Цели:
- Развивать речь учащихся,
- Обогащать словарный запас,
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: доска, магнитофон, конверты со словами и предложениями, рисунок снеговика, карточки с терминами.
Ход урока
- Начнём урок развития речи. Он будет посвящён работе с текстом. А вот вторую тему отгадайте сами.
Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там – волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звёзд
И папахи на дома
Нахлобучила …
(зима)
- Молодцы. Мы вновь будем говорить о зиме. А начнём с разминки.
Давайте поиграем в “Снежный ком”. Будем называть слова на тему: “Зимние забавы детей”.
- Что такое забавы? Как сказать иначе?
- Играем.
(Учитель называет первое слово на заданную тему, руками лепит воображаемый снежок и передаёт его ученику. Ученик повторяет слово учителя и добавляет своё. Второй ученик повторяет два слова и добавляет третье и т. д.)
- Молодцы. Эти слова нам сегодня пригодятся.
Возьмите цветной конверт. В нём лежат слова. Составьте из слов предложения. Работать будете в парах.
(В классе 4 варианта заданий: конверты красного, жёлтого, синего и зелёного цвета. Слова напечатаны тем же цветом, что и конверт.)
Дети сигналят о выполнении задания.
Учитель вызывает к доске 4 учеников. Они получают демонстрационные карточки со словами и составляют предложения на магнитной доске.
Ребята гуляли во дворе.
Они лепили из снега бабу.
Алёша слепил снежный колобок.
Жалко Алёше колобок во дворе оставлять.
- Есть другие варианты?
- Как правильно оформляются предложения на
письме?
Уберите слова в конверты.
- Можно ли сказать, что эти предложения из
одного текста? А что такое текст? О чём будет этот
текст? (Дети высказывают несколько
предположений).
- Давайте проверим наши догадки. Возьмём белый
конверт. Из отдельных предложений составим
текст. Работать будете в четвёрках.
- Проверяем. Читаем текст “ цепочкой”, каждая
группа по 1 предложению.
- Молодцы.
(Открываю крылья доски. На её центральной части набран текст. Как и у детей, он напечатан на отдельных полосах бумаги).
Ребята гуляли во дворе.
Они лепили из снега бабу.
Алёша слепил снежный колобок.
Нашёл угольки, палочки, сделал глаза, нос, рот.
Поиграли ребята и ушли домой.
Жалко Алёше колобок во дворе оставлять, он и спрятал его в карман.
Дома повесил шубку в шкаф.
После обеда Алёша вспомнил про свой колобок.
Поглядел в карман, а в мокром кармане лежат два уголька и две палочки.
- Где гуляли ребята?
- Что они делали?
- А почему Алёша слепил только 1 комок?
- Как колобок оказался дома?
- Что с ним случилось?
- Вот такая история произошла однажды. Давайте и
мы с вами слепим снеговика.
Физминутка.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза…шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! - и нет снеговика.
(Дети читают стихотворение и показывают его руками. Учитель в это время на крыле доски составляет снеговика из отдельных частей.)
- Давайте представим наш текст в виде вот этого
снеговика. (Прикрепляю над снеговиком табличку
ТЕКСТ.)
- А о чём наш текст? Какова его тема? (Дети
отвечают, и появляется табличка ТЕМА.)
- Какая ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ текста? Что хотел сказать
нам автор?
- Давайте придумаем ЗАГОЛОВОК.
- Из скольких частей обычно состоит текст? Как
называются эти части? Найдите в нашем тексте
НАЧАЛО. Прочитаем его.
Найдите ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ. Читаем.
А где КОНЦОВКА? Читаем.
- Как оформить текст, чтобы были видны его части. Появляется табличка КРАСНАЯ СТРОКА.
Сдвигаем предложения. (Дети на партах, а учитель на доске.)
Физкультминутка. Танец пингвинов.
- Вам понравилась концовка текста? Давайте дадим совет маленькому Алёше. Как можно было поступить?
Дети составляют свои концовки.
- А если попробовать придумать сказочный конец? Что будет дальше?
Вновь идут высказывания детей.
- Дома запишите каждый свою концовку в тетрадь.
Не забудьте, это всего 2-3 предложения.
- Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.