Оборудование к уроку:
- учебник “Русский язык. 2 класс”; автор – А.С. Полякова
- карточки для учащихся
- карточки для самопроверки (прикрепляются на доску)
- “следы” сказочных героев
- фигурки сказочных героев
- карточки – отметки: “красные” (“5”), “оранжевые” (“4”), “зеленые” (“постарайся”)
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку?
- На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
- Пожалуйста, садитесь и начинаем работать.
- Откройте листочки. Запишите число.
2. Минутка чистописания.
- Начинаем урок, как обычно, с минутки чистописания.
чк чн чу щу
ча ща жи ши
- Какое соединение?
- Я надеюсь, что вы правильно и аккуратно писали.
3. Объявление темы урока. Фронтальный опрос.
Мы должны знать: правила написания сочетаний и гласных после шипящих, написание имен собственных.
- Как пишется чк, чн, чу, щу, ча, ща, жи, ши?
- Правила мы знаем…
4. Интрига.
- Ой, что это? Конверт. Для 2в. А в конверте письмо.
Здравствуйте, ребята!
Я потеряла друга, помогите его найти.
- Кто мог написать это письмо? Дайте-ка я посмотрю. (Смотрю за доской)
- Из какой сказки пришла к нам Мальвина?
- А кто написал сказку? (Алексей Толстой)
- Ребята, поможем Мальвине?
- Смотрите, кто-то оставил свои следы. Пойдем по ним.
5. Выборочный диктант.
- Ой, это необычный след – на нем задание. Выпишите слова на изученные сочетания. Пишем с большой буквы, через запятую.
А)
Свети нам, солнышко, свети,
Не уходи за тучки!
Б)
Здравствуй, поле,
Здравствуй, лес,
Мы попали в край чудес!
В)
Речка, реченька, река,
Ты пришла издалека?
Г)
Из земли пробился,
Как сердечко бьется,
Ты в жару напился,
И другой напьется. (Источник)
- Записали? Молодцы! Проверьте. (Прикрепить карточку со словами для проверки.). (Самопроверка)
- У кого нет ошибок? Встаньте. Прикрепите на свой край парты красный листочек – “отлично”.
- У кого одна ошибка? Вы возьмите листочек оранжевый – “хорошо”.
- А у кого ошибок больше? Для вас – листочек зеленый – “постарайся”. Я на вас надеюсь.
6. Работа с учебником. Осложненное списывание.
Наша Мальвина идет дальше. Берем второй след – и тут задание! Откройте учебники, страница 93, упражнение 178.
Прочитаем стихотворение-шутку и продолжим его хором.
У крольчихи есть крольчата,
А у белочки – бельчата.
Галка пестует галчат,
Паучиха – паучат.
- Ребята, а кто объяснит, что обозначает слово “пестует”? Заботится, оберегает.
- А слова, которые мы добавили, относятся к теме нашего урока?
- А почему? Объясни… (имя ученика). (Сочетание ча пишется с буквой а.)
- Спишите первые четыре строчки, будьте внимательны – это стихотворение.
- Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли вы написали. Сверьтесь с записью на доске. (Взаимопроверка)
- Кто не сделал ошибок, поднимите руку? Возьмите красные листочки.
- У кого одна ошибка? Берите оранжевые.
- А кому достанется зеленый листочек? Вам еще нужно постараться.
7. Комментированное письмо.
- Идем дальше. Перед нами пруд. Нужно перейти на другой берег. Как это сделать? Пройти по кочкам или обойти по дорожке? Как быстрее? (По кочкам, конечно.)
- А как правильно? (Это пруд, глубоко. Опасное место. По кочкам идти нельзя.)
- (Беру третий след). А вот и задание. Я читаю вопросы, вы отвечаете и ответы записываете на листочек, через запятую.
- Река, вытекающая из озера Байкал. (Ангара) (Имя) Проговори, как ты напишешь.
- Самая большая река Дальнего Востока. (Амур)
- Самая длинная река европейской части России. (Волга)
- Крупнейшая река Украины. (Днепр)
- Приток Волги. (Ока)
- Ребята, а как нужно было написать все эти слова? (С большой буквы)
А почему? (Это имена собственные). Значит, если вам на письме встретятся имена собственные, вы не забудьте написать их с большой буквы.
8. Физкультурная разминка (выполнить два раза)
Хорошенько соберись,
Сил в дорогу наберись.
Ведь идти придется нам
По горам и по долам.
9. Творческая работа: восстановленный текст.
Отдохнули и идем дальше. Берем следующий след. Теперь мы – поэты.
У вас на столах лежат карточки. Вставьте пропущенные слоги, чтобы получились стихи.
- Справились? Прочитаем, что получилось.
- В каких словах вы написали жи-ши? Чу-щу? (Оцениваю цветными карточками.)
10. Творческая работа: разгадай кроссворд.
- А это след последний. Отгадаем кроссворд и найдем друга Мальвины. Я записываю на доске, а вы на карточке.
-
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка). -
В воде живет,
Хвостом виляет,
Зубаста, не лает. (Щука) -
Углубление, по которому течет река. (Русло)
-
Тише, Шорох, не дыши,
Слышишь, стихли… (камыши). -
Место впадения реки в море или озеро. (Устье)
-
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются,
С водой не расстаются. (Кувшинки) -
Самый большой водоем. (Океан)
-
Крупнейшая река Восточной Сибири. (Обь)
- Какое слово получилось? (Буратино)
(Заглядываю за доску).
- Так вот какого друга мы искали!
- Вы молодцы! Помогли Мальвине найти ее друга Буратино.
11. Подведение итогов урока. (Беру кукольных героев)
- Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие?
- Что же мы делали на уроке? (Кого искали? Что повторяли?)
- Я говорю вам спасибо. И сказочные герои тоже говорят вам “спасибо” и просят встать тех, кто собрал за урок только красные карточки – “отлично”. Молодцы.
- А у кого оранжевые? Вы тоже очень старались.
- А есть ли у нас те, у кого только зеленые? Нет, вы все хорошо работали.
12. Домашнее задание.
- Сказочные герои приготовили для вас домашнее задание: карточка, подобная той, которую мы делали на уроке, и памятка “Правила безопасности на воде”.
- Спасибо вам всем за урок!
Карточка.