Комплексная целевая программа профилактической работы "Растишка"

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность и ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей, тем более процветающим становиться само общество. По данным опроса, около 70% россиян разных возрастов считают здоровье самым большим достоянием. А ведь еще в середине XX века в России здоровье вообще не входило в число ведущих ценностей ни личности, ни государства.

Наша жизнь постоянно преподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение требований к разуму и телу: первые из них завышены, а вторые занижены. И как следствие деградация современного человека: гиподинамия, недостаток естественных движений. Это значит: патология сердечно-сосудистой системы, отклонение в осанке, быстрая утомляемость, вялость, наблюдается рост простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике.

Распространенное среди школьников курение, употребление алкоголя, наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а так же и неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания подрастающего поколения. Все это ведет к поиску новой стратегии, направленной на снижение уровня заболеваемости и сохранение здоровья субъектов образовательного процесса.

Анализ здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений свидетельствует, что определенный опыт в этом направлении существует. Однако в большинстве школ практикуется не систематический подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а разовые, узкоспециализированные мероприятия.

Специфика данной программы заключается в том, что создает условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, побуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благоприятно влияет на детскую психику. Представляемая программа рассчитана на воспитание школьников дополнительного образования 8–15 лет, направлена на:

  • создание социальных, психологических условий для сохранения здоровья;
  • развитие мотивации здорового образа жизни, сознательной внутренней позиции негативного отношения к употреблению ПАВ;
  • обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • развитие навыков здорового образа жизни;
  • оздоровление психологического климата в учреждении.

Данная программа тесно связана с программами общеобразовательных учреждений и такими направлениями, как физическая культура, изобразительное искусство, география, технология.

В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по дополнительному образованию, автор опирается на общеобразовательный стандарт.

В результате прохождения программного материала воспитанник имеет представление о:

  • здоровом образе жизни (ЗОЖ)

знает:

  • о положительных и отрицательных факторах, влияющих на сохранение здоровья;
  • о мерах профилактики стрессовых ситуаций;
  • о формах релаксации;
  • о традициях нашего народа и народных промыслах.

умеет:

  • презентовать свою работу;
  • контролировать эмоции, амбиции;
  • применять природный материал в различных сферах жизни;
  • применять знания на практике.

владеет:

  • способностью в самосовершенствовании физического и интеллектуального развития, получая дополнительную информацию.
  • информацией о духовном и интеллектуальном развитии личности.

В соответствии с этим, целью данной программы является: создание условий для духовного и физического развития ребенка, для реализации творческого потенциала каждого учащегося и педагога.

В ходе достижения программы решаются задачи:

  1. формировать систему знаний по духовному и интеллектуальному развитию личности;
  2. совершенствовать умения и способности ребенка на практике;
  3. развивать творческий подход к разным видам деятельности по интересам ребенка.

Методически правильно организованная работа предполагает удовлетворенность, естественную потребность в движении, самовыражении, овладение двигательными навыками и умениями, аналитическое отношение к себе в детском коллективе. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  • “Найди себя”
  • “Осенние посиделки”
  • “В здоровом теле– здоровый дух”
  • “Крещенские морозы”
  • “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”
  • “С чего начинается Родина…”
  • “Позывные весны”
  • “Будущее – за здоровьем”
  • Вкус солнечного лета”

Каждый раздел имеет свои конкретные цели, которые могут реализовываться в практической деятельности дополнительного образования на следующих уровнях:

  1. образовательный уровень - занятия по годам обучения (группы разной направленности);
  2. уровень школы (соревнования, мероприятия, праздники, акции);
  3. уровень поселка, города, области (показательные выступления, творческие выставки и т.д.). Программа представляет собой практическое руководство по обеспечению досуга детей.
  4. работа в скаутских мероприятиях различного уровня (от поселкового до международного)

При изучении данной программы для воспитанников предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы над собой. Предполагается тесное сотрудничество с общеобразовательными учреждениями. Программа рассчитана на 3 года обучения, в соответствии возрастными особенностями ребенка. Программа доступна любым учреждениям дополнительного образования. Работа по ней не лишает педагога творчества, является основной опорой в планировании работы с детьми.

Структура комплексной программы:

Раздел

Месяц

1

“Найди себя” <Приложение 1>

сентябрь

2

“Осенние посиделки” <Приложение 2>

октябрь

3

“В здоровом теле – здоровый дух” <Приложение 3>

ноябрь

4

“Крещенские морозы” <Приложение 4>

декабрь

5

“Я здоровье сберегу – сам себе я помогу” <Приложение 5>

январь

6

“С чего начинается Родина” <Приложение 6>

февраль

7

“Позывные весны” <Приложение 7>

март

8

“Будущее – за здоровьем” <Приложение 8>

апрель

9

“Вкус солнечного лета” <Приложение 9>

май

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ

  1. Педагогический состав:
    • Педагоги разных направлений,
    • Педагог психолог,
    • Педагог-организатор,
    • Врач
  2. Детский коллектив
  3. Родительский коллектив

Избирается родительский комитет с целью взаимодействия в учебном процессе с педагогами, оказание помощи в досуговой деятельности.

Программа сопровождается методической работой педагогов:

  • Разработка тем отдельных занятий обучения;
  • Изготовление пособий, инвентаря;
  • Разработка дидактических и ролевых игр;
  • Подготовкой лекционного, демонстрационного материала по направлению

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной работы необходимо несколько специализированных помещений. Желательно также иметь в холлах остекленные витрины для выставки экспонатов, выполненные детьми. Экспозиции целесообразно демонстрировать на родительских собраниях. В процессе учебного года несколько выставок организуются на уровне поселка и города.

Соревновательный процесс может быть различных уровней.

Ведение воспитательной работы в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями (школы, детские сады).

По обмену опытом проводятся скаутские лагеря с привлечением лидеров и детей Российской Федерации и различных стран мира.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате прохождения программного материала воспитанник имеет представление о:

  • здоровом образе жизни (ЗОЖ)

знает:

  • о положительных и отрицательных факторах, влияющих на сохранение здоровья;
  • о мерах профилактики стрессовых ситуаций;
  • о формах релаксации;
  • о традициях нашего народа и народных промыслах.

умеет:

  • презентовать свою работу;
  • контролировать эмоции, амбиции;
  • применять природный материал в различных сферах жизни;
  • применять знания на практике.

владеет:

  • способностью в самосовершенствовании физического и интеллектуального развития, получая дополнительную информацию.
  • информацией о духовном и интеллектуальном развитии личности.

Результат на лицо - дети меньше болеют, наблюдается эмоциональный подъем, каждый ребенок задействован в самореализации собственных достижений. Работая по данной программе, большое внимание уделяется взаимодействию родителей, врача, психолога и педагогов всего коллектива центра. “Здоровые дети – это наше будущее” - это основное цель общества в целом.