Урок по окружающему миру в начальной школе. Тема: "Птицы зимой"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщить наблюдения за птицами в зимний период,
  • познакомить с кормом зимующих птиц,
  • расширять кругозор и творчество учащихся,
  • привлечь к охране птиц.

Оборудование:

  • картины зимнего пейзажа,
  • картины птиц, корм для птиц,
  • видеозапись птиц, аудио запись голосов птиц,
  • книги для выставки по теме.

Ход урока

Введение в тему.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
все загадки разгадать-
надо много наблюдать.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно.

У. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, а будет нам показывать дорогу очень умная птица.

-какая птица является символом мудрости? (идет видеозапись –сова).

У. И днем и ночью зоркий взгляд совы ничего не упустит. Все путешественники ведут дневники и мы тоже будем их вести. В них будем вносить свои наблюдения, все, что увидим и узнаем во время путешествия.

Но вначале посмотрим за окно, какая сегодня погода, не помешает ли она нам. А расскажет о погоде дежурный синоптик.

Работа с календарем.(ученик у доски выставляет условные знаки погоды).

Отправляемся в путь, в походе за новыми знаниями нам не помешает ни дождь, ни снег.

Актуализация знаний.

(Идет видеозапись поселка Степное зимой)

-где мы с вами оказались?

У. Как красив наш поселок в зимнее время! Великолепен вид зимней природы. На земле лежит белая скатерть, серебристым инеем опушились ветви деревьев, ели надели теплые зимние шубы. Сказочную картину нарисовала зима.

  • но не кажется ли она вам какой-то неживой, немой, что в ней чего-то не хватает, ведь так тихо в природе не бывает.

  • кто ее мог бы оживить и озвучить?

  • а разве зимой мы можем услышать голоса птиц? (докажите свой ответ).

(идет видеозапись вместе с озвучиванием голосов птиц).

  • о чем будем сегодня говорить на уроке?

Запишем тему урока в дневник: Птицы зимой.

План урока:

  1. Зимующие птицы.

  2. Птичья столовая.

  3. Берегите птиц.

Работа над новой темой.

1. Работа с картиной “Деревенский пейзаж

  • голоса каких птиц вы узнали? (воробья, вороны, синицы, голубя-картинки птиц прикрепляются к большой картине – улица оживает).

  • еще каких птиц вы видите во дворах?

  • а в другие времена года вы видите этих птиц?

У.Обобщение: птицы, которые круглый год живут на одном месте, называются оседлыми.

  • почему их называют оседлыми?

2. Работа в тетрадях дневниках: (записывают) оседлые.

У. Сова приглашает нас дальше, мы покидаем поселок. А сейчас мы тихо –тихо в лес отправимся густой. По тропинке мы идем, наблюдения ведем. Тихо в зимнем лесу – ни шелеста, ни звука. И кажется никого во всем лесу нет. Так ли это?

3. Просмотр видеозаписи-дятел и клест в зимнем лесу.

  • давайте послушаем о чем они говорят.

4. Инсценирование: “Клест и чиж” (дети в масках птиц)

-Ты, клест, что визжишь? Обидели тебя что-ли?

-Да нет, чижик, это я радуюсь.

-Нашел время радоваться!

-Как раз самое время, как раз.У меня в гнезде птенчики вывелись- до чего милы, до чего хороши.

-В этакий мороз! Да они живы не останутся!

-Еще как будут жить – поживать. Я им еловых семечек таскаю, а мать клестиха греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело.

Вопросы по содержанию:

  • чем питаются клесты?

  • почему птенцы у них выводятся зимой?

5. Инсценирование: “Дятел и Зяблик”.

-Уж больно бережешь ты, Дятел, свой нос. Все о сучки его чистишь.

-Мне, Зяблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь- носом стучи. Короеда несчастного выбить - и того носом. Голова кругом.

-Ох, Дятел, и стукатливая у тебя жизнь. Все носом да носом - того и гляди без носа останешься.

Вопросы по содержанию:

  • почему дятел не улетает на зиму?

  • какие птицы еще прилетают в наши леса зимовать?

Обобщение: это наши северные гости – кочующие птицы (запись в тетради) дятлы, синицы, клесты, снегири, поползни, свиристели. (картина “Северные гости – кочующие птицы “ )

6. Физминутка: далее в нашем путешествии привал.

Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки-хлоп…
Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее - топ…

7. Работа с учебником.

У. Ученая сова предлагает решить задачу: почему птицы улетают на юг - потому что им холодно зимой или потому что нет корма? Ответ на этот вопрос найдете на странице учебника.

8. Беседа после чтения:

  • чем питаются зимующие птицы?

  • что страшнее для птиц: голод или холод?

  • хватает ли птицам корма зимой? (его запасы невелики, затрудняют добычу сильные морозы, метели, многие птицы погибают.)

  • послушайте, с какой просьбой обращаются к вам птицы.

9. Стихотворение читает наизусть ученик.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма-
Горсть зерна нужна, Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-что должны мы делать?

У. Мы к кормушкам подойдем – птичий завтрак разнесем.

10. Работа в “птичьей столовой”.

Учащиеся у доски раскладывают пакетики с кормом из корзинки под соответствующие картины. Остальные работают в дневниках: соединяют линиями группы птиц с кормом, который эти птицы употребляют.

Проверка самостоятельной работы.

11. Беседа учителя с учащимися.

У. До лесных птиц нам далеко, а рядом живущих мы можем покормить уже сегодня (складывают корм в кормушку и в конце урока выносят во двор). Корма можно смешивать, птицы сами выберут любимые семена.

  • у кого дома висят кормушки?

  • какой корм вы даете птичкам?

Задание: повесить кормушки, наблюдать, какие птицы прилетят, поделиться наблюдениями на следующем уроке.

12. Следующая остановка: птичья школа.

  • какое значение имеют птицы?

  • практическое: наши помощники.

  • эстетическое: радуют своей красотой, пением.

  • познавательное: незнакомый, интересный мир для изучения.

13. Знакомство с выставкой книг.

Н.Лебедев “Азбука чудесниц” (саратовский писатель)

С.Образцов “Ничего особенного”

Б. Павлов “Кто поет в зимнем лесу”

Э. Шим “Не кончаются заботы”

В. Чаплина “Птицы в нашем лесу”

14. Беседа об охране птиц.

У. У меня в руках волшебный предмет (зеркальце)

  • с каким вопросом обращалась героиня сказки к нему?

  • и мы спросим у него: кто главный враг птиц?

Свет мой, зеркальце, скажи…(учитель проходит между рядами – учащиеся смотрят в зеркальце , дают ответ – человек.)

Звучит первый куплет песни “Просьба”.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится:
На траве кровавой – вздрагивает птица
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят:
Вы их жалейте, люди, не убивайте зря.
Ведь небо без птиц не небо,
А море без рыб не море,
И земля без зверей не земля,
Не земля, не земля.

У. Да, как ни странно, встречаются злые люди, которым ничего не стоит убить какую-нибудь птицу: из ружья, рогатки, камнем. Зачем – они и сами не могут дать ответ. Нам надо запомнить одну истину: что не создано нами – не должно быть разрушено.

  • а когда человек будет другом птицам?

  • какие правила вежливости мы должны соблюдать, приходя в их дом – парк, рощу, лес? (рассказывают по опорным схемам).

У. Закончим наш урок девизом: Стань для птиц настоящим другом !

Обобщение по теме:

  • как называют птиц которые круглый год живут на одном месте?

  • назовите северных гостей,

  • как помогать птицам зимой?

Домашнее задание: сделать кормушку, рассказать по плану о любой птице.

План.

  1. Каких птиц называют зимующими? Назови их.

  2. Расскажи о птице:

  • название,

  • опиши внешний вид: размер, окраску, особенности клюва,

  • где живет,

  • значение в природе,

  • как к этому надо относиться? (учащиеся получают карточки с планом).

Страница дневника путешественника (вид к концу урока).

Тема: Птицы зимой.

Оседлые

 

Кочующие
воробьи

вороны

голуби

сороки

дятлы

 синицы

 снегири

 поползни

 свиристели

 

 Птичья столовая.

-еловые шишки

-сосновые шишки

-ягоды рябины

-кедровые орешки

-насекомые пищевые

-плоды березы,  клена

 

семена подсолнечника

 хлебные крошки

 семена растений

 зерно, крупа

 отходы со стола