Цель:
- обобщить наблюдения за птицами в зимний период,
- познакомить с кормом зимующих птиц,
- расширять кругозор и творчество учащихся,
- привлечь к охране птиц.
Оборудование:
- картины зимнего пейзажа,
- картины птиц, корм для птиц,
- видеозапись птиц, аудио запись голосов птиц,
- книги для выставки по теме.
Ход урока
Введение в тему.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
все загадки разгадать-
надо много наблюдать.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно.
У. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, а будет нам показывать дорогу очень умная птица.
-какая птица является символом мудрости? (идет видеозапись –сова).
У. И днем и ночью зоркий взгляд совы ничего не упустит. Все путешественники ведут дневники и мы тоже будем их вести. В них будем вносить свои наблюдения, все, что увидим и узнаем во время путешествия.
Но вначале посмотрим за окно, какая сегодня погода, не помешает ли она нам. А расскажет о погоде дежурный синоптик.
Работа с календарем.(ученик у доски выставляет условные знаки погоды).
Отправляемся в путь, в походе за новыми знаниями нам не помешает ни дождь, ни снег.
Актуализация знаний.
(Идет видеозапись поселка Степное зимой)
-где мы с вами оказались?
У. Как красив наш поселок в зимнее время! Великолепен вид зимней природы. На земле лежит белая скатерть, серебристым инеем опушились ветви деревьев, ели надели теплые зимние шубы. Сказочную картину нарисовала зима.
-
но не кажется ли она вам какой-то неживой, немой, что в ней чего-то не хватает, ведь так тихо в природе не бывает.
-
кто ее мог бы оживить и озвучить?
-
а разве зимой мы можем услышать голоса птиц? (докажите свой ответ).
(идет видеозапись вместе с озвучиванием голосов птиц).
-
о чем будем сегодня говорить на уроке?
Запишем тему урока в дневник: Птицы зимой.
План урока:
-
Зимующие птицы.
-
Птичья столовая.
-
Берегите птиц.
Работа над новой темой.
1. Работа с картиной “Деревенский пейзаж”
-
голоса каких птиц вы узнали? (воробья, вороны, синицы, голубя-картинки птиц прикрепляются к большой картине – улица оживает).
-
еще каких птиц вы видите во дворах?
-
а в другие времена года вы видите этих птиц?
У.Обобщение: птицы, которые круглый год живут на одном месте, называются оседлыми.
-
почему их называют оседлыми?
2. Работа в тетрадях дневниках: (записывают) оседлые.
У. Сова приглашает нас дальше, мы покидаем поселок. А сейчас мы тихо –тихо в лес отправимся густой. По тропинке мы идем, наблюдения ведем. Тихо в зимнем лесу – ни шелеста, ни звука. И кажется никого во всем лесу нет. Так ли это?
3. Просмотр видеозаписи-дятел и клест в зимнем лесу.
-
давайте послушаем о чем они говорят.
4. Инсценирование: “Клест и чиж” (дети в масках птиц)
-Ты, клест, что визжишь? Обидели тебя что-ли?
-Да нет, чижик, это я радуюсь.
-Нашел время радоваться!
-Как раз самое время, как раз.У меня в гнезде птенчики вывелись- до чего милы, до чего хороши.
-В этакий мороз! Да они живы не останутся!
-Еще как будут жить – поживать. Я им еловых семечек таскаю, а мать клестиха греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело.
Вопросы по содержанию:
-
чем питаются клесты?
-
почему птенцы у них выводятся зимой?
5. Инсценирование: “Дятел и Зяблик”.
-Уж больно бережешь ты, Дятел, свой нос. Все о сучки его чистишь.
-Мне, Зяблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь- носом стучи. Короеда несчастного выбить - и того носом. Голова кругом.
-Ох, Дятел, и стукатливая у тебя жизнь. Все носом да носом - того и гляди без носа останешься.
Вопросы по содержанию:
-
почему дятел не улетает на зиму?
-
какие птицы еще прилетают в наши леса зимовать?
Обобщение: это наши северные гости – кочующие птицы (запись в тетради) дятлы, синицы, клесты, снегири, поползни, свиристели. (картина “Северные гости – кочующие птицы “ )
6. Физминутка: далее в нашем путешествии привал.
Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки-хлоп…
Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее - топ…
7. Работа с учебником.
У. Ученая сова предлагает решить задачу: почему птицы улетают на юг - потому что им холодно зимой или потому что нет корма? Ответ на этот вопрос найдете на странице учебника.
8. Беседа после чтения:
-
чем питаются зимующие птицы?
-
что страшнее для птиц: голод или холод?
-
хватает ли птицам корма зимой? (его запасы невелики, затрудняют добычу сильные морозы, метели, многие птицы погибают.)
-
послушайте, с какой просьбой обращаются к вам птицы.
9. Стихотворение читает наизусть ученик.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма-
Горсть зерна нужна, Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-что должны мы делать?
У. Мы к кормушкам подойдем – птичий завтрак разнесем.
10. Работа в “птичьей столовой”.
Учащиеся у доски раскладывают пакетики с кормом из корзинки под соответствующие картины. Остальные работают в дневниках: соединяют линиями группы птиц с кормом, который эти птицы употребляют.
Проверка самостоятельной работы.
11. Беседа учителя с учащимися.
У. До лесных птиц нам далеко, а рядом живущих мы можем покормить уже сегодня (складывают корм в кормушку и в конце урока выносят во двор). Корма можно смешивать, птицы сами выберут любимые семена.
-
у кого дома висят кормушки?
-
какой корм вы даете птичкам?
Задание: повесить кормушки, наблюдать, какие птицы прилетят, поделиться наблюдениями на следующем уроке.
12. Следующая остановка: птичья школа.
-
какое значение имеют птицы?
-
практическое: наши помощники.
-
эстетическое: радуют своей красотой, пением.
-
познавательное: незнакомый, интересный мир для изучения.
13. Знакомство с выставкой книг.
Н.Лебедев “Азбука чудесниц” (саратовский писатель)
С.Образцов “Ничего особенного”
Б. Павлов “Кто поет в зимнем лесу”
Э. Шим “Не кончаются заботы”
В. Чаплина “Птицы в нашем лесу”
14. Беседа об охране птиц.
У. У меня в руках волшебный предмет (зеркальце)
-
с каким вопросом обращалась героиня сказки к нему?
-
и мы спросим у него: кто главный враг птиц?
Свет мой, зеркальце, скажи…(учитель проходит между рядами – учащиеся смотрят в зеркальце , дают ответ – человек.)
Звучит первый куплет песни “Просьба”.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится:
На траве кровавой – вздрагивает птица
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят:
Вы их жалейте, люди, не убивайте зря.
Ведь небо без птиц не небо,
А море без рыб не море,
И земля без зверей не земля,
Не земля, не земля.
У. Да, как ни странно, встречаются злые люди, которым ничего не стоит убить какую-нибудь птицу: из ружья, рогатки, камнем. Зачем – они и сами не могут дать ответ. Нам надо запомнить одну истину: что не создано нами – не должно быть разрушено.
-
а когда человек будет другом птицам?
-
какие правила вежливости мы должны соблюдать, приходя в их дом – парк, рощу, лес? (рассказывают по опорным схемам).
У. Закончим наш урок девизом: Стань для птиц настоящим другом !
Обобщение по теме:
-
как называют птиц которые круглый год живут на одном месте?
-
назовите северных гостей,
-
как помогать птицам зимой?
Домашнее задание: сделать кормушку, рассказать по плану о любой птице.
План.
-
Каких птиц называют зимующими? Назови их.
-
Расскажи о птице:
-
название,
-
опиши внешний вид: размер, окраску, особенности клюва,
-
где живет,
-
значение в природе,
-
как к этому надо относиться? (учащиеся получают карточки с планом).
Страница дневника путешественника (вид к концу урока).
Тема: Птицы зимой.
Оседлые |
|
Кочующие |
воробьи
вороны голуби сороки дятлы |
синицы снегири поползни свиристели
|
Птичья столовая.
-еловые шишки
-сосновые шишки -ягоды рябины -кедровые орешки -насекомые пищевые -плоды березы, клена |
|
семена подсолнечника хлебные крошки семена растений зерно, крупа отходы со стола
|