№ слайда |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Слайд 1 |
I. Организационный момент. |
Здравствуйте, ребята! Вы готовы сегодня со мной совершить виртуальное путешествие в Древнюю Грецию? А помогут нам ваши знания об истоках греческой культуры, потому что тема нашего занятия связана с Троянской войной и героическими поэмами аэда Древней Греции Гомера “Илиада” и “Одиссея”. Попытаемся выяснить, что в этих произведениях миф, а что - реальность. Итак, чтобы отправиться в увлекательное путешествие, |
|
Слайд 2 |
II. Актуализация знаний |
Давайте вспомним географическое положение Древней Греции. |
Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы. |
Слайд 3 |
|
- На каком полуострове расположена Древняя Греция? |
на Балканском полуострове |
Слайд 4 |
|
-Уточним, что находится с востока относительно Древней Греции? |
к западу от Малой Азии. |
Слайд 5 |
|
- По отношению к морям, где находится Древняя Греция? |
Государство расположено в Средиземноморье |
Слайд 6 |
|
-С Запада? |
На западе Греция омывается Ионическим морем, |
Слайд 7 |
|
-С Востока? |
на востоке - Эгейским морем |
Слайд 8 |
|
- Сделайте полное описание географического положения Древней Греции. |
|
Слайд 9 | Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в средиземноморье, с запада омывается Ионическим, с Востока Эгейским морями | ||
А теперь, ребята, займем место на
палубах наших кораблей, и
приготовимся к плаванию. А для этого в
контурных картах каждая команда
обозначит территорию Греции, Малой Азии,
Ионическое и Эгейские моря. Чтобы
сориентироваться в задании,
воспользуйтесь картой на экране.( 1-2 мин)
Капитаны команд! Представьте свой маршрут! (1 мин) |
|||
Представление командами своих маршрутов | |||
Молодцы! Все справились! Теперь
уверенно можно идти вперед!
Отдать швартовые! Право руля! Курс на Балканский полуостров! О событиях того времени сложено немало легенд, среди которых героические песни слепого аэда Гомера, в них тесно переплетаются действительность и вымысел. Можно ли узнать о действительных причинах Троянской войны по поэмам Гомера? Сформулируйте ваши предположения. (1мин) Проверим ваши предположения в течение нашего путешествия. |
|||
Дети выдвигают свои гипотезы. | |||
III. Создание проблемной ситуации | |||
Слайд 10 |
IV. Открытие новых знаний |
- Что принесло известность Гомеру? |
Выступление учащихся |
Слайд 11 |
|
Итак, в основе поэмы Гомера “Илиада” лежит миф о последнем – десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от второго названия города Троя – Илион. Мы уже знаем, что на полуострове - Малая Азия располагался город Троя с первоначальным названием Илион. Именно здесь происходили события, описанные в героических поэмах Гомера. |
|
Слайд 12 |
|
Давайте совершим виртуальное путешествие по древнему городу Троя, который окружен двумя рядами крепостных стен. В первой стене находятся городские ворота, за которыми - дворцы знати. За второй же стеной на возвышении величественно расположился дворец правителя. Широкие улицы города вымощены камнем. В наши дни ученые считают, что поэмы “Илиада” и “Одиссея” были созданы в VII в. до н.э. Раньше поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, не связанные с действительностью. Весь мир того времени склонялся к мнению, что они соединили содержание различных мифов. |
|
Слайд 13 | И только археолог Г.Шлиман подошёл к ним как к историческим источникам. Произошло важное событие, вследствие которого историки изменили своё мнение о содержании поэм. В 70-е годы XIX века немецкий археолог Генрих Шлиман провёл раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города. | ||
В героических поэмах Гомера “Одиссея” и “Илиада” боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. Поэма “Илиада” начинается с мифа о “яблоке раздора”. | Сообщение учащихся | ||
О чем рассказывает миф, мы узнаем из бортового журнала на странице 130 (со слов: “Согласно мифу…” до слов “…чтобы покарать обидчиков”) (2 мин) | Самостоятельный поиск истины | ||
Ребята! А вы знаете, каково современное значение крылатого выражения “яблоко раздора”? | “причина ссоры, причина конфликта” | ||
Слайд 14 |
|
Так что же, на ваш взгляд, послужило мифологической причиной Троянской войны?
|
Мифологическая причина войны – похищение троянским царевичем Парисом греческой царевны Елены Прекрасной |
Слайд 15 |
|
Историки древности считают, что причиной и поводом Троянской войны был тот факт, что после прибытия дорийцев в Грецию в 1100 году до н.э., возникла проблема выживания и люди начали искать новые земли для поселения на полуострове Малая Азия. |
|
Слайд 16 |
|
Переселившись в Малую Азию, греки вступили в столкновение с жителями Трои, что привело, по мнению современных учёных, к войне, которая началась около 1200 г. до н.э. Греки разграбили и сожгли Трою.
|
|
Слайд 17 | - Так что же послужило действительной причиной Троянской войны? | Переселение части греков на полуостров Малая Азия | |
Но вернемся к поэмам Гомера.
В них поэт ярко изображает быт военного времени: битвы, подвиги героев, жестокости войны, в них отражены события войны между греками и троянцами, вследствие чего эта война получила название “Троянская”. Греки больше всего ценили в человеке храбрость, силу, любовь к Родине. В “Илиаде” воспеваются военные события и подвиги героев: Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора и др. Главный герой “Илиады” – Ахиллес, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фитии в Фессалии, совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса, хотя, согласно мифу, он должен быть неуязвим. Он обладал большой силой: его мать, богиня Фетида, выкупала его еще младенцем в реке, текущей в подземном “царстве мёртвых” |
|||
- Какое место на теле Ахиллеса было единственно уязвимым? | Пятка | ||
Отсюда и крылатое выражение “Ахиллесова
пята”.
- Каково современное значение этого крылатого выражения? Продолжим. У Ахиллеса был самый близкий друг – Патрокл. Но военный вождь троянцев – Гектор – убил его. Ахиллесу удалось отомстить за смерть своего друга. |
Слабое место | ||
Слайд 18 |
Просмотр видеоэпизода |
||
Троянцы были очень отважными
воинами и только хитростью греки смогли
завоевать Трою, с помощью деревянного
коня.
Вы спросите “как”? Наш бортовой журнал на странице 131 очень красочно это повествует. ( со слов “Сама Троянская война…” до слов “..сожгли ненавистную Трою”) |
Комментированное чтение | ||
Слайд 19 |
Давайте просмотрим этот эпизод |
Просмотр видеоэпизода | |
Выражение “Троянский конь ”
тоже стало крылатым.
- Каково современное значение этого выражения? Другая поэма Гомера “Одиссея” повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В отличие от “Илиады”, в “Одиссее” изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и проч. Создана она несколько позже “Илиады” и содержит около 12100 стихов. |
Скрытая угроза | ||
Слайд 20 | Вот как это рассказано в фильме | Просмотр видеоэпизода | |
В нашем бортовом журнале есть
комментарий к данному эпизоду на стр.132
(Со слов: “Другая поэма Гомера” и до слов “много лет мешал им вернуться на родину”) -Что нового еще вы узнали? |
Комментированное чтение | ||
- Почему же спустя много веков дошли до нас произведения, повествующие о тех событиях? | Все приключения Одиссея были насыщены эпизодами мифического содержания | ||
Во многом вы, ребята, правы. | Выдвижение гипотез | ||
Слайд 21 |
|
До нас эти произведения дошли благодаря переводу известного русского романтика В.А. Жуковского. Перевод “Одиссеи” - литературный подвиг Жуковского. |
|
Слайд 22 | V. Итог урока. Рефлексия. | -Теперь уже зная содержание поэм Гомера, их героев и поступки вы теперь уже можете ответить: что в героических поэмах является мифом, а что реальностью. | В них художественно переосмыслены события Троянской войны и сочетают в себе как мифические эпизоды, так и реалистические. Поэтому в этих поэмах люди – и боги, и герои. |
У каждой команды на столе лежит папирусы с кроссвордом. Ваша задача - быстро, а главное, правильно найти ответы на вопросы, данные к нему, и назвать ключевое слово. | Работа в командах | ||
-Какое ключевое слово нашего путешествия у вас получилось? | Троя | ||
Слайд 23 |
Сверьте ваши ответы по слайду. - Какое впечатление осталось у вас после виртуального путешествия? |
||
- Все остались на плаву? | Да | ||
Тогда капитаны объективно
оцените работу вашей команды.
- Никто вас не подвел в дальнем путешествии? Выставление оценок Спасибо за чудесное путешествие и слаженную работу. Только дружба помогла нам перенести все испытания. Мы еще раз убедились в правильности девиза: “Один за всех и все за одного”. |
Оценивание работы в группах. | ||
Слайд 24 |
VI. Д/З |
§ 20
|
|
Урок истории в 5-м классе. Тема: "Троянская война и героические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"
- Поклонова Вера Ильинична, учитель истории и обществознания
Разделы: История и обществознание