюстрациями сказок А.С Пушкина,
- таблица “Цветовой круг”.
Музыкальное оформление:
- аккомпаниатор,
- музыкальный инструмент - синтезатор
Оборудование:
- бумага,
- краски гуашевые,
- кисти разных размеров простой карандаш,
- резинка.
- шаблоны- заготовки геометрических фигур.
План урока:
- Введение.
- Повторение
- Изложение нового материала.
- Закрепление.
- Практическая работа
- Подведение итогов.
Ход урока
1. Введение.Рисунки в книге помогают глубже понять содержание произведения, лучше представить образ и характер героев книги.
Учитель вместе с детьми просматривает рисунки в книге по сказке А.С Пушкина “Золотая рыбка”, обращая внимание на характер сказочных персонажей.
- Как вы думаете, ребята, какое настроение у старика?
-(Задумчивое, обиженное).
- Как вы определили, что старик печальный, грустный?
(Голова и руки опущены, цвета сдержанные, приглушенные).
Старуха злая, недовольная, высокомерная – голова приподнята, руки как крюки.
Художник тщательно подбирает нужные жесты, мимику и цвета для убедительной передачи характера или настроения своих персонажей, сегодня мы будем уделять этому особе внимание.
2. Повторение.Имя автора этой сказки вам хорошо известно.
Александр Сергеевич Пушкин написал немало интересных сказок.
- Обратите внимание на характер этого персонажа? (Руслан - смелый, мужественный) Как называется произведение?
“Руслан и Людмила”.
- Какие приемы художник использовал, чтобы передать красоту и нежность образа Царевны-Лебеди? ( Плавные линии, спокойные цвета)
- Как называется произведение?
- “Сказка о царе Салтане”.
Сегодня главным героем нашего занятия будет петушок, из одноименной сказки , которая называется …
-правильно
“Сказка о Золотом петушке”.\
Автором всех перечисленных сказок является… (А.С. Пушкин)
3. Изложение нового материала.Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.
Он писал смелые, поучительные сказки, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестивых людей. Одна из таких историй “Сказка о золотом Петушке”.
Вспомним содержание сказки и проследим за различным настроением и характером главного героя.
Слушая небольшой музыкальный фрагмент, в исполнении аккомпаниатора, обучающиеся должны выбрать соответствующее по характеру и настроению изображение петушка.
Петушок в спокойном положении ( звучит музыка спокойная, не громкая)
Учитель на доске показывает последовательность ведения рисунка петушка, используя простые геометрические формы. Форму полукруга имеет туловище, треугольник – шея и крыло, круг – голова, хвост – дугообразные линии.
Петушок встрепенулся, бьет тревогу (музыка подвижная, громкая).
Изменяется положение основных направляющих линий (шея вытягивается, голова повернута, крылья приподняты, клюв широко открыт).
Петушок спит (музыка медленная тихая)
Изменяется положение основных направляющих линий (голова и крылья опущены, глазки закрыты).
Обращаем внимание на расположение изображения на листе.
Изображение намечается в центральной части листа, но можно изображение сместить немного вверх, вправо или влево.
4. Закрепление.При помощи шаблонов (полукруг, круг, треугольник, дуги) учащиеся составляют изображение петушка в разном положении, определяя его местоположение на листе.
5. Практическая работа.Самостоятельно, простым карандашом наметить изображение петушка в определенном действии и настроении.
Цветовое решение.
Обращая внимание на цветовой круг выбрать, желательно, больше теплых цветов и раскрасить петушка (туловище, шея, крылья, голова, хвост).
Вспомнить технику работы гуашевыми красками (краски непрозрачные, берем краску густо).
Изображение фона ( 1 вариант)
Прислушиваясь к своему внутреннему ощущению ( интуиции) продолжаем работу в цвете.
Вращательными движениями кисти, (вокруг своей оси) теплыми и холодными цветами заполняем фон, начиная от края картины
Добавляем новые оттенки.
При изображении петушка в спокойном положении, на фоне больше добавляем примеси с белым цветом или больше добавляем темных цветов при изображении тревожности.
Изображение фона (2 вариант).
Закрасить фон одним или двумя цветами.
Краску берем густо
Выделение главного героя.
Выделить петушка черной тонкой обводкой.
Еще раз обвести изображение светлым цветом (в примеси с белым цветом).
Работа над деталями.
В нижней части листа дорисовать детали архитектурных сооружений (крыши, купола храмов).
6. Подведение итогов.
Работы вывешиваются в ряд.
Проигрываются разные по характеру музыкальные фрагменты, обучающие подбирают соответствующие по настроению живописные работы.
Выставленные работы должны вызвать радость и восхищение от удачно выполненной работы.
Отмечаем выразительность каждого персонажа.