ЦЕЛИ.
- развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные; анализировать звуковой состав;
- развитие умения сравнивать произношение и написание слов; подобрать проверочное слово;
- развитие умения обосновывать написание проверяемого слова.
ХОД УРОКА
1. Орг. Момент Представление групп (5 групп)
" Парные согласные"
Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет - не пищи.
"Умники"
Ни шагу назад, ни шагу на месте,
А только вперёд и только вместе.
"Великолепная четвёрка"
Идём вперёд, идём вперёд
Преодолеем всё в пути.
"Дружная пятёрка"
Налитая, симпатичная
Цифра самая отличная.
"Приставки"
Приставки всегда молодцы,
Приставки всегда впереди.
Добрый день, дорогие ребята!
Этот урок сейчас
Науке посвящается.
Что грамматикой у нас
С любовью называется.
2. Разминка
ИТАК, начинаем наш урок с разминки. Предлагаю вашему вниманию игру.
ИГРА "Что бы это значило"
- "Человек с головой" - очень умный.
- "Отвечать головой" - брать ответственность на себя.
- " Голова идёт кругом" - много дел.
ЕЩЁ какие устойчивые сочетания со словом ГОЛОВА вы знаете ?
|
|
Скажите, как называются такие сочетания слов? (Фразеологизмы)
Устойчивые сочетания слов - слова в них не меняются.
ДЛЯ чего они нужны?
Чтобы речь была выразительной, люди слушали тебя с интересом. Незря говорят, Хорошая речь слаще мёда.
М- О - Л - О - Д - Ц - Ы!
После такой разминки можно переходить следующему этапу урока минутке чистописания
3. Минутка чистописания
Я тетрадочку открою Уголочком положу.
Я, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу!
1 - 2! 1 - 2!
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!
Пропустите две строчки, запишите сегодняшнее число.
А теперь прочитайте правильно буквы. Расскажите о них. (СОГЛАСНЫЕ, парные)
д / т ж / ш б / п г / к в / ф з / с
Особенность написания букв д з в ш к
Запишите, соблюдая каллиграфию.
Расскажите о звуках, которые обозначаются этими буквами на письме.
Согласные, парные (звонкие глухие), могут быть твёрдые или мягкие.
На конце слов и в середине слов перед глухими звонкие согласные оглушаются.
Поэтому надо быть осторожными, уметь вовремя замечать орфограммы.
4. Сообщение темы и целей урока
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Основная задача: уметь сравнивать произношение и написание слов с П/С
Замечательно!
5. Словарно-орфографическая работа
ИГРА "Знайка словарных слов" (Самодиктовка)
- газета (итальянск. происхождн. Газза. Монета "сорока" )
- помидор (итальянск.происх. поми д оро "золотые яблочки" )
- дежурный (франц. дё жур )
- пальто (франц.----латин. парра "верхнее платье" )
- пломбир (франц. город Плом бьер впервые изготовили сливочное мороженое)
Ребус * алфавит Карточки * к . р . нд . ш * в . р . н . Картинки * (сорока ) * ( корова)
Загадка. Маленькая серо-коричневая птичка, живущая обычно вблизи домов. (воробей)
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)
6. Орфографическая зарядка
Самый любимый нами праздник НОВЫЙ ГОД. Главное украшение, конечно же, ёлка.
Наша ёлка особенная. На ней волшебные снежинки с буквами. Для каждой из них надо подобрать подходящее слово.
сн . говик, снегурочк . , сн . гирь, сн . жок, п . дснежник
- что можете сказать об этих словах? (однокоренные)
- назовите корень (снег)
- что такое корень слова? (общая часть)
- какие задания можете предложить?
- СОУ
- * Перенос
- * Выделить части слова
- * Определить род, число
- Составить предложение с одним из этих слов
- Произвести фонетический разбор
Попробуем
СНЕГ (при помощи пальцев рук)
С согл,. глух., мягк., парн.
Н согл., звонк., мягк., непарн., сон.
Э гласн.,уд
К согл., глух., тв., парн.
У _ М _ Н _ И _ Ц _ Ы!
7. Индивидуальная работа " Снежинки"
С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались ажурные, кружевные снежинки. Кружатся в воздухе и падают на парты - одна красивее другой. Они необыкновенные, а с заданием.
Запишите слова с П/С и проверьте. НО снежинки просят вас, ребята, вспомнить четверостишие
Гласные и согласные Бывают такие опасные
Звук очень ясно слышится А буква другая пишется.
Поэтому, будьте осторожны, при выполнении задания.
К -1 К - 2 К - 3 К -4 п т ж с ястре ---- гря ---ка мане --- бли --кий б д ш з б т ш ш скорлу ---- ка комна ----ка руба --ка ча ----ка п д ж ж ф г з ш отзы ---- челове --- водола -- мор ---- в к с ж с с с к сала --ка зама ---ка ука -- ка мая --- з з з г
8. Физминутка
Аист делает зарядку
То вприпрыжку, то вприсядку
Осьминог надел перчатки,А тюлень удрал с площадки
Вот и вся зарядка раз-два-три
Лёгкая посадка раз-два-три
ВНИМАНИЕ!
Назовите слова с П / С звуками, правописание которых требуют проверки!
Аистёнок | прыжок | осьминоги | площадочка | посадочка |
зарядочка | присядочка | перчаточки | лёгенький |
Замечательно справились с заданием.
9. Групповая работа с карточками
Снегопады и морозы чередуются оттепелями. Снег становится чуть влажным и липким.
Замечательный материал для снежков, снежных скульптур. Вот и ВЕСЁЛЫЙ СНЕГОВИК не заставил долго ждать. Явился к вам с заданием.
Прочитайте внимательно и выполните.
(каждая группа получает от ВЕСЁЛОГО СНЕГОВИКА
задание)
Какие слова называются омонимами?
Напишите омонимы на изучаемое правило, объясните их значение, подберите проверочное слово.
- Какие слова называются омографами?
- Какие слова называются синонимами?
Напишите омографы на изучаемое правило.
Подберите синонимы с парным согласным проверьте.
дорога - око - работа - ключ (журчащий) - противник - лоботряс -
- Какие слова называются антонимами?
Напишите антонимы с парным согласным
тяжёлый - чужой (человек) -
высоко - жара -
мрак -
Взаимопроверка.
УМНИЦЫ! Какие вы любознательные ребята, говорит СНЕГОВИК, и прощается с вами.
10. ВЫВОД ИГРА "В слово"
ИТАК, ребята, открываем страничку из "Банка Правил".
Правило о правописании П / С звуков говорят по "цепочке":
Чтобы проверить П / С звук на конце слова или в середине слова перед глухими
надо
изменить форму слова или подобрать однокоренное слово
так,
чтобы после П / с стоял гласный звук или сонорный согласный звук
Таким образом, сколько сильных позиций для П / с на конце слова или в середине перед глухими согласными знаете? (ДВЕ)
11. Письмо по памяти (выборочный диктант)
Нашу реч . ку, словно в ска . ке,
За ноч . вым . стил моро . ,
Обн . вил кон . ки, сала . ки,
Ёлку из л . су привё . С.Я.Маршак
Орфографическая работа.
12. Игра "Цепочка слов"
Каждое новое слово должно начинаться с буквы, на которую оканчивается предыдущее, а заканчиваться с П /С
холод , дед, дог, газ, зуб, брод, дрозд, долг, град, друг, гриб, багаж, жираф, фонарик, краб, болт, торт, торг, грипп, паровоз, зонт, тик
Великолепно!
13. Итог урока. Рефлексия
Урок наш подходит к концу, давайте подведём итог.
- Помогли ли тебе сегодня на уроке знания, правила, изученные ранее?
- Какие формы работы тебе нравятся на уроке?
- Поделитесь впечатлениями об уроке.
- занятие прошло интересно, разнообразно
- мне постоянно приходилось соображать
- урок понравился, потому что нужно было не
- просто слушать, а активно работать)
- оцените свои успехи на уроке (самоуправление)
ЗАПИСЬ Д/З
Спасибо за интересный урок. Всего доброго!