Урок математики в 5-м классе по теме "Основное свойство дроби"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Отработка знаний обыкновенных дробей: сокращение, приведение к общему знаменателю, нахождение части от целого и целого по его части.
  2. Развивать мышление, речь, память, интерес к предмету.
  3. Формировать у учащихся положительную мотивацию учения, чувство ответственности, совершенствовать навыки самостоятельной деятельности.

Оборудование: Компьютеры, мультимедийный проектор

Дидактические материалы:

  1. “Математика.5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Издательство “Легион” 2008г. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.
  2. Компьютерная презентация урока с исторической справкой о происхождении дробей.
  3. CD-ROM: “Математика. 5-11 класс. Дрофа.

Оформление: маршрутный лист, карточки, кроснамбер (числовой кроссворд), работы ребят (задачи-рисунки)

Слайд 1, 2

Вступительное слово: Сегодня мы с вами совершим очередное путешествие в страну знаний. Во время путешествия повторим все что узнали про обыкновенные дроби, встретимся с ещё неизвестным, покажем свои знания. Но чтобы начать наше путешествие нужно удобно устроиться и “мягко” сесть.

1. “Мягкая посадка” Слайд №3

Какую часть составляет от 1метра: 7см, 11см, 53см,9дм?
Какую часть составляет от часа: 3 мин, 13 мин, 27 мин, 10мин?
В чем заключается основное свойство дроби?
Какое преобразование называют сокращение дробей?

В чем заключается преобразование дроби к общему (новому) знаменателю?

Слайд №4

2. Станция “Загадочная”.

Чтобы разгадать спрятавшееся от нас слово, нам придется вспомнить правила.

Как найти часть от целого?

Как найти целое по его части? На слайде после ответов учеников появляется правило. Слайд №5

Первые четыре буквы открываем вместе, выполнив задания слайда №6.

Далее нужны для записей тетради. Число, классная работа.

Выполняют в тетрадях, а один ученик у доски, параллельно открывая буквы.

5) Найти от 84
6) Найти от 60
7) Найти число, если его составляют 45
8) Найти число, если его составляют 36
9) Найти от 14
10) Найти от 60
11) Найти число, если его составляют 28

Итак, слово “КРОСНАМБЕРЫ”. Кроснамберы -это те же кроссворды только с числами. А в переводе с английского –кресточислица. В кроснамберах предметом отгадывания являются математические задачи.

По горизонтали:

А. В автосалоне выставлены 40 автомобилей. 5/8 этих автомобилей были легковые. Сколько было легковых автомобилей?
Б. 20 га земли засеяно кукурузой , что составляет 5/21 всего фермерского хозяйства. Найдите общую площадь земли этого хозяйства?
В. После того как лыжники прошли 7/15 пути, им осталось пройти 48 км. Какова длина маршрута?

По вертикали:

А. В магазин завезли 480 кг яблок. За день было продано 2/5 этого количества. Сколько кг яблок осталось?
В. В школе 640 учащихся, 5/8 которых –мальчики. Сколько в школе мальчиков?

На доске, на плакате нарисован кроснамбер. По мере решения задач, ребята заполняют ответы.

Молодцы!

3. Станция “Историческая” Слайды смотрим, а двое ребят рассказывают.

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.

В Древнем Египте дроби выглядели так: Слайд №7

Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась “асс”. 12-ую долю “асса” называли унцией, а сами дроби - двенадцатиричными.

В древнем Вавилоне предпочитали наоборот-постоянный знаменатель, равный 60-ти. Шестидесятеричными дробями, унаследованными от Вавилона, пользовались греческие и арабские математики и астрономы.

На Руси дроби называли долями, позднее “ломаными числами”. Перед вами названия некоторых дробей.

Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу и не писали дробной черты.

А записывать дроби в точности как сейчас, стали арабы.

4. Станция “Физкультурная”.

Я буду называть и показывать равенства или неравенства. Если верно, то обеими руками тянемся вверх. Если не верно, то присядаем.

Хорошо!

5. Станция “Самостоятельная”.

- Тесты. Начиная со стр.13. В1,В2,В3,В4,В5- решение, выбор ответа, задание №7.

В1: До перерыва шахматисты играли всего времени партии. Сколько часов продолжалась партия, если до перерыва они играли 48 минут?

1) 120;
2) 2;
3) 160;
4) 200.

В2: Озимой пшеницей засеяли всей площади поля. Сколько гектаров земли засели озимой пшеницей, если площадь поля 140 га?

1) 6;
2) 60;
3) 280;
4) 52.

В3: Из сливок получили 14 кг масла, что составляет массы сливок. Сколько килограммов взято сливок?

1) 49;
2) 4,9;
3) 40;
4) 38.

В4: Вини-Пух в гостях у кролика съел 200 г мёда, что составило всего запаса мёда. Сколько граммов мёда заготовил кролик?

1) 16000;
2) 5000;
3) 500;
4) 2500.

В5: В школу завезли новые столы. В кабинет математики поставили 21 стол, что составило всех привезенных столов. Сколько столов привезли в школу?

1) 70;
2) 120;
3) 63;
4) 62.

- Работа на компьютере парами : задания по вариантам типа:

- Основное свойство дроби по вариантам (на каждой парте на маршрутном листе)

1 вариант 2 вариант

1) Сократите дробь.

2) Приведите дробь к знаменателю 36.

3) Сравните дроби.

4) Дополнительное задание.

В первый день мальчик прочитал 32 страницы, во второй день – всей книги, а оставшуюся часть в третий день. Какую часть книги прочитал мальчик в третий день, если в
книге всего 120 страниц?

6. Станция “Заключительная”.

Ребята, а зачем изучать дроби? Может не стоит этим заниматься?

Вы думаете, что дробь это доля, малая часть чего-то, на которую не стоит обращать внимание?

А если бы, строя ваш дом, тот в котором живете,
Архитектор на малую долю ошибся в расчёте,
Чтоб случилось, ты, знаешь ли?
Дом превратился бы в груду развалин.
Ты вступаешь на мост он – надёжен и прочен.
А не будь инженер в чертежах своих точен?
Три десятых – и стены возводятся косо,
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса.
Ошибись только на три десятых аптекарь,
Станет, ядом лекарство, убьёт человека.

Наше путешествие подошло к концу. А кто с каким результатом, узнаем на следующем уроке.

Запишем домашнее задание: Учебник.стр.259. Домашняя контрольная работа №4.

Спасибо за урок ребята! До свидания!