Задачи:
-
развитие лексико-грамматического строя по теме “Семья”;
-
закрепление зрительного образа букв “ш” и “щ”, их дифференциация в словах и предложениях;
-
развитие навыков слогового и фонематического анализа и синтеза;
-
развитие зрительно-пространственных представлений, зрительной памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики;
-
формирование положительной учебной мотивации.
Оборудование:
-
рисунки: дом, щенки, воздушные шары;
-
предметные картинки: мама, папа, мальчик, девочка, шапка, щука, машина, плащ, груша, ящик, матрёшка, ключ; таблички со словами;
-
проволока;
-
карточки;
-
мягкая игрушка.
Ход занятия
1. Орг. момент.
- Давайте помечтаем.
- Закройте глаза. Слушайте музыку и определите, где мы с вами находимся.
- Кто, что представил? (ответы детей)
- Почему вы так решили? (Услышали, как кукарекает петух, лает собака, скачет лошадь.)
- Мы с вами в деревне.
2. Развитие пространственных представлений.
Игра “Окошко в домике”.
- Подойдите к нашему дому.
- Сколько этажей в доме? (2)
- Значит дом, какой? (двухэтажный)
- Покажите нижние окна.
- Покажите верхние окна.
- Покажите правые окна.
- Покажите левые окна.
- Около этих окон садятся мама, папа, мальчик, девочка. (Дети вставляют фигурки в прорези.)
- Как одним словом можно назвать людей? (семья, родственники)
- Кем приходится мама и папа друг другу? (женой и мужем)
- Кем приходится мальчик маме и папе? (сыном)
- Кем приходится девочка маме и папе? (дочерью)
- Как одним словом назовём маму и папу по отношению к детям? (родители)
- Кто между собой мальчик и девочка? (брат и сестра)
- Как дети ласково называют маму? папу? (мамочка, мамуля, папочка, папуля, папенька)
- Как родители ласково называют сына? дочь? (сынок, сыночек, сынуля, доченька, дочурка)
- Посмотрите и запомните, кто, где сидит.
- Закройте глаза.
- Пошла семья гулять. (Логопед убирает фигурки.) Гуляли они долго. Пришли с прогулки и сели около своих окон. (Логопед выставляет фигурки людей.)
- Откройте глаза.
- Свои ли места заняли люди?
- Поставьте фигуры в те окна, около которых они сидели.
- А теперь заняли свои места?
- Садитесь.
- А в нашей семье ещё живут два щенка – Шарик и Щенька. (Щенки похожи на буквы “Ш”, “Щ”.)
3. Сообщение темы занятия.
- На какие буквы похожи наши щенки?
- Сегодня мы постараемся запомнить написание букв “ш” и “щ”, будем их различать, правильно писать буквы в словах и предложениях.
4. Характеристика звуков. Конструирование букв из проволоки.
- Как зовут первого щенка? (Шарик)
- Разделим слово на слоги. Произнесите 1 слог.
- Выделите 1 звук в слоге “Ша”.
- Что вы можете о нём сказать? (согласный, глухой, всегда твёрдый, парный) – таблички.
- Покажите, какой буквой обозначают звук [ш]. (Карточки на столе с буквами)
- Как её назовем правильно?
- Сделайте из проволоки прописную букву “ш”.
- Как зовут второго щенка? (Щенька)
- Разделим слово на слоги. Произнесите 1 слог.
- Выделите 1 звук в слоге “Щень”.
- Что вы можете о нём сказать? (согласный, глухой, всегда мягкий, непарный) – таблички.
- Покажите, какой буквой обозначают звук [щ]. (Карточки на столе с буквами)
- Как её назовем правильно?
- Сделайте из проволоки прописную букву “щ”.
- Сравните буквы. Чем они отличаются? (у “щ” петелька, хвостик).
Ш и Щ – родные сёстры.
Но у Щ - есть хвостик острый.
5. Игра “Волшебный мешочек”.
- В нашей семье Шарик и Щенька любят очень играть с хозяевами. А мы поиграем в игру “Волшебный мешочек”.
Задание: “Выберите одну букву и назовите её”. (Один ребёнок записывает на доске буквы).
к е н Щ а ь
- Какая буква не обозначает звука?
- Составьте слово из этих букв? (Щенька)
- С какой буквы мы его запишем? Почему?
6. Физминутка.
- Мальчик и девочка в нашей семье любят отгадывать загадки. Помогите им.
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …(шары)
- Шарик надуваем – ш –ш – ш (руки через стороны вверх).
- Шарик выпускает воздух – щ – щ – щ (руки через стороны вниз).
- Найдите глазами жёлтые шары. Посчитайте.
- Найдите глазами зелёные шары. Посчитайте.
- Сколько всего шаров?
7. Дифференциация букв в словах и предложениях.
- Шарик и Щенька тоже любят играть с воздушными шарами. А ещё любят прятать вещи по углам.
- Шарик тащит картинки, в названии которых пишется буква “ш”.
Щенька – картинки, в названии которых пишется буква “щ”.
Давайте им поможем. Распределим слова в два столбика.
В тетрадях: ш щ
- Я показываю картинку. Вы называете предмет и записываете слово в соответствующий столбик.
Картинки: шапка, щука, машина, плащ, груша, ящик, матрёшка, ключ.
- Проверка слов.
- Написание каких букв мы сегодня различаем?
- Напишите по воздуху большую букву “ш”, маленькую букву “ш”, большую букву “щ”, маленькую букву “щ”.
- Мы помогли с вами Шарику и Щеньке. Теперь поможем хозяевам щенков.
- Детям было задано следующее домашнее задание: “Вставить пропущенную букву “ш” или “щ””.
- Рассказ называется “Кутька”. О ком этот рассказ?
- Чтобы вы не забыли, какие буквы вставлять, на столах у вас карточки с буквой “ш” и “щ”.
Карточка. Кутька.
- ..енка поселили между ...кафом и боль..им я..иком. Мама с..ила ..енку поду..ку. Но ..енок укладывал свой хвост на поду..ку, а …екой прислонялся к я…ику.
Проверка – чтение по цепочке.
8. Подведение итога.
- Ой, а кто это здесь притаился? (Логопед достаёт игрушечного щенка.)
- Да это же друг Шарика и Щеньки. Зовут его Тузик.
- Тузик, как ты думаешь, хорошо ребята поработали на занятии?
- Усвоили ли они материал?
- Сейчас мы с тобой это и проверим.
- Какие буквы мы учились различать?
- Чем на письме различаются буквы “ш” и “щ”?
- Кто нам помог их различать? (Шарик и Щенька)
- Где жили щенки? (в семье)
- Где жила семья (в деревне)
- Значит, какая семья? (деревенская)
- Что пожелаем нашей семье?
Литература:
-
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М, 2004. – 223 с.
-
Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина. – М., 2005 – 368 с.