Оформление зала:
- Детские рисунки на тему “Осень”.
- Дети приносят с собой один самый-самый красивый осенний лист для оформления букета.
- На боковой стене зала размещается большой лист бумаги, на котором нарисована голая ветка в вазе, которую дети оформят по ходу праздника.
- Подготовлены музыкальные отрывки, вызывающие разное “настроение”.
- Слайды с картинами осенней природы, приготовленные учащимися художественного класса.
Ведущий:
- Сегодня у нас с вами литературная гостиная “Моя осень”. Скажите, пожалуйста, какие для вас главные приметы осени и какое настроение они у вас вызывают?
Вы назвали разные приметы осени. Интересно, что иногда одна и та же примета вызывает разное настроение. Например, осенние падающие листья вызывают у разных людей совершенно разное настроение.
А у самих листьев может быть настроение, они могут что-то чувствовать, о чем-то думать?
(да, в сказке, в стихах)
Сейчас мои помощники прочитают стихи, где листья говорят о том, что они думают и чувствуют. Сочинил эти стихи Федор Иванович Тютчев. Послушайте и постарайтесь почувствовать настроение опадающих листьев.
Листья.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играми с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Ведущий:
- С каким настроением улетают листья в этом стихотворении?
(Им хочется скорее сорваться, у них нетерпеливое настроение)
А теперь послушайте стихотворение Апполона Николаевича Майкова, у него тоже после слов рассказчика есть слова самих листьев. Послушайте и скажите, какое настроение у этих листьев?
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят.
“Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!”
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Ведущий:
- Какое же настроение у этих листьев?
(Этим листьям страшно, они не хотят улетать. Настроение тревожное.)
- Вот видите, явление природы одно – литопад, а настроение у листьев – разное.
А может ли быть наоборот: может ли одно и то же настроение вызываться разными вещами? Сейчас проверим.
Послушайте музыку, постарайтесь почувствовать ее настроение. Слушайте внимательно (объявляется автор; настроение светлое).
Вы почувствовали, какое настроение создает эта музыка?
А теперь попробуем найти стихи, схожие с этой музыкой по настроению. Те, кто дома готовился, будут читать свои стихи, а мы с вами будем выяснять, вызывают ли эти стихи у нас похожее настроение.
А.Пушкин.
Осень (отрывок).
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
С.Есенин.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
А.Твардовский.
Лес осенью.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.
Вопросы ведущего:
- Есть ли в этом стихотворении настроение,
похожее на то, что было в музыке?
- Какие основные приметы осени интересны
рассказчику?
Вывод. Итак, каждый автор говорит о разных приметах осени, но вызывают они у нас, читателей, сходное настроение.
И более того. Сходное настроение вызывает у нас и музыка, и стихи. А картина может вызывать похожее настроение?
(Демонстрация слайдов с работами учащихся художественного класса нашей школы. Помощники ведущего сопровождают демонстрацию чтением отрывков.)
1. Природа сосредоточена на себе самой. Кажется, она глубоко задумалась, вспоминая свое летнее великолепие.
Прозрачных облаков
Спокойное движенье,
Как дымкой солнечной
Перенимая свет,
То бледным золотом,
То мягкой синей тенью
Окрашивает даль.
Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная.
Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет…
Природа вся полна последней теплоты.
2. А вот золотая осень. От нее тоже веет тишиной. Но есть в тишине что-то настораживающее
Есть в осени первоначальной…
3. Так кончается осень красок и начинается осень ветров. Ветры пригнали столько туч, что дожди, кажется, закрыли всю землю. И мы начинаем чувствовать себя беззащитными перед наступающим холодом, перед этими непрерывными дождями, перед свирепостью ветров.
Ведущий:
- Какое настроение передает эта картина? (настроение грустное)
Подготовленные дети читают стихи:
Н.Некрасов.
Перед дождем.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
А.Фет.
Вот и летние дни убавляются.
Где же лета лучи золотые?
Только серые брови сдвигаются,
Только зыблются кудри седые.
Нынче утром судьбиною горькою
Истомленный, вздохнул я немножко:
Рано-рано румяною зорькою
На мгновенье зарделось окошко.
Но опять это небо ненастное
Безотрадно нависло над нами, –
Знать, опять мое солнышко красное,
Залилось ты, вставая слезами.
А. Плещеев.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
Ведущий:
- Что же сегодня мы узнали об осени?
Вывод.
У каждого человека – у поэта, музыканта, художника, читателя, слушателя, зрителя – своя осень: и по приметам, и по настроению. И это большая удача в жизни, если вам удается встретить стихи, музыку или картину очень близкую вашей личной осени. Мы сегодня совсем немного стихов услышали, и, может быть, кому-то самые близкие для него стихи так и не встретились. Но, может быть, кому-нибудь повезло, и встреча состоялась?
Кто услышал очень близкие стихи, тех я поздравляю со счастливой встречей.
А кому удалось сегодня найти для себя какие-то новые осенние приметы, на которые раньше он не обращал внимания?
Кто желает почитать стихи об осени?
Дети читают стихи собственного сочинения.
Дергачёва Алёна, 2-а класс.
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам, и всем подряд.
Вот и осень пришла.
Леденеет вода.
Листья падают с веток осины.
Тучки в небе плывут,
Мелкий дождь моросит
И трава пожелтела в долине.
Медведева Наташа, 2-а класс.
Синь такая в небесах,
А вода свинцовая.
Осень в гости к нам пришла.
Холодно, но здорово!
Осень. Школьная пора.
Во дворах – красота!
Рады желтой листве
И свинцовой воде!
Фролова Даша, 2-а класс.
Осень золотая!
Листики шумят.
Солнце греет меньше,
Птички голосят
И на юг летят.
(Оформление настенного “осеннего букета” в вазе)
И вы теперь можете прикрепить свои самые красивые листья на нашу ветку, чтобы у нас появился свой осенний букет.
(Под музыку дети подходят к ветке и прикрепляют свои листья)
Всем спасибо!