Урок физики в 7-м классе по теме "Систематизация знаний о взаимодействии тел"

Разделы: Физика


Цель: установить уровень овладения учащимися теоретических знаний о массе и силе.

Задачи:

  1. Формирование умений систематизировать полученные знания;
  2. Развитие интереса к предмету посредством решения экспериментальных задач и кроссворда;
  3. Развитие и совершенствование физической речи учащихся при решении качественных задач.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Структура урока:

1. Организационный момент.

Задача: организовать условия для благоприятного протекания урока.

2. Этап всесторонней проверки знаний учащихся.

Задача: проверить, закрепить и систематизировать знания учащихся о массе и силе.

3. Физическая пауза.

Задача: Коррекция осанки и зрения учащихся.

4. Контроль знаний.

Задача: Оценка знаний, умений, навыков учащихся.

5. Домашнее задание

Экспериментальное задание:

  1. Как, используя весы, разновесы и мензурку, проверить есть ли внутри данной стеклянной пробки воздушная полость или она сплошная? (плотность текла 2,5 г/см3 )
  2. Экспериментально измерить коэффициент трения дерева по дереву. Оборудование: динамометр, набор грузов, брусок деревянный, линейка деревянная.
  3. Экспериментально определить массу тела. Оборудование: тело неизвестной массы, динамометр.
  4. Экспериментально определить жесткость пружины динамометра. Оборудование: динамометр, линейка ученическая, гиря массой 200 грамм.

План-подсказка для экспериментального задания №1

  1. Запишите вещество и его плотность.
  2. Измерьте объем тела при помощи мензурки.
  3. Вычислите массу тела по формуле
  4. Проверьте результат вычисления массы тала при помощи рычажных весов.
  5. Из сравнения массы по пунктам 3, 4 сделайте вывод.

План-подсказка для экспериментального задания №2

  1. Измерьте вес бруска с грузом при помощи динамометра.
  2. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу (брусок перемещается равномерно).
  3. Рассчитайте коэффициент трения, используя формулу для силы рения.

План-подсказка для экспериментального задания №3

  1. Измерьте вес тела при помощи динамометра.

  2. Вычислите массу тела, используя формулу веса тела.

План-подсказка для экспериментального задания №4

  1. Подвесьте груз массой 200 грамм на динамометр.
  2. Измерьте силу упругости пружины.
  3. Вычислите коэффициент жесткости, используя формулу закона Гука.

Вопросы для фронтального опроса

  1. Что вы знаете о массе тела? Ответ: масса-это физическая величина, определяющая степень изменения скоростей тел при их взаимо- действии. Вычисляется по формулам:

m=ρv ;

m=m0 N

M:m=ѵ:ѵ1

Измеряется масса тела при помощи рычажных весов,

[m]=1кг.

  1. Что вы знаете о силе? Ответ: сила- мера действия одного тела на другое, векторная величина, [F]=1 Н, прибор для измерения- динамометр.
  2. Какие силы природы вы знаете? Ответ: сила тяжести, упругости, трения, вес тела.

Заполним таблицу, для этого вспомним точку приложения силы, направление и причину появления силы

Виды сил

Причина появления

Точка приложения и направление

Модуль силы

Изображение силы

Сила тяжести

Взаимное притяжение Земли и тела

Центр тяжести тела, вертикально вниз к центру земли

Fт=mg

Сила упругости

Деформация тела

Деформированное тело, в направлении противоположном движению частиц при деформации

Fупр=-kx

Сила трения

Относительное движение тела и опоры при соприкосновении

Вдоль поверхности соприкосновения, противоположно направлению относительной скорости

Fтр=µN

Вес тела

Действие тела на опору или подвес вследствие земного притяжения

Опора или подвес, перпендикулярно к опоре

P=mg

  1. Посмотрим, как изображают каждую силу на рисунке.

  1. Решим качественные задачи:

А. Стальной шар перенесли с поверхности стола в стакан с водой. Изменилась ли при этом сила тяжести? Вес тела?

Б. Масса гири на экваторе и на полюсе одинакова. Почему же силы тяжести, действующие на нее на полюсе и экваторе, разные?

В. Какую зависимость между физическими величинами иллюстрирует монгольская пословица “Натягивай лук по расстоянию до цели”?

Г. Всегда ли вес тела массой 10кг равен 100Н? Приведите примеры, когда вес тела отличается от силы тяжести по величине.

Д. На какое тело действует большая сила трения- имеющая вес 5Н и 10Н при прочных равных условиях?

Е. Может ли равнодействующая двух сил, действующих на тело вдоль одной прямой и равных 2Н и 10Н быть равной: а)5Н, б)8Н, в)12Н, г)20Н?

Физическая пауза

  1. Встали, руки опустили. Поднялись на цыпочки, потянулись вверх, опустились. Еще раз вверх, опустились и еще раз вверх и опустились.
  2. Завели руки назад, расправили плечи, опустили руки. Снова завели руки назад, расправили плечи, опустили руки и еще один раз.
  3. Вытянули правую руку, большой палец вытянули вверх, а остальные пальцы сжали в кулак. Смотрим на большой палец и медленно подносим его к носу. Закрыли глаза. Подняли левую руку. Смотрим на большой палец и медленно приближаем его к носу. Еще раз правой рукой и левой рукой.

Задание к тесту:

Вариант№1

Вариант№2

Укажите силу (1-3)

Укажите силу (1-3)

1. Вес камня

1. Силу тяжести камня

2. Силу упругости пружины

2. Вес бруска

3. Силу тяжести бруска

3. Силу упругости опоры

4. Чему равен модуль действующей силы?

4. Чему равен модуль действующей силы?

5. Что покажет динамометр?

7. Что покажет динамометр?

6. Чему равна сила упругости пружины?

6. Чему равен вес шара?

8. Что вы можете сказать об этих кубиках?

6. Чему равна сила упругости пружины?

Тест в рисунках

Ответы для взаимоконтроля:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1вар

F2

F1

F3

2,6Н

-

m1=m2

2вар

F1

F2

F2

-

2,6Н

60Н

V1>v2

Кроссворд

Слова по горизонтали должны означать:

1. Русский поэт Ф.И. Тютчев так описал фонтан:

Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной-
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден…

Какая сила “заставляет” поток воды упасть вниз?

2. Какова причина того, что тела останавливаются?

3. Почему трудно держать в руках живую рыбу?

4. Реакция растений на действие силы тяжести.

5. Фамилия ученого, в честь которого названа единица силы.

6. Метод научных исследований.

7. Прибор для измерения силы.

По вертикали получится слово, являющееся предметом изучения физики.

Ответы:

  1. притяжение;
  2. трение;
  3. слизь;
  4. полярность;
  5. Ньютон;
  6. Моделирование;
  7. динамометр

Выводы урока:

  1. Каждая сила имеет точку приложения, направление, причину появления и свою математическую формулу.
  2. Объединяет эти силы то, что они прямолинейно зависят от переменной величины.