Обобщающий урок русского языка по теме "Деепричастие"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  1. обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме «Деепричастие»; уметь находить деепричастие в тексте, определять вид деепричастия, правильно выделять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты, правильно писать НЕ с деепричастием, знать морфологические признаки деепричастия.
  2. развивающая: развитие познавательных умений, аналитико – синтезирующего мышления
  3. воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

ТИП УРОКА: повторительно–обобщающий

ВИД УРОКА: дидактическая игра

ОБОРУДОВАНИЕ: карта маршрута «Грамматического биатлона» , перфокарты, тест, карточки, картина Васнецова «Алёнушка», маршрутный лист.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Вступительное слово учителя.

Вот и пришла волшебница – зима. Пушистый снег укрыл ковром всю землю, мороз раскрасил стёкла причудливым рисунком. Коньки, санки, лыжи, игра в снежки – вот ваши занятия и игры зимой. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Наше средство передвижения – лыжи. Урок сегодня необычный – «Грамматический биатлон». Проходя лыжную трассу, мы должны закрепить и обобщить все сведения о деепричастии и прийти к финишу с хорошим результатом.

- Ребята, а что такое биатлон? (словарная работа) - ответ учащихся

БИАТЛОН – вид зимнего двоеборья, включающий лыжную гонку и стрельбу.

3. Старт «биатлона».

- Чтобы начать соревнование, необходимо, чтобы прозвучал выстрел стартового пистолета. А он прозвучит для вас только в случае правильно выполненного задания.

- Разберите предложение по членам. (работа по карточкам – самопроверка с доски)

Прочитав все словари, мы не спали до зари.

- Молодцы, ребята, все справились с заданием. Мы начинаем движение по трассе биатлона.

4. Станция «Часть речи»

- Первая на нашем пути станция – «Часть речи». У вас на столе конверт. Выберите из карточек, которые находятся в конверте, те, которые характеризуют деепричастие как часть речи. Составьте рассказ о деепричастии.

(у каждого на столе конверт с карточками, см. Приложение)

Самопроверка со слов учителя, один учащийся рассказывает о деепричастии.

5. Станция «Деепричастный оборот»

- Движемся дальше. Перед нами станция «Деепричастный оборот». Расставьте знаки препинания в ваших карточках, обособляя деепричастия и деепричастные обороты, графически их выделяя.

- Каким правилом вы будете руководствоваться при выполнении данного задания?

(учащийся проговаривает правило)

(у каждого на столе карточка с предложениями, самопроверка с доски, см.Приложение)

6. Станция «НЕ с деепричастиями»

- Следующий огневой рубеж – это станция «НЕ с деепричастиями». Работаем с перфокартами, отмечая раздельное написание деепричастий с НЕ.

(у каждого перфокарта, самопроверка с доски, см.Приложение)

- Как пишется НЕ с деепричастиями? (ответ одного учащегося). Молодцы, отстреляли здорово! Можем продолжать наш путь. Устали!? Прервёмся на минутку.

Физ. Минутка

Вышла мышка как-то раз (ходьба)
Поглядеть, который час (повороты)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой)
Мышки дёрнули за гири (потянулись)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки)
Убежали мышки вон.

7. Станция «Тест»

- Мы приближаемся к станции «Тест». Перед вами 5 заданий, в каждом из которых один правильный ответ. Вам нужно из предложенных слов найти деепричастия, определить вид деепричастия, найти предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка, сделать разбор по составу, выбрать слитное написание Не с деепричастием.

(взаимопроверка с доски, см.Приложение)

- И это задание оказалось нам под силу. Надеюсь, ещё есть у всех силы, чтобы продолжить дальше наше путешествие.

8. Станция «Творческая»

Ребята, мы с вами знаем о выразительных возможностях деепричастия. Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали, позволяет более точно выразить наши мысли. Перед вами замечательная картина Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Посмотрите внимательно на неё. Ваша задача придумать два предложения, в одно из которых включить деепричастие или деепричастный оборот. Ваши предложения должны отражать содержание картины.

(трое детей зачитывают предложения)

Картина Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека. Уронив голову на руки, Алёнушка смотрит вдаль. Шумят деревья, превратившись в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Золотые листья окружают её, напоминая о несбывшихся мечтах. Осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

- Мы приблизились к финишу. Для вас есть последнее задание. Откройте страницу 75 учебника (учебник М.Т.Баранова 7 класс, М., 1995г.), в упражнении 163 найдите второе предложение. Из данного предложения выпишите деепричастие, сделайте морфологический разбор. (ЧУВСТВУЯ) (на карточках, самопроверка – образец на доске, см.Приложение)

9. ФИНИШ

- Итак, закончился наш «Грамматический биатлон». Проходя его трассу, вы показали хорошие знания пройденного материала. К финишу мы пришли со следующими результатами. (выставление оценок с учетом зачета)

10. Итог урока. Рефлексия

- Что сегодня на уроке мы повторили?

- Какие задания были особенно интересными?

- Как вы думаете, что вам необходимо ещё раз повторить?

- Что нового вы узнали на уроке