Актуальность и ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей, тем более процветающим становиться само общество. По данным опроса, около 70% россиян разных возрастов считают здоровье самым большим достоянием. А ведь еще в середине XX века в России здоровье вообще не входило в число ведущих ценностей ни личности, ни государства.
Наша жизнь постоянно преподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение требований к разуму и телу: первые из них завышены, а вторые занижены. И как следствие деградация современного человека: гиподинамия, недостаток естественных движений. Это значит: патология сердечно-сосудистой системы, отклонение в осанке, быстрая утомляемость, вялость, наблюдается рост простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике.
Распространенное среди школьников курение, употребление алкоголя, наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а так же и неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания подрастающего поколения. Все это ведет к поиску новой стратегии, направленной на снижение уровня заболеваемости и сохранение здоровья субъектов образовательного процесса.
Анализ здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений свидетельствует, что определенный опыт в этом направлении существует. Однако в большинстве школ практикуется не систематический подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а разовые, узкоспециализированные мероприятия.
Специфика данной программы заключается в том, что создает условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, побуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благоприятно влияет на детскую психику. Представляемая программа рассчитана на воспитание школьников дополнительного образования 8–15 лет, направлена на:
- создание социальных, психологических условий для сохранения здоровья;
- развитие мотивации здорового образа жизни, сознательной внутренней позиции негативного отношения к употреблению ПАВ;
- обеспечение эмоционального благополучия детей;
- развитие навыков здорового образа жизни;
- оздоровление психологического климата в учреждении.
Данная программа тесно связана с программами общеобразовательных учреждений и такими направлениями, как физическая культура, изобразительное искусство, география, технология.
В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по дополнительному образованию, автор опирается на общеобразовательный стандарт.
В результате прохождения программного материала воспитанник имеет представление о:
- здоровом образе жизни (ЗОЖ)
знает:
- о положительных и отрицательных факторах, влияющих на сохранение здоровья;
- о мерах профилактики стрессовых ситуаций;
- о формах релаксации;
- о традициях нашего народа и народных промыслах.
умеет:
- презентовать свою работу;
- контролировать эмоции, амбиции;
- применять природный материал в различных сферах жизни;
- применять знания на практике.
владеет:
- способностью в самосовершенствовании физического и интеллектуального развития, получая дополнительную информацию.
- информацией о духовном и интеллектуальном развитии личности.
В соответствии с этим, целью данной программы является: создание условий для духовного и физического развития ребенка, для реализации творческого потенциала каждого учащегося и педагога.
В ходе достижения программы решаются задачи:
- формировать систему знаний по духовному и интеллектуальному развитию личности;
- совершенствовать умения и способности ребенка на практике;
- развивать творческий подход к разным видам деятельности по интересам ребенка.
Методически правильно организованная работа предполагает удовлетворенность, естественную потребность в движении, самовыражении, овладение двигательными навыками и умениями, аналитическое отношение к себе в детском коллективе. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- “Найди себя”
- “Осенние посиделки”
- “В здоровом теле– здоровый дух”
- “Крещенские морозы”
- “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”
- “С чего начинается Родина…”
- “Позывные весны”
- “Будущее – за здоровьем”
- Вкус солнечного лета”
Каждый раздел имеет свои конкретные цели, которые могут реализовываться в практической деятельности дополнительного образования на следующих уровнях:
- образовательный уровень - занятия по годам обучения (группы разной направленности);
- уровень школы (соревнования, мероприятия, праздники, акции);
- уровень поселка, города, области (показательные выступления, творческие выставки и т.д.). Программа представляет собой практическое руководство по обеспечению досуга детей.
- работа в скаутских мероприятиях различного уровня (от поселкового до международного)
При изучении данной программы для воспитанников предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы над собой. Предполагается тесное сотрудничество с общеобразовательными учреждениями. Программа рассчитана на 3 года обучения, в соответствии возрастными особенностями ребенка. Программа доступна любым учреждениям дополнительного образования. Работа по ней не лишает педагога творчества, является основной опорой в планировании работы с детьми.
Структура комплексной программы:
№ |
Раздел |
Месяц |
1 |
“Найди себя” <Приложение 1> |
сентябрь |
2 |
“Осенние посиделки” <Приложение 2> |
октябрь |
3 |
“В здоровом теле – здоровый дух” <Приложение 3> |
ноябрь |
4 |
“Крещенские морозы” <Приложение 4> |
декабрь |
5 |
“Я здоровье сберегу – сам себе я помогу” <Приложение 5> |
январь |
6 |
“С чего начинается Родина” <Приложение 6> |
февраль |
7 |
“Позывные весны” <Приложение 7> |
март |
8 |
“Будущее – за здоровьем” <Приложение 8> |
апрель |
9 |
“Вкус солнечного лета” <Приложение 9> |
май |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ
- Педагогический состав:
- Педагоги разных направлений,
- Педагог психолог,
- Педагог-организатор,
- Врач
- Детский коллектив
- Родительский коллектив
Избирается родительский комитет с целью взаимодействия в учебном процессе с педагогами, оказание помощи в досуговой деятельности.
Программа сопровождается методической работой педагогов:
- Разработка тем отдельных занятий обучения;
- Изготовление пособий, инвентаря;
- Разработка дидактических и ролевых игр;
- Подготовкой лекционного, демонстрационного материала по направлению
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной работы необходимо несколько специализированных помещений. Желательно также иметь в холлах остекленные витрины для выставки экспонатов, выполненные детьми. Экспозиции целесообразно демонстрировать на родительских собраниях. В процессе учебного года несколько выставок организуются на уровне поселка и города.
Соревновательный процесс может быть различных уровней.
Ведение воспитательной работы в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями (школы, детские сады).
По обмену опытом проводятся скаутские лагеря с привлечением лидеров и детей Российской Федерации и различных стран мира.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В результате прохождения программного материала воспитанник имеет представление о:
- здоровом образе жизни (ЗОЖ)
знает:
- о положительных и отрицательных факторах, влияющих на сохранение здоровья;
- о мерах профилактики стрессовых ситуаций;
- о формах релаксации;
- о традициях нашего народа и народных промыслах.
умеет:
- презентовать свою работу;
- контролировать эмоции, амбиции;
- применять природный материал в различных сферах жизни;
- применять знания на практике.
владеет:
- способностью в самосовершенствовании физического и интеллектуального развития, получая дополнительную информацию.
- информацией о духовном и интеллектуальном развитии личности.
Результат на лицо - дети меньше болеют, наблюдается эмоциональный подъем, каждый ребенок задействован в самореализации собственных достижений. Работая по данной программе, большое внимание уделяется взаимодействию родителей, врача, психолога и педагогов всего коллектива центра. “Здоровые дети – это наше будущее” - это основное цель общества в целом.