Цели урока:
- учить детей делать добро на примерах произведений Л.Н. Толстого;
- развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти, прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение анализировать прочитанный текст;
- пробуждать чувства любви и доброты к животным.
Оборудование:
- выставка книг “ Л.Н. Толстой – детям”;
- учебник “Родная речь”;
- подборка слайдов по теме урока.
Подготовительная работа:
Дети делятся на группы, каждая группа получает задание подготовить
- выставку детских книг Л.Толстого, с краткой аннотацией к каждой книге;
- отрывки разных жанров из произведений Л.Толстого;
- краткие эпизоды из жизни писателя по произведению “Детство (из воспоминаний)”;
- выразительное чтение рассказа “ Лев и собачка”.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Когда мы с вами встречаемся; встречаемся, друг с другом, – какие добрые слова мы говорим? (добрый день, доброе утро)
- Закройте глаза…Доброта, есть самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый он несет радость другим. Скажите себе – я добрый (пауза). Добрый человек – мудрый человек. Красив человек своей мудростью.
- Откройте глаза. Садитесь.
2. Речевая разминка.
Слайд:
ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА, ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ, ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ. ТУ-ТУ-ТУ, ЛЮБИМ МЫ КРАСОТУ. ТЫ-ТЫ-ТЫ, ПЛОХО ВСЕМ БЕЗ КРАСОТЫ. ТА-ТА-ТА, БУДЕТ ВЕЧНО КРАСОТА. |
- Хоровое чтение в умеренном темпе.
- Прочитать медленно, затем с ускорением.
- Читать, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.
- Прочитать выразительно.
2. Актуализация знаний учащихся:
- Добро, доброта… попробуйте почувствовать “вкус” этого слова. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова? (ответы детей; слова появляются на экране (слайд))
КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ДОБРОТА, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ. |
- Перед вами цепочка слов, связанных с нашим главным словом – ДОБРО. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. А сколько хороших слов подарили нам писатели: мудрейшие высказывания. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. (слайд)
ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ
ДЕЛАТЬ ЕГО. Л.Н. ТОЛСТОЙ |
- Как мы понимаем эти слова? (ответы детей: доброта приносит радость окружающим, она как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди видят добро, стремятся к нему и ненавидят зло. Надо учиться быть добрым. Добрые чувства проявляются уже в детстве: они рождаются уже в труде, заботе о людях, о животных, восхищении красотой окружающего мира)
- Обратите внимание, кто автор этих слов.
- Здесь у нас есть выставка книг, которую
подготовил Старостин А. Расскажи нам о книгах,
которые представлены.
3. Работа над темой урока:
- Наш урок сегодня будет продолжением изучения творчества Л.Н.Толстого. Вы сегодня будете не просто учениками, каждый из вас станет мыслителем, исследователем, критиком. На прошлом уроке вы познакомились с биографией писателя и отрывком из его произведения “Детство”, также получили задание. Сейчас мы начнем работу с исследовательской работы, которую готовили ребята 1 группы. Они расскажут нам, что нового узнали о жизни Л.Н.Толстого.
2 – 4 человека из группы кратко пересказывают понравившиеся неизвестные отрывки из произведений: “Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)”, В. Морозов “Яснополянская школа”, С.Толстой “ Как я помню Л.Н. Толстого и чему он меня учил (воспоминания внука)”.
- Мы поговорили о жизни писателя, вспомним теперь о его произведениях. Наумов Н. подготовил отрывки из произведений Л.Н. Толстого, давайте скажем, как называются эти произведения и к какому жанру они относятся.
1. …Днем смотрят братья: зерна не убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали.… И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал. С тех пор еще крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой старости.
Сказка “Два брата”.
2. … Волк сказал: “ Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху играете и прыгаете.
Белка ответила: “Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя”. Волк пустил, а белка ушла…
Басня.
3. … Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать. Когда капитан это увидал, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет…
Рассказ “Прыжок”.
- Верно. Это сказки, которые ненавязчиво нас поучают. Рассказы – это и новые знания, и знакомства с чужим жизненным опытом. Его произведения нас учат, радуют, удивляют своим языком, нравственностью, учат добру и справедливости.
- Назовите произведения, которые вам известны?
“Филиппок”, “Муравей”, “Косточка” и т.д.
- Из всего сказанного давайте сделаем вывод: кем
был Л.Н.Толстой? (Великий русский писатель,
классик, учитель)
4. Физкультминутка.
- Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она “Метелица”.
Вдоль по улице метелица метет, Скоро она все дорожки заметет, Ай, жги, ай, жги, говори. Скоро она все дорожки заметет. |
Дети встают и начинают медленно размахивать руками и качаться в разные стороны: это означает метель; они поют. |
Запряжем мы в сани лошадей, В лес поедем за дровами поскорей, Ай, жги, ай, жги, говори. В лес поедем за дровами поскорей. |
Дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают и пристегивают. |
Рысью друг за другом поспешим И скорехонько до леса докатим. Ай, жги, ай, жги, говори. И скорехонько до леса докатим. |
Дети вприпрыжку бегают все скорее и
скорее. Внезапно останавливаются, идут медленно – приехали в лес. |
Топорами мы ударим дружно враз, Только щепочки по лесу полетят. |
Руками показывают, как происходит рубка деревьев. |
А из леса мы тихонько пойдем И в ладоши так пришлепывать начнем. А ногами-то притоптывать все враз. Ну, теперь мороз не страшен-то для нас. |
Все устали. |
5. Работа с текстом:
1. Чтение текста “Лев и собачка” с. 161 (читают
подготовленные дети)
2. Беседа по прочитанному:
- Каково ваше впечатление от рассказа?
- Какие чувства и мысли вызывало чтение? ( Очень жалко льва и собачку. Лев умер от тоски, ведь он полюбил собачку. Он добрый - делил свое мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением )
- Прочитайте, как начинается рассказ?
- Как вы думаете, почему автор так начал свой
рассказ? Что он хотел нам показать? (Что люди
безжалостны)
- Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда
впервые увидел ее.
- Почему он ее не растерзал, а заинтересовался ею?
Что его удивило?
- Как автор относится к собачке? (Он ее любит)
- Какими словами он пишет о ней? (Добрыми,
ласковыми)
- Какова же собачка? (Она добрая, этим и
понравилась льву)
- Как лев относится к собачке? (Ласково, он с ней
подружился)
- Что произошло дальше?
- Найдите слова, в которых Л.Н. Толстой говорит про
льва и собачку как о людях. (На шестой день лев
умер)
- Какие общечеловеческие ценности открылись в
этом рассказе? (Доброта, красота, любовь)
6. Итог урока.
- Чему же нас учат произведения великого писателя? (Быть добрыми, отзывчивыми, дружными, воспитанными…)
- Встаньте. Закройте глаза… Давайте подумаем, что произошло сегодня с нами, действительно ли мы хотим стать добрее, спросите сами себя: что я буду делать для этого? Скажите сами себе…
- Откройте глаза. Запомните слова Л.Н. Толстого (слайд)
ДЕЛАЙТЕ ДОБРО ТАЙНО, И ЖАЛЕЙ, КОГДА ПРО
НЕГО УЗНАЮТ, И ТЫ НАУЧИШЬСЯ ТВОРИТЬ ДОБРО.
СОЗДАНИЕ ДОБРОЙ ЖИЗНИ БЕЗ ОДОБРЕНИЯ ЗА НЕЕ ЛЮДЕЙ,
ЕСТЬ ЛУЧШАЯ НАГРАДА ДОБРОЙ ЖИЗНИ. Л.Н.ТОЛСТОЙ |
- Всегда помните о том, кто тебе сделал добро, будьте благородными, чуткими и отзывчивыми.
7. Домашнее задание.
- Сегодня на уроке вы были мыслителями, исследователями, критиками, а дома я предлагаю вам стать писателями. Каждый из вас будет соавтором одной книги о доброте, которую мы создадим в классе. Каждый оформит страничку для будущей книги, выберите себе область заданий: (слайд)
Работу можно украсить рисунками. |