I. Повторение
– Прочитайте на стенде название раздела. На уроках литературного слушания мы уже знакомились с произведениями из этого раздела. Это были произведения разных жанров, тем, авторов.
– на доске модели обложек произведений разных жанров и тем:
– Расскажи по моделям обложек о жанре и теме произведения.
– Вспомним некоторые из прочитанных произведений. Я буду читать отрывок, а вы вспомните название, автора и выберите подходящую модель обложки.
1) “Пока то, да сё, сели Человеки радио слушать. А ведь у них не только четыре руки и четыре ноги. Ещё четыре уха. И ещё два курносых носа, четыре серых глаза, два рта, а на двух круглых, как подсолнухи в поле, мордахах много-много веснушек. Только веснушек никто у них не считал… В общем всё у Человеков было поровну, и лет – всего четырнадцать: по семь – на брата…” (“Человеки” Сергей Алексеевич Баруздин)
2) “ – А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь. Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем, и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла: – Тыкову дали тыблоко. От удивления я даже на стуле подскочил: – Что такое ?! Какому Тыкову? Какое тыблоко! Что ещё за тыблоко? Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано: “Якову дали яблоко”… (“Буква “Ты” Леонид Пантелеев)
3)Тюлюлюй поест-попьёт,
После ляжет отдохнёт.
Полежит на месте
Минуточек двести
А проснётся в полдень
Глядь, уж снова голоден.- Встань, проснись
Тюлюлюй,
Не ленись
Тюлюлюй!
(“Тюлюлюй” Елена Александровна Благинина)
II. Новый материал
– Сегодня на уроке мы начнём знакомиться с творчеством ещё одного детского писателя – Николая Николаевича Носова.
(На доске портрет Н.Н.Носова)
1) А знаете ли вы, что Н.Н. Носов не собирался писать для детей. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для своего сына-школьника и его друзей забавные маленькие рассказы. С этого дня Н.Н.Носов стал служить детской литературе. Свой первый рассказ “Затейники” он написал в журнале “Мурзилка”, а потом стали появляться новые произведения о жизни детей. В книгах Носова живут фантазёры и фокусники, простофили и изобретатели. Н.Носов очень хотел, чтобы читая, дети задумались: правильно ли я поступаю, честный ли я человек, доставляю ли я радость другим или огорчаю их, умею ли я дружить.
Один из сборников рассказов Н. Носова называется “Фантазёры”, по названию одного из рассказов, вошедших в эту книгу.
Давайте послушаем, о чём говорят его герои…
2) инсценировка начала произведения “Фантазеры”
3) Но это ещё не всё. Слушайте, что было дальше… (Чтение рассказа учителем).
– Понравилось ли вам произведение? А чем?
– Почему автор так назвал произведение?
– С кем из героев произведения ты хотел бы дружить? Почему?
4) Определение жанра и темы произведения. Составление модели обложки.Дети работают с раздаточным материалом:
– выбери подходящую модель обложки, объясни свой выбор;
– составь модель обложки на своём листочке, дополни её фамилией автора и названием произведения;
– составь рассказ по модели.
(Приложение 1. Раздаточный материал для учащихся).
Физ. минутка
5) Работа над сюжетной линией:– вверху листочка рассмотри иллюстрации в рамках;
– раскрась то, что тебе больше всего понравилось в рассказах мальчиков;
– расскажи этот эпизод соседу по парте;
– попробуй расставить иллюстрации в том порядке, в котором они шли в тексте;
– проверка;
– найди изображение мальчика без головы, к какому эпизоду подходит, соедини линией.
(Приложение 1. Раздаточный материал для учащихся).
6) Характеристика героев:– назови героев рассказа (Мишутка, Стасик, Ира, Игорь);
– введём заместители.
На доске:
– Каким вам показался каждый из героев?
– Понаблюдаем как ребята относятся друг к другу (Стрелки “дружбы”):
– своё отношение вырази цветом, раскрась так, чтобы мы поняли положительный это герой или отрицательный;
– Мне, ребята, немного жаль Игоря, потому что с ним не хотят дружить ребята. Мы уже из рассказа поняли почему. Давайте поможем Игорю.
– Какой совет вы бы дали Игорю, чтобы он исправился.
7) Чтение по ролям.– Читайте отрывок текста самостоятельно, отметьте карандашом слова героев.
А – автор
М – Мишутка
И – Ира
(Приложение 1. Раздаточный материал для учащихся).
Отрывок:
“Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
– Вкусная штука! – сказал Мишутка. – Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
– Ну, ты выдумываешь все! – засмеялась Ира. – Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
– Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана…”
Чтение по ролям в “тройках”
8) Работа в тетради “Литературное чтение”
Задание №3 Составь эскиз
Домашнее задание: Сделай из эскиза рисунок и составь по нему рассказ.
9) Книжная полка
Подбери в библиотеке рассказы Н.Н.Носова и принеси на урок.
10) Итог урока (обсуждение):
Чему научил вас рассказ?