Цель:
- Развитие коммуникативных навыков и обогащение словарного запаса через игровые упражнения и элементы лечебной педагогики.
Задачи :
- Учить составлять описательный рассказ по плану.
- Развивать активный словарь через работу с семантическими полями .
- Воспитывать уважительное отношение к труду . Способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование:
- муляжи овощей или настоящие,
- цветные карандаши,
- рисунки,
- картинки,
- маски.
ТСО :
- магнитофон
I.орг. момент.
Все стоят в кругу. Упражнение на расслабление и концентрацию внимания.
Учитель произносит :
Раз, два, три, четыре, пять.
Приготовились шагать.
В огород шагаем дружно
Дорожкой прямой.
Всё здесь увидеть нужно,
Приметить нам с тобой.
Нас овощи встречают
И все зовут играть.
В гости приглашают –
Нам некогда скучать.
II.Ход урока.
Мы с вами пришли на огород.
1. Объявление темы урока.
Сегодня мы посвятим наше занятие всем овощам. А каким вы сами скажите. Я загадываю загадку , а вы говорите отгадку.
Скинули с Егорушки золотые пёрышки.
Вынудил Егорушка плакать и без горюшка.
(лук)Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи, меня ищи. (капуста)Красный нос в землю врос. (морковь)
Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко. Что же это ? (репка)Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята : “Ну, рассыпчата, вкусна” (картошка)Щёки розовые нос белый ,
в темноте сижу день целый,
а рубашка зелена,
вся на солнышке она. (редис)Голова на ножке,
в голове горошки. (горох)Хотя я сахарной зовусь,
но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы меня?
Я …..(свёкла)Летом в огороде свежий, зелёный,
А зимой в бочке –солёный. (огурец)
Выносят блюдо с овощами.
2. Развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата.
Массаж.
Мы водой прохладной грядки поливали.
(руками гладим )
Раз, два. Раз, два. Вот так поливали.
(гладим по лицу )
Капли убери со лба, хоть и тёплая вода.
Плакать не хотят глаза, уходи домой слеза.
По щекам бегут ручьи. Ты ладошкой их сотри.
Подбородок вытираем
И все капли подтираем.
Шею водичка напоила
Как бы нас не простудила.
Мимика. Помидор нахмурился,
А потом зажмурился.
Долго не сердился
Сразу улыбнулся.
3. ресурсный круг.
Послушайте наши овощи спорят.
чтение стихотворения “Овощи” Михалков.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
капусту,
морковку,
горох, петрушку и свёклу, ох!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста ?
Морковка?
Горох? Петрушка иль свёкла? Ох !..
А сейчас выберите каждый себе овощ и попробуйте расхвалить его по плану.
План.
- цвет.
- форма.
- твёрдый или мягкий.
- гладкий или шершавый.
- запах.
- сочный или сухой.
- сладкий или кислый.
- где растёт .
Скажите правильно ли себя вели овощи?
Давайте их помирим. Все прикасаются ладошками к рядом сидящим.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели. кипели. в крутом кипятке :
Картошка,
Капуста,
морковка,
горох,
петрушка и свёкла, ох !
И суп овощной оказался не плох.
4. физ. пауза.
Чтобы вырастить такие вкусные овощи мы должны поработать.
Мы лопаты взяли
Грядки раскопали
Раз. Два. Раз. Дав.
Вот как раскопали!Грабли в руки взяли,
Грядки причесали,
Раз, два. Раз, два.
Вот как причесали.Семена рядами
в землю мы сажали.
Раз, два. Раз. два.
Вот как мы сажали.Мы водой прохладной
грядки поливали ,
раз. Два. Раз. Два.
Вот как поливали.Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз, два. Раз, два.
Дружно собирали.
5. составление семантических полей.
Скажите какой суп сварила хозяйка ? (Овощной)
О чём можно сказать “овощной”? (сок, магазин, суп)
О чём можно сказать “овощная”? (маска, лавка, запеканка, база)
О чём можно сказать “овощное”? (рагу, меню, пюре)
6. пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим.
Мы морковку трём.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмём.
Сейчас предлагается вам на ваше усмотрение написать что – нибудь овощное. Например диету, блюдо, меню и т.д.
7. работа с картинками.
Составление рассказа о том, что мы делали в огороде используем картинки.
Наступила весна.
Дети раскопали грядки, посадили овощи.
Осенью овощи поспели.
Дети собирали спелые овощи.
Дети складывали овощи в корзинки.
Дети принесли корзины в школу.
8. Игра на внимание.
Раскрась только те овощи, которые правильно выросли и объясни.
Выбор правильной работы. Выслушивание детей.
III. Подведение итогов.
Мы всё повторили об овощах. Смогли помирить овощи. Теперь они не спорят. Дружба помогает совершать великие дела. (Дети встают в круг и прикасаются друг к другу ладошками, мирятся ).
Вырос у нас чеснок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка,
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород!
Выставляются оценки за урок . Домашнее задание – найти загадку про любой овощ. Спасибо за работу.