Школьное физическое общество как одна из форм приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Современный образовательный процесс направлен не только на обеспечение воспроизводства социального опыта, но и на развитие творческой личности, готовой к расширению и преобразованию этого опыта, продуцированию в нём нового. В связи с этим особенно актуальна задача приобщения учащихся и исследовательской деятельности, которая формирует не только способность к продуктивной деятельности, но и такие творческие качества личности, как самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность, системность мышления, что необходимо специалисту в любой области, даже если он не стал научным работником

Традиционно на развитие исследовательской деятельности обращалось много внимания в высших учебных заведениях. В последнее время данная проблема постепенно сместилась на этап довузовского образования. Наша школа, в соответствии с современными требованиями к учебно-воспитательному процессу, формирует творческие качества личности учащихся через исследовательскую деятельность

6 ноября 2000 года на базе МОУ “Москаленская СОШ” было зарегистрировано первичное подразделение детской областной общественной организации “Научное общество учащихся “Поиск”. Общество возглавляет орган самоуправления, председателя которого выбирают из числа учащихся; оно имеет свой устав.

В научном обществе – четыре отделения: естественнонаучное, филологическое, литературное творчество и общественные науки; в каждом – различные секции.

Физическое общество учащихся “Камертон” входит в состав естественнонаучного отделения. Это творческое объединение молодежи, стремящийся совершенствовать знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно – исследовательской деятельности.

Физическое общество – структурное подразделение, в состав которого входят: лекторское бюро, научно – исследовательская группа “Первые шаги в науку”, секция “Умники и умницы”, конструкторское бюро, секция “Занимательная физика” и издательский пресс – центр “Камертон” (приложение 1). План работы секций утверждается на МС школы и на совете школьного НОУ “Интеллект будущего”.

Главные идеи концепции ШФО “Камертон”:

  1. Сохранение устойчивых культурных и нравственных приоритетов, поддержание авторитета образования, науки, социального престижа знаний.
  2. Деятельность ШФО связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, а с возможностью комплексно охватить каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.

Актуальность концепции.

В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость знания. Предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, они создаются в школе.

Принципы деятельности ШФО.

  • свобода выбора учащихся дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
  • индивидуализация образовательной траектории учащихся;
  • создание условий для самореализации личности;
  • социально – педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно – исследовательской деятельности.
  • естественнонаучного направлений.

Реализации этих принципов подчинены следующие задачи ШФО:

  • пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;
  • формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры;
  • развитие интереса учащихся к научно – исследовательской деятельности, к углубленному изучению различных областей науки и техники;
  • ранняя профессиональная ориентация учащихся;
  • создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.

Задачи Общества:

  • формирование единого научного сообщества со своими традициями;
  • ранее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности;
  • профессиональная ориентация учащихся;
  • углубленная подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской работе;
  • создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями;
  • проведение исследований, имеющих практическое значение;
  • разработка и реализация исследовательских проектов;
  • пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

Цели работы ШФО “Камертон”:

  • ранее раскрытие интересов и склонностей учеников к научно – исследовательской работе;
  • подготовка к решению творческих задач;
  • развитие навыков постановки и проведения физического эксперимента;
  • разработка и реализация исследовательских проектов;
  • пропаганда достижений науки и техники;
  • профессиональная ориентация учащихся.

Мы считаем, что наше физическое общество учащихся – уникальная форма организации внеурочной работы с разновозрастными группами учащихся, объединенных общими познавательными интересами. Ребят привлекает возможность продемонстрировать свои интеллектуальные способности в среде, где это может быть понятно, заслуженно оценено и принято. Проведение конкурсов, олимпиад, конференций, имеющих соревновательный характер и четкую систему поощрений победителей, также привлекает учащихся. В секции организуются семинары, на которых ребята рассказывают о своих исследованиях и достижениях, обмениваются мнениями по поводу прочитанного, обсуждают научно – популярные издания. Большое значение имеет проведение самостоятельных экспериментальных исследований.

Членом ШФО может быть каждый ученик, справляющийся с учебной программой и активно участвующий в деятельности общества. Каждому члену вручается членский билет, в котором отмечается вся его деятельность.

Количество учащихся, желающих участвовать в творческой деятельности ШФО “Камертон” с каждым годом неуклонно растет. На сегодняшний день в состав физического общества входят 25 человек, что составляет 8% от всего количества обучающихся МОУ “Москаленская СОШ”.

Права и обязанности членов ШФО “Камертон”.

1. Членами ШФО могут быть обучающиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству.

2. Члены ШФО имеют право:

  • использовать материальную базу для самостоятельных исследований;
  • получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя, публиковать результаты своих исследовательских работ в печатных органах НОУ;
  • руководить работой кружков, факультатива, лекториев, творческих групп;
  • принимать участие в секционных и общих конференциях, в работе общего собрания НОУ;
  • избирать и быть избранным в руководящие органы ШФО.

3. Члены ШФО обязаны:

  • активно участвовать в работе одной или более группах;
  • участвовать в работе научно – практических конференций;
  • самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки, техники и искусства;
  • участвовать в их пропаганде среди обучающихся;
  • отчитываться о своей работе в творческой группе на конференции.

За активную работу в ШФО и достигнутые творческие успехи члены объединения могут быть представлены к награждению грамотами, а также поощрены ценными подарками.

Руководящие органы ШФО.

Верховным органом ШФО является общее собрание членов ШФО, которое проводится не реже одного раза в год. Собрание заслушивает и утверждает отчет председателя ШФО или одного из его заместителей, избирает председателя, сопредседателя ШФО.

Председатель и сопредседатель (из числа учеников) НОУ разрешают спорные вопросы при работе различных жюри и являются председателями ученого с

Совет ШФО собирается не реже 1 раз в месяц, планирует, контролирует и направляет научную работу учащихся.

Формы работы физического общества “Камертон”:

  • участие в муниципальных, региональных и всероссийских научно – практических конференциях;
  • организация спецкурсов;
  • участие в очных и заочных физических олимпиадах (олимпиадное движение);
  • подготовка рефератов по истории физических открытий и выступление с ними на уроках и внеурочных мероприятиях;
  • организация устных журналов на уроках о применении и изученных явлений и законов в технике и быту;
  • изготовление и демонстрация самодельных приборов (“Прибор для демонстрации расширения тел от нагревания”, “Прибор для демонстрации стереоскопического эффекта”, “Прибор для демонстрации электролиза” и т.д.);
  • проведение физических викторин и конкурсов “Занимательная физика” с демонстрацией опытов;
  • выпуск физических газет, буклетов по изученным темам школьного курса, обязательно включающих занимательный и дополнительный материал;
  • выпуск бюллетеней “Новости науки” с обзором научной и научно – популярной литературы;
  • разработка и создание учебных компьютерных программ по физике;
  • посещение лекториев по физике, организуемых в вузах города;
  • проведение экскурсий;
  • творческие встречи с учеными – физиками;
  • пополнение летописи “Физики, которые учились в нашей школе”.

Результаты работы ШФО “Камертон”:

В кабинете физики создана творческая мастерская ученических проектов, физических моделей, исследовательских работ и индивидуальных творческих папок учащихся 7-11 классов “Портфолио”, где собраны образцы творческих работ учащихся, материалы для систематизации и обобщения знаний, экспериментальные задания (приложение 2).

Ежегодно учащиеся занимают призовые места на районных (14 призовых мест), зональных и региональных олимпиадах по физике. В 2006 году Ковалева Ксения заняла I место на зональном туре областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике. В 2007 году Чекулаева Яна заняла II место на региональной педагогической олимпиаде по физике, проводимой ОмГПУ. Апанович Евгений прошел обучение в Профориентационной Школе (отделение физики) с результатом 100 из 120 баллов при НОУ Научно-образовательный комплекс “Образование Плюс”. В 2007 году Кошель Никита и Шапорев Константин стали победителями межрегиональной заочной физико – математической олимпиады.

Под руководством учителя физики учащиеся занимаются поисковой деятельностью по изучению экологической ситуации на территории п. Москаленский. На основе собранного материала ученики пишут исследовательские работы. Темы работ связаны с экологией посёлка и антропогенным воздействием человека на окружающую среду. Учащиеся выполняют рефераты, проекты, выступают с ними на НПК, прогнозируют экологическую ситуацию нашего поселения в будущем, намечают пути выхода из сложившейся ситуации. Тематика работ чрезвычайно актуальна и имеет практическое значение для жителей Москаленского поселения. В 2005 году Латыпова Мария ученица, 10 класса, с работой “Загрязнение окружающей среды канцерогенными веществами автотранспорта” стала лауреатом трех областных конференций НОУ: областной краеведческой конференции “Летопись сибирских деревень” - лауреат 2 степени, областной конференции “Юные исследователи окружающей среды” - лауреат 3 степени и XXXVII конференции НОУ “Поиск” - лауреат 2 степени. В 2006 году Мария приняла участие во Всероссийском фестивале научно-исследовательских работ “Портфолио 2006”, организованном Издательским домом “Первое сентября”. Мария награждена дипломом издательства, ее работа размещена на сайте “portfolio.1sept.ru”, так же с содержанием ее работы можно ознакомиться в сборнике фестиваля научно-исследовательских работ и на CD, DVD-дисках. Итогом исследования в области “Экология человека” стала научно-исследовательская работа “Проблемы ветхого жилья в п. Москаленский”. В 2006 году Латыпова Мария стала лауреатом XXXVIII областной конференции НОУ “Поиск”. За активную и успешную научно-исследовательскую работу Латыпова Мария награждена губернаторской премией. В 2007 году Ковалева Ксения, ученица 10 класса, с работой “Обуздание шума - проблема XXI века” стала лауреатом I степени областной конференции “Юные исследователи окружающей среды” и лауреатом XXXIX конференции НОУ “Поиск”. В этом же году Ксения с работой “Шумовое загрязнение среды” становится лауреатом I районного фестиваля семейных, ученических и педагогических проектов в системе образования. В 2005 году Чекулаева Яна, ученица 9 класса, прошла обучение в областной Летней Школе для одаренных детей на секции “Физика” и выступила с докладом “Исследование упругих свойств баскетбольного кольца” на итоговой научно-практической конференции. Работа отмечена свидетельством НОУ “Поиск” “Летняя Академия 2005”. В 2007 году Шенкнехт Ксения становится победителем заочного тура Всероссийской НПК им. Вернадского (приложение 3).