Урок развития речи во 2-м классе по теме "Работа с текстом"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развивать речь учащихся,
  2. Обогащать словарный запас,
  3. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: доска, магнитофон, конверты со словами и предложениями, рисунок снеговика, карточки с терминами.

Ход урока

- Начнём урок развития речи. Он будет посвящён работе с текстом. А вот вторую тему отгадайте сами.

Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там – волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звёзд
И папахи на дома
Нахлобучила …

(зима)

- Молодцы. Мы вновь будем говорить о зиме. А начнём с разминки.

Давайте поиграем в “Снежный ком”. Будем называть слова на тему: “Зимние забавы детей”.

- Что такое забавы? Как сказать иначе?
- Играем.

(Учитель называет первое слово на заданную тему, руками лепит воображаемый снежок и передаёт его ученику. Ученик повторяет слово учителя и добавляет своё. Второй ученик повторяет два слова и добавляет третье и т. д.)

- Молодцы. Эти слова нам сегодня пригодятся.

Возьмите цветной конверт. В нём лежат слова. Составьте из слов предложения. Работать будете в парах.

(В классе 4 варианта заданий: конверты красного, жёлтого, синего и зелёного цвета. Слова напечатаны тем же цветом, что и конверт.)

Дети сигналят о выполнении задания.

Учитель вызывает к доске 4 учеников. Они получают демонстрационные карточки со словами и составляют предложения на магнитной доске.

Ребята гуляли во дворе.
Они лепили из снега бабу.
Алёша слепил снежный колобок.
Жалко Алёше колобок во дворе оставлять.

- Есть другие варианты?
- Как правильно оформляются предложения на письме?

Уберите слова в конверты.

- Можно ли сказать, что эти предложения из одного текста? А что такое текст? О чём будет этот текст? (Дети высказывают несколько предположений).
- Давайте проверим наши догадки. Возьмём белый конверт. Из отдельных предложений составим текст. Работать будете в четвёрках.
- Проверяем. Читаем текст “ цепочкой”, каждая группа по 1 предложению.
- Молодцы.

(Открываю крылья доски. На её центральной части набран текст. Как и у детей, он напечатан на отдельных полосах бумаги).

Ребята гуляли во дворе.
Они лепили из снега бабу.
Алёша слепил снежный колобок.
Нашёл угольки, палочки, сделал глаза, нос, рот.
Поиграли ребята и ушли домой.
Жалко Алёше колобок во дворе оставлять, он и спрятал его в карман.
Дома повесил шубку в шкаф.
После обеда Алёша вспомнил про свой колобок.
Поглядел в карман, а в мокром кармане лежат два уголька и две палочки.

- Где гуляли ребята?
- Что они делали?
- А почему Алёша слепил только 1 комок?
- Как колобок оказался дома?
- Что с ним случилось?
- Вот такая история произошла однажды. Давайте и мы с вами слепим снеговика.

Физминутка.

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза…шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! - и нет снеговика.

(Дети читают стихотворение и показывают его руками. Учитель в это время на крыле доски составляет снеговика из отдельных частей.)

- Давайте представим наш текст в виде вот этого снеговика. (Прикрепляю над снеговиком табличку ТЕКСТ.)
- А о чём наш текст? Какова его тема? (Дети отвечают, и появляется табличка ТЕМА.)
- Какая ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ текста? Что хотел сказать нам автор?
- Давайте придумаем ЗАГОЛОВОК.
- Из скольких частей обычно состоит текст? Как называются эти части? Найдите в нашем тексте НАЧАЛО. Прочитаем его.

Найдите ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ. Читаем.

А где КОНЦОВКА? Читаем.

- Как оформить текст, чтобы были видны его части. Появляется табличка КРАСНАЯ СТРОКА.

Сдвигаем предложения. (Дети на партах, а учитель на доске.)

Физкультминутка. Танец пингвинов.

- Вам понравилась концовка текста? Давайте дадим совет маленькому Алёше. Как можно было поступить?

Дети составляют свои концовки.

- А если попробовать придумать сказочный конец? Что будет дальше?

Вновь идут высказывания детей.

- Дома запишите каждый свою концовку в тетрадь. Не забудьте, это всего 2-3 предложения.
- Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.