Цель урока: творческий подход учащихся к работе при выполнении эмоционального натюрморта.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с жанром “натюрморт”, основами композиции и правилами постановки натюрморта;
- Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;
- При передаче единства образа-цвета-формы, развить творческую фантазию и авторскую активность;
- Воспитать художественный вкус при выполнении натюрморта;
- Сформировать умения в создании натюрморта в ходе практической работы;
- Осуществить межпредметные связи с историей, музыкой, МХК, литературой.
Материалы и оборудование:
1. Для учителя: репродукции картин художников, словарь терминов, мультимедиапроектор, слайды, методические таблицы по цветоведению, магнитофон, классическая музыка в инструментальной обработке, мольберт.
2. Для учащихся: цветные карандаши, пастель, фломастеры, бумага, шаблоны с силуэтами предметов быта.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте. Наш урок сегодня начнётся несколько необычно, а вы мне в этом поможете. Я прошу (приглашаю 2-х помощников) выйти к доске и разыграть сценку из жизни учащихся.
Сценка
(Около мольберта стоит девочка и рисует натюрморт, в класс входит мальчик и подходит к девочке)
Мальчик: Привет! А что это ты делаешь?
Девочка: Я составляю натюрморт.
Мальчик: Что-что?
Девочка: Хочу нарисовать натюрморт. Помнишь, Оксана Григорьевна читала нам стихотворение?
Мальчик: Что-то не припомню.
Девочка: Мы тебе сейчас напомним.
(В центр класса выходят 3 человека и читают стихотворение «О картинках»)
1 ученик:
Если видишь на картине –
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,Или снежная равнина,
Или поле, иль шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
2 ученик:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется портрет.
3 ученик:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.
(Учащиеся рассаживаются на свои места, сценка продолжается).
Мальчик: А, Там говорилось про груши и торты, а ещё про кофе, а у тебя только ваза.
Девочка: Зато с цветами!
Мальчик: Рисуешь, стало быть?
Девочка: Не мешай.
Мальчик: Вот ты рисуешь натюрморт, а, наверное, не знаешь когда и где он появился впервые, какие художники работали над натюрмортом?!
Девочка: А ты прав, я совершенно об этом ничего не знаю.
(В класс входит учитель)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Чем это вы здесь сегодня занимаетесь?
Девочка: Вот решила нарисовать натюрморт, а совершенно ничего о нём не знаю.
Мальчик: Расскажите нам подробно об истории возникновения натюрморта.
Учитель: Я с радостью поделюсь с вами своими знаниями, а вы слушайте очень внимательно. (Дети садятся на свои места).
2. Сообщение нового материала в сопровождении слайдов
Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, иногда перестаём даже их замечать. Но художник, пытливым, зорким взглядом может увидеть в самом простом, обычном предмете необычное, прекрасное. То, на что мы смотрим порой равнодушно, на картине удивляет и радует, и даже может рассказать о человеке, его привычках, укладе жизни, социальном положении…
И тема нашего сегодняшнего урока так и будет звучать: «Изображение предметного мира - натюрморт». (Слайд № 1, см. Приложение 1)
Вопрос: Слово “натюрморт” вы прекрасно знаете. А что это такое?
(Ответы учащихся)
«Натюрморт» происходит от французского nature morte, что буквально обозначает – «мертвая природа» - это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. (Слайд № 2)
Кроме неодушевлённых предметов в натюрморте изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь – рыбу на столе, цветы в букете, плоды в блюде и т. д.
Вопрос: А может ли в натюрморте присутствовать человек, животные, птицы, насекомые?
Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. (Слайд № 3)
Натюрмортные мотивы, как детали композиции, встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности. Их изображения обычно служили для характеристики человека, обозначали его положение и род занятий.
В росписях Древнего Египта или Месопотамии мы видим жезлы царей, оружие воинов, ритуальные предметы мифических персонажей – богов и героев, а так же предметы быта – различные сосуды и чаши, корзины сборщиков налогов, принадлежности писца и строителя, музыкальные инструменты и предметы мебели. (Слайд № 4)
Мастера Древней Греции создавали прекрасные произведения, но их живопись разрушилась от времени и до нас не дошла.
Однако мы знаем, что в поздний период своей истории древние греки добивались такой техники передачи изображаемого, что порой их творения казались живыми. Около двух с половиной тысяч лет назад, как гласит легенда, два греческих художника поспорили между собой – кто из них лучше рисует. Одного звали Зевксист, другого – Паррасий.
Через год они закончили свои картины.
На картине Зевксиса был изображён крупный с матовым налётом, ярко блестящий на солнце виноград. Словно на ветру дрожали его зелёные листья. Птицы в саду, увидев гроздь винограда, подлетели к картине и начали клевать ягоды.
После этого Паррасий показал свою картину. На ней был изображён белый занавес, за которым, казалось, было скрыто изображение. Зевксис быстро подошёл к картине и попытался отодвинуть занавес, решив, что он настоящий.
Победителем состязания признали Паррасия, сумевшего обмануть острый глаз художника.
В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, усыпальниц, жилых домов и общественных зданий покрывали фресками, мозаиками проявляя особый интерес к деталям и добиваясь такой техники передачи изображаемого, что порой их творения кажутся живыми.
Римляне любили изображать корзины с цветами и плодами, рыбой и дарами моря, овощами и дичью, яйцами и курами, а также остатками праздничных пиршеств. Эти изображения отличаются удивительной жизненной достоверностью и пластической выразительностью, что говорит о тонкой наблюдательности античных мастеров. (Слайд № 5)
Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей.
В период Возрождения у художников вновь появился интерес к материальному миру. Но, как самостоятельный жанр, натюрморт появляется в западноевропейском искусстве только в конце XVI - начале XVII в., благодаря новаторскому гению Караваджо, который избрал обычную корзину с яблоками, виноградом и инжиром в качестве сюжета одной из самых известных своих картин “Корзина с фруктами”, хранящейся в галерее Амброзиана в Милане. И особого расцвета достигает в XVII веке, прежде всего в Голландии и Испании. (Слайд № 6)
На Голландском языке жанру изображения предметов неживой природы больше соответствует слово - stilleven – «тихая жизнь».
«Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Но, если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом.
Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых: любители шумных охотничьих забав просили написать «охотничьи трофеи», жившие проще горожане заказывали небольшие натюрморты – «завтраки» - чаще скромные, но порой и весьма торжественные, любители цветов – изображение композиций с цветами и фруктами, а если человек задумывался о жизни, то появлялись философские натюрморты. (Слайд № 7)
Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: «битая дичь» (Абрахам ванн Бейерен), «рыбы» (Абрахам ванн Бейерен), «цветы и фрукты» (Ян Давид де Хем), «завтрак» (Виллем Клас Хеда), аллегоричный натюрморт - Vanitas - «суета сует» (Питер Класс), где каждый предмет что–то символизирует. (Слайд № 8)
В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм окружающих вещей, особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя.
Давайте остановимся на двух работах голландских художников Виллема Класа Хеды «Завтрак с ежевичным пирогом» и Яна ван Хейсума «Цветы». (Слайд № 9)
Вопрос: Что изображено на этих картинах?
(Ответы учащихся)
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В первом вещи говорят не о самих себе, а о своём хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только что отошёл и может тот час вернуться.
В другом типе натюрморта предметы изображаются как нечто самоценное. Они говорят прежде всего о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы и цвета.
Вопрос: Какую работу какого художника мы можем отнести к первому типу натюрморта, а какую - ко второму? (Слайд №10)
(Ответы учащихся)
Почти через три века другой голландский художник Винсент Ван Гог писал цветы. Писал очень просто, без внешних сопоставлений, красивой компоновки. Писал то, что видел. (Слайд № 11)
Вопрос: Рассмотрите работу художника «Подсолнухи», какие чувства у вас возникают?
(Ответы учащихся)
Сочетания простых предметов могут выражать самые разные чувства. В музее изобразительных искусств в Москве есть натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Что может быть бесхитростнее? Красные рыбки плавают в аквариуме, и всё. Но композиция пробуждает в нас чувства. (Слайд № 12)
Вопрос: Какие чувства пробуждает в вас картина Матисса «Красные Рыбки»?
(Ответы учащихся)
3. Постановка задачи
Сегодня нам предстоит создать натюрморт, к его изображению применяются определенные требования. И мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
Композиционные требования:
1. Композиция натюрморта должна быть составлена из предметов, тематически связанных между собой, например, если рядом с овощами поставить книгу или гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепой.
2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету, например, два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут произвести впечатления единого целого. Но и нужно избегать слишком большой разницы в размерах: спичечный коробок рядом с большим сосудом);
3. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое, не загораживая друга.
4. В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше распределять на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом контрастом.
(Показать на примерах натюрмортов)
Задание: Найдите ошибки в композициях. (Слайд № 13)
(Ответы учащихся)
4. Самостоятельная работа в материале (с музыкальным сопровождением).
Перед вами лежат шаблоны предметов быта. Ваша задача, используя их, составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов, придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства, например – нежность, ярость, любовь, ненависть, безразличие, радость, жадность, щедрость, печаль и т.д., а для этого нужно добавить в свои работы небольшие образы. Например, добавив изображение поникшего цветка, характер натюрморта становится печальным.
Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным. Единственное условие – не нарушать единство эмоционального настроения, а так же формы и цвета.
После построения композиции, не забывайте, что начальный рисунок выполняем легким нажатием карандаша.
А в дальнейшем вы работаете восковыми мелками, карандашами или фломастерами.
(Во время практической работы учитель контролирует правильность выполнения работы, помогает учащимся, испытывающим затруднения).
5. Подведение итогов урока, выставление оценок
(Выставка работ учащихся).
Вопросы:
В каком веке, где произошло рождение натюрморта, как самостоятельного жанра?
Как переводится выражение nature morte?
Как голландцы называют искусство изображения вещей?
Изображали ли вещи в древности? В каких государствах?
Назовите несколько имен художников, работавших в жанре “натюрморт”?
Какие два основных типа натюрморта вы знаете?
6. Домашнее задание
Составить дома столовый натюрморт и выполнить его в альбоме.