Конспект открытого урока по развитию устной речи в 3-м классе по теме "Спор овощей"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Развитие коммуникативных навыков и обогащение словарного запаса через игровые упражнения и элементы лечебной педагогики.

Задачи :

  1. Учить составлять описательный рассказ по плану.
  2. Развивать активный словарь через работу с семантическими полями .
  3. Воспитывать уважительное отношение к труду . Способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование:

  • муляжи овощей или настоящие,
  • цветные карандаши,
  • рисунки,
  • картинки,
  • маски.

ТСО :

  • магнитофон

I.орг. момент.

Все стоят в кругу. Упражнение на расслабление и концентрацию внимания.

Учитель произносит :

Раз, два, три, четыре, пять.
Приготовились шагать.
В огород шагаем дружно
Дорожкой прямой.
Всё здесь увидеть нужно,
Приметить нам с тобой.
Нас овощи встречают
И все зовут играть.
В гости приглашают –
Нам некогда скучать.

II.Ход урока.

Мы с вами пришли на огород.

1. Объявление темы урока.

Сегодня мы посвятим наше занятие всем овощам. А каким вы сами скажите. Я загадываю загадку , а вы говорите отгадку.

Скинули с Егорушки золотые пёрышки.
Вынудил Егорушка плакать и без горюшка.
(лук)

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи, меня ищи. (капуста)

Красный нос в землю врос. (морковь)

Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко. Что же это ? (репка)

Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята : “Ну, рассыпчата, вкусна” (картошка)

Щёки розовые нос белый ,
в темноте сижу день целый,
а рубашка зелена,
вся на солнышке она. (редис)

Голова на ножке,
в голове горошки. (горох)

Хотя я сахарной зовусь,
но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы меня?
Я …..(свёкла)

Летом в огороде свежий, зелёный,
А зимой в бочке –солёный. (огурец)

Выносят блюдо с овощами.

2. Развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата.

Массаж.

Мы водой прохладной грядки поливали.
(руками гладим )
Раз, два. Раз, два. Вот так поливали.
(гладим по лицу )
Капли убери со лба, хоть и тёплая вода.
Плакать не хотят глаза, уходи домой слеза.
По щекам бегут ручьи. Ты ладошкой их сотри.
Подбородок вытираем
И все капли подтираем.
Шею водичка напоила
Как бы нас не простудила.
Мимика. Помидор нахмурился,
А потом зажмурился.
Долго не сердился
Сразу улыбнулся.

3. ресурсный круг.

Послушайте наши овощи спорят.

чтение стихотворения “Овощи” Михалков.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
капусту,
морковку,
горох, петрушку и свёклу, ох!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста ?
Морковка?
Горох? Петрушка иль свёкла? Ох !..

А сейчас выберите каждый себе овощ и попробуйте расхвалить его по плану.

План.

  1. цвет.
  2. форма.
  3. твёрдый или мягкий.
  4. гладкий или шершавый.
  5. запах.
  6. сочный или сухой.
  7. сладкий или кислый.
  8. где растёт .

Скажите правильно ли себя вели овощи?

Давайте их помирим. Все прикасаются ладошками к рядом сидящим.

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели. кипели. в крутом кипятке :
Картошка,
Капуста,
морковка,
горох,
петрушка и свёкла, ох !
И суп овощной оказался не плох.

4. физ. пауза.

Чтобы вырастить такие вкусные овощи мы должны поработать.

Мы лопаты взяли
Грядки раскопали
Раз. Два. Раз. Дав.
Вот как раскопали!

Грабли в руки взяли,
Грядки причесали,
Раз, два. Раз, два.
Вот как причесали.

Семена рядами
в землю мы сажали.
Раз, два. Раз. два.
Вот как мы сажали.

Мы водой прохладной
грядки поливали ,
раз. Два. Раз. Два.
Вот как поливали.

Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз, два. Раз, два.
Дружно собирали.

5. составление семантических полей.

Скажите какой суп сварила хозяйка ? (Овощной)

О чём можно сказать “овощной”? (сок, магазин, суп)

О чём можно сказать “овощная”? (маска, лавка, запеканка, база)

О чём можно сказать “овощное”? (рагу, меню, пюре)

6. пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим.
Мы морковку трём.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмём.

Сейчас предлагается вам на ваше усмотрение написать что – нибудь овощное. Например диету, блюдо, меню и т.д.

7. работа с картинками.

Составление рассказа о том, что мы делали в огороде используем картинки.

Наступила весна.

Дети раскопали грядки, посадили овощи.

Осенью овощи поспели.

Дети собирали спелые овощи.

Дети складывали овощи в корзинки.

Дети принесли корзины в школу.

8. Игра на внимание.

Раскрась только те овощи, которые правильно выросли и объясни.

Выбор правильной работы. Выслушивание детей.

III. Подведение итогов.

Мы всё повторили об овощах. Смогли помирить овощи. Теперь они не спорят. Дружба помогает совершать великие дела. (Дети встают в круг и прикасаются друг к другу ладошками, мирятся ).

Вырос у нас чеснок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка,
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород!

Выставляются оценки за урок . Домашнее задание – найти загадку про любой овощ. Спасибо за работу.