Цель занятия.
- Помочь учащимся глубже осознать эпоху предложенных десятилетий (1980-е, 1990-е годы, начало ХХ1 века: 2001-2007г.) на основе повторения, самостоятельного подбора фактического материала и “вещественных доказательств”.
- Вовлечь в поисковую и познавательную деятельность максимальное количество учащихся.
- Способствовать укреплению взаимоотношений между поколениями (родители, бабушки, дедушки)
- Помочь учащимся на эмоциональном уровне воспринять историю последних десятилетий.
Игра-соревнование развивает интеллектуальные умения: анализировать материал, делать резюме, выбирать главные события или личности из перечня, обосновывать свой выбор. Этому призвана способствовать организация групповой работы учащихся.
Опережающее задание.
Учащимся предлагается повторить материал, охватывающий исторический период с 1991г. по 2007г. Создать 3 группы по 4-5 человек, учитывая интересы учащихся. Группа готовит более подробную информацию выбранного десятилетия, если считает необходимым, музыкальное или видео сопровождение, атрибуты времени для более выразительного представления эпохи. Возможна подготовка презентации с использованием мультимедийной установки или интерактивной доски.
Подготовка игры – представления.
Провести консультацию с членами групп, обозначить наиболее важные события десятилетий, целесообразно также распределить подбор разноплановой информации: в политической, экономической, социальной жизни страны, в науке, культуре. Практика показала, что творческие коллективы с интересом воспринимают предложение учителя нарисовать эмблему эпохи, придумать название своей группе, выпустить газету.
Избирается жюри в количестве 3-5 человек, которые при желании также придумывают себе название, например: “инопланетяне” и поясняют цель своего визита на Землю. На консультации с учителем обсуждается матрица оценивания работы групп, за основу берутся следующие критерии: а)убедительность, логика, б)полнота и структурированность материала, 3)наличие “вещественных доказательств” 4)особое мнение. При оценивании наиболее эффективной является 3-х балльная система. Жюри также устанавливает регламент представления своей эпохи, примерно 12-15 минут и строго следит за его соблюдением, необходимо оставить 15-20минут от урока на обсуждение материала, вопросы слушателей и жюри, подведение итогов, а также обмен впечатлениями.
Оборудование урока.
Мультимедийный проектор, столы для книг и различных предметов, характерных для эпохи, фотоальбомов и т.д., магнитофон
Этапы игры и её содержание. Вводное слово учителя.
Учитель акцентирует внимание на цели урока: защите десятилетия. Школьники должны продемонстрировать знание эпохи 80-х, 90-х годов, нач. ХХ1в., также, этот урок-представление, поэтому оцениваться будут не только знания, но и творческий подход к заданию. Ребята должны выделить ключевые события, назвать людей эпохи, крылатые выражения. После выступления каждой команды, зрителями и членами жюри могут быть заданы вопросы, качество которых будет учтено учителем при оценивании труда участников игры. После подведения итогов, зрители излагают свои впечатления, а жюри-“инопланетяне” высказываются по поводу той эпохи, в которой они хотели бы очутиться, которая произвела на них самое сильное впечатление, о которой они хотели бы больше узнать, прежде всего от своих родителей.
Ход игры и сценарий выступления группы.
Жюри занимает места, зрители и участники рассаживаются. Учитель произносит вводное слово и приглашает участников команды №1.
На доске или экране выписаны даты с 1981 по 1990г. Обозначаются основные вехи.
1982г.- смерть Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.
1982-1985г.- изменения в руководстве страны: назначение и смерть Генеральных секретарей ЦК КПСС Ю.В.Андропова, К.У.Черненко, результаты их деятельности, реакция общества на их кончину. (Учащиеся сравнивают текст учебника, статьи из газет того времени с воспоминаниями родственников.)
1985г.-1991г. М.С.Горбачёв во главе ЦК КПСС-надежды граждан страны на всесторонние изменения с приходом молодого, энергичного политика.
1985г. апрель- начало перестройки: попытка соединить социализм и демократию.
1985г. май –меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Предполагалось ежегодно сокращать производство водки на 10%, чтобы через 5 лет вдвое сократить производство спиртного, но “перевыполнение” плана усилиями партийцев вызвала народное недовольство.
1986г. апрель – авария на Чернобыльской АЭС.
1988г. март – эскалация конфликта в Нагорном Карабахе, за которым последовала цепь выступлений в союзных республиках с требованиями предоставить им большую самостоятельность вплоть до выхода из Советского Союза.
1988г. июнь-июль Х1Х Всесоюзная партийная конференция, в резолюциях, которой говорилось о практических мерах по осуществлению политической реформы, о межнациональных отношениях, о гласности. Общество ожидало решительных перемен.
1988г. декабрь – мир потрясён заявлением М.С.Горбачёва на сессии ООН о приоритете человеческих ценностей над классовыми.
1989г. начало распада социалистической системы
1989г. декабрь – вывод войск из Афганистана.
1990г. 12 июня провозглашён государственный суверенитет РСФСР, начало “парада суверенитетов”, что фактически обозначало распад великой державы – СССР.
После того, как основные события представлены с собственными комментариями, другой представитель группы рассказывает о культурных достижениях эпохи. Здесь могут быть названы: начало кампании “гласности”, открытие забытых и неизвестных авторов, в литературе, живописи, кино, среди них: М.Булгаков, В.Аксёнов, В.Некрасов; “журнальный бум” - невиданный интерес к “толстым” журналам. Телепередачи “До и после полуночи”. “600секунд”. В этот период выходят фильмы, которые составляют гордость советской кинематографии: “Место встречи изменить нельзя.” С.Говорухина, “Обыкновенное чудо” и др. М.Захарова, м\ф “Трое из Простоквашино” и т.п. Здесь могут быть продемонстрированы кадры из фильмов, фрагменты музыкальной программы “Дискотека 80-х”. Участники команды показывают “экспонаты” с демонстрационных столов, рассказывая о каждом из них, (здесь находятся вещи, которые сохранились в семьях: фотоальбомы, подшивки журналов, даже мамино свадебное платье и другие дорогие для членов семьи вещи),всё это позволяет на бытовом, на эмоциональном уровне приобщиться к эпохе.
После того как первая команда закончила своё выступление, жюри и зрители могут задать несколько уточняющих вопросов. Выставляются оценки.
Далее следует выступление команды, представляющей 1991-2000г.
Для нынешнего школьника это самые дорогие годы-годы рождения и дошкольного беззаботного детства, поэтому последовательность представления информации может быть изменена и вначале могут быть показаны “вещественные доказательства” эпохи.
На доске или экране отмечены основные события последнего десятилетия века.
1991г. январь – “Павловский обмен денег”, который уничтожил в народе последние остатки доверия к власти.
1991г. март – референдум о сохранении СССР, когда 73% населения проголосовали за сохранение Союза, но центробежные процессы уже невозможно было остановить.
1991г. 12июня – Б.Н.Ельцин избран президентом РСФСР.
1991г. август - августовский путч, создание и падение ГКЧП.
1991г. декабрь – встреча глав России, Украины, Белоруссии в Беловежской Пуще. Образование СНГ.
!992г. январь – начало проведения экономических реформ, получивших название “гайдаровских”.
1993г. 12 декабря – принятие Конституции СССР.
1994г.октябрь – резкое падение курса рубля, усиление социальной напряжённости, падение уровня жизни.
Ноябрь 1994г. – август 1996г. Военные действия в Чечне.
Июнь 1995г. – нападение Басаева на Будённовск.
1993г. 1995г. –распространение “финансовых пирамид”
1996г. июль - избрание Б.Н.Ельцина на второй срок.
1998г. 17августа – финансовый кризис.
1999г. октябрь – начало военной операции в Чечне.
1999г. 31 декабря Б.Н.Ельцин досрочно покинул свой пост и назначил исполняющим обязанности президента В.В.Путина, который в марте 2000г. был избран Президентом РФ.
2000г. Россия начинает проводить активную и самостоятельную внешнюю политику.
В сложной ситуации оказывается ответственный за духовную жизнь народа; в этот период в обществе широко распространились настроения разочарования, исчезла уверенность в завтрашнем дне, начался процесс коммерциализации искусства и массовой культуры. Однако и здесь можно обозначить некоторые положительные события и процессы: открытие памятников Ярославу Мудрому в Ярославле, Г.К.Жукову в Москве и Екатеринбурге, Николаю Второму в Москве, в 1995г. закладывается первый камень в основание возрождаемого храма Христа Спасителя, а в 2000г. храм открыт для посещений. Начался процесс восстановления и возвращения церквей верующим.
Далее следуют вопросы, которые задают зрители и жюри, как показывает практика, вопросы часто носят личностный характер, выясняющие, что помнит сам выступающий. Жюри выставляет оценки.
Выступление команды №3, представляющей начало ХХ1в.
Продолжают укрепляться на международном рынке частные сырьевые фирмы России, рост цены на нефть.
11 сентября 2001г. теракт в Нью-Йорке, потрясший мировую общественность.
2002г. осень захват чеченскими террористами театрального центра “Норд-Ост” на Дубровке в Москве.
2004г. март – повторное избрание В.В.Путина Президентом России.
2004г. 1 сентября – захват чеченскими террористами школы в г. Беслан.
2005г. сентябрь Президент сформулировал концепцию национальных проектов: “Здоровье”, “Качественное образование”, “Доступное и комфортное жильё”, “Развитие аграрно-промышленного комплекса”
2008г. март – избрание Д.А.Медведева Президентом Российской Федерации.
Учащиеся обязательно отметят экономический рост, повышение уровня жизни граждан, (подтвердят примерами своих семей) усиление внешнеполитических позиций России и т.д., обратят внимание на то, как стремительно увеличивается число пользователей Интернетом. На демонстрационных столах могут быть представлены электронные игрушки, получившие распространение ещё в 90-е годы от тамогочи, до дисков с компьютерными играми, книги от дорогих изданий, до дешёвых в бумажном переплёте и многое другое.
Ответственные за культурную составляющую задания расскажут и покажут, как протекает процесс самоорганизации культурной жизни, попытки возрождения традиционной культурной среды, в качестве примера может быть использовано восстановление монастырского комплекса в Верхотурье, открытие новых музеев, растущий интерес к не широко известным страницам прошлого, открытие светских и религиозных национальных учебных заведений.
Как показывает практика, после окончания выступления группы, следует бурное обсуждение, предметом которого являются положительные и отрицательные процессы и явления эпохи.
После того, как выступили все команды, слово предоставляется жюри, которое объявляет результаты и комментирует их. Последнюю точку в игре ставит ответ на поставленный перед началом выступлений вопрос о том, в какой бы эпохе с большим интересом желали оказаться наши “инопланетяне”. Всем участникам игры, а также активным зрителям выставляются оценки.
С окончанием уроков обсуждение, обмен впечатлениями не заканчивается, процесс осмысления продолжается.