Внеклассное мероприятие по физике

Разделы: Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый год в нашей гимназии проводятся предметные недели. Одной из форм проведения внеклассного мероприятия в это время может служить урок-соревнование, который я провожу и предлагаю Вашему вниманию. Такой урок можно провести после изучения данной темы. Урок можно провести в классе, разбив его учеников на две или три команды, а можно провести между классами в параллели. Для этого набирается команда от класса около десяти человек, а остальные будут болельщиками, которые будут отвечать на дополнительные вопросы и набирать баллы своей команде. В жюри я приглашаю учителя физики  и ребят старшеклассников.

  1. В конкурсе «Разминка» вопросы читает ведущий достаточно быстро,  отвечает на вопрос по очереди каждый член команды. Члены жюри фиксируют правильные ответы и добавления.
  2. В конкурсе «Аукцион» команда должна дать полную характеристику данному прибору, назвать все физические величины, входящие в данную формулу, единицы измерения этих величин, зависимость между этими величинами и т.д.
  3. Задания для конкурсов любителей кроссвордов, «Люблю я задачи», «Физическая эстафета», «Физики и лирики» выдаются одновременно. Ребята в команде выбирают задания по интересам и выполняют его в течение 10 – 15 минут. Затем каждая команда предлагает свое решение.
  4. Задания конкурса «Загадки» (в 7 классе) можно предложить ребятам во время подведения итогов или болельщикам.
  5. Если мероприятие проводится между классами, то задание конкурса «Физики и лирики» лучше дать команде болельщиков, чтобы они приняли активное  участие и принесли баллы своей команде.

Я уже не первый год провожу такие уроки в классах. Ребятам они очень нравятся, так как они могут показать свои знания, в них присутствует элемент игры, дух соревнования, многие раскрывают свои таланты: пишут стихи, умеют составлять кроссворды.

УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ДАВЛЕНИЕ»

(7 класс)

I. Конкурс «РАЗМИНКА»

Ведущий читает команде  вопрос, на который команда должна дать правильный ответ. Если ответ неправильный или требует добавления, то это могут сделать члены других команд. Каждый правильный ответ оценивается в один балл, добавление в 0,5 балла. Всего вопросов  семь. Количество групп вопросов соответствует числу команд.

1.

1) Частицы, из которых состоят вещества называют … .

2) Диффузия – это … .

3) Вода смачивает … .

4) Почему твердое тело сохраняет и форму, и объем?

5) Давление – это …  .

6) Если объем газа увеличивается, то его давление … .

7) Газ оказывает по всем направлениям … давление .

2.

1) Молекулы состоят из … .

2) Как скорость движения молекул  зависит от температуры?

3) Вода не смачивает  … .

4) Может ли кислород находиться в жидком состоянии?

5) Давление измеряют в … .

6) Гидростатическое давление – это … .

7) Если температура газа увеличивается, то его давление … .

3.

1) Молекула воды состоит из … .

2) В каких веществах быстрее протекает диффузия?

3) Для чего водоплавающие птицы смазывают свои перья жиром?

4) Жидкость сохраняет …, но изменяет … .

5) Давление газа создается … .

6) Сформулируйте закон Паскаля .

7) Если в сосуд добавить газ, то его давление … .

II. Конкурс «АУКЦИОН»

На обсуждение команд представляются лоты. Это физические приборы (ставятся на стол), формулы (на листе А4 вешаю на доске). Команда вытаскивает номер лота и на каждый лот  дает не менее пяти предложений . За каждое  правильное утверждение команда получает один балл, члены других команд могут добавлять и  за каждый правильный ответ могут получить один балл.

1.  ВЕСЫ

2. ДИНАМОМЕТР

3. СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ.

1.  p=F/S

2. p=ρgh

3.  ρ1h12h2

III. Конкурс любителей кроссвордов

 Команде предлагается  составить кроссворд на слово ФИЗИКА. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов .

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

IV. Конкурс «ФИЗИКИ И ЛИРИКИ»

Команде предлагается составить  четверостишье, рассказ, сказку, используя физические термины . Задание оценивается до 5 баллов.

Вот как сочиняют мои ученики 7В класса.

1. Давления формулу учил я вчера
И думал: «Не справлюсь я никогда».
Но все–таки было такое решенье:
Силу на площадь – и вот все мученье. ( Посадков Кирилл )

2. Барометром измерить можно нам легко давление,
Для силы  нужно вспомнить p на S произведение.
Запомнить формулы мгновенно – это важный долг наш,
Формула гидродавления – это просто ρg h ! (Ескина Валерия, Кутузова Наталия )

3. Физические свойства различны и просты,
Их выучить не просто, но знаем точно мы,
Что выучить их надо и будет все путем,
Когда работу, силу и расстояние найдем.( Науменко Александра ).

V. Физическая эстафета

Команде предлагается заполнить пустые места и быстрее дойти до финиша.  Как только одна из команд закончила выполнять задание, листы сразу сдаются . Все правильно выполненное  задание оценивается в 4 балла.

VI. Конкурс «Люблю я задачи»

Каждая команда вытаскивает номер задачи и через 5 минут  отвечает на поставленные вопросы. Правильный полный ответ оценивается в 3 балла. Добавления от других команд оценивается в 0,5 балла.

VII. Конкурс «Загадки»

Каждый правильный ответ  - 1 балл.

1. В чем сущность явлений? – на это ответ
Искал сиракузский мудрец … (Архимед )

2. Быстрей ли то падает, что тяжелей?
И это проверить решил … (Галилей )

3. «Сложен мир из мельчайших частиц»
Так считал древний грек … (Демокрит )

О каких агрегатных состояниях идет речь?

1. На дворе - камень
В доме - вода?

2. На дворе - горой,
А в избе – водой.

3. Над водою – ушко,
Под водою – брюшко.

1. На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Мила,
У нее теперь ангина.

2. Зимнее стекло
Весною потекло.

3. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.

VIII. Подведение итогов.

УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

(9 класс)

Вступительное слово

Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально  облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется : «Электричество!»
Проявим нынче мы умение:
Законы объясним, явления,
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу на мгновение.
Эксперименты проведем и победителя найдем !

I. Конкурс «РАЗМИНКА»

Ведущий читает команде  вопрос, на который команда должна дать правильный ответ. Если ответ неправильный или требует добавления, то это могут сделать члены других команд. Каждый правильный ответ оценивается в один балл, добавление в 0,5 балла. Всего вопросов  десять. Количество групп вопросов соответствует числу команд.

1.

1) Электрическим током называется … .

2) Какова единица электрического сопротивления ?

3) Назовите действия электрического тока .

4) Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

5) Мощность равна отношению работы  …  .

6) Закон о тепловом действии тока принадлежит  … .

7) Чему равно общее сопротивление цепи, если потребители соединены последовательно?

8) Причиной сопротивления является взаимодействие электронов с … .

9) Электрический заряд измеряется в … и обозначается буквой … .

10) Отрицательный ион – это атом, у которого … .

2.

1) Электрическое сопротивление зависит от … .

2) Электрическое напряжение  измеряется в … .

3) Все потребители находятся при одинаковом напряжении при  … соединении.

4) Работа электрического тока равна произведению силы тока на … .

5) Амперметр включается в цепь … .

6) Электризация – это … .

7) При трении стекла о шелк электроны переходят с … .

8) В ядре атома находятся … .

9) Сила тока – это физическая величина равная отношению …

10) Разноименные заряды взаимно … .

3.

1) Эбонит при трении о шерсть заряжается … .

2) Одноименные заряды взаимно  … .

3) Чему равно сопротивление проводника?

4) За направление тока принято направление движения … заряженных частиц .

5) В каких единицах измеряют силу тока?

6) Вольтметр – это прибор для измерения … .

7) Электрон  - это частица, имеющая … заряд .

8) Общая сила тока при параллельном соединении потребителей равна … .

9) Сформулируйте закон Джоуля – Ленца.

10) Киловатт – час   – это единица измерения … .

II. Конкурс «АУКЦИОН»

На обсуждение команд представляются лоты. Это физические приборы (ставятся на стол), формулы ( на листе А4 вешаю на доске). Команда вытаскивает номер лота и на каждый лот  дает не менее пяти предложений . За каждое  правильное утверждение команда получает один балл, члены других команд могут добавлять и  за каждый правильный ответ могут получить один балл.

1. ЭЛЕКТРОМЕТР

2. ВОЛЬТМЕТР

3. АМПЕРМЕТР

1. R=ρ·l/S

2. I=U/R

3. A=I·U·t

III.  Конкурс любителей кроссвордов

 Команде предлагается  составить кроссворд на слово НАПРЯЖЕНИЕ . За правильно выполненное задание команда получает 10 баллов .

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

IV. Конкурс «ФИЗИКИ И ЛИРИКИ»

Команде предлагается составить  четверостишье, рассказ, сказку, используя физические термины. Задание оценивается до 5 баллов.

V. Физическая эстафета

Команде предлагается один из трех вариантов задания, в котором необходимо заполнить пустые места и быстрее дойти до финиша.  Как только одна из команд закончила выполнять задание, листы сразу сдаются. Все правильно выполненное  задание оценивается в 4 балла и вывешивается на доске.

1.

2.

3.

VI. Конкурс «Люблю я задачи»

Каждая команда вытаскивает номер задачи и на листе А4 готовит решение задачи. Правильный полный ответ оценивается в 3 балла. Добавления от других команд оценивается в 0,5 балла.

1. Нарисовать схему соединения  резисторов R1 = 2 Ом,  R2 = 4 Ом,   R3 = 6 Ом, в которой общее  сопротивление равно 3 Ом .

2. Нарисовать схему соединения  резисторов R1 = 3 Ом,  R2 = 4 Ом,   R3 = 12 Ом,  в которой общее  сопротивление равно 6 Ом .

3. Нарисовать схему соединения  резисторов R1 = R2 = R3 = 3 Ом,  R4 = 2 Ом,   в которой общее  сопротивление равно 3 Ом .

VII. Подведение итогов