ЦЕЛЬ: Знакомство с устным народным творчеством и промыслами русского народа.
ЗАДАЧИ:
образовательные:
- расширить кругозор детей о промыслах и творчестве русского народа; познакомить с историческими сведениями о народных промыслах.
воспитательные:
- прививать любовь к разным профессиям людей;
- уважение к старшему поколению;
- создание доброжелательной, рабочей атмосферы;
- нравственно-духовное, эстетическое воспитание.
развивающие:
- развивать речь детей, логическое мышление, используя различные задания.
ОБОРУДОВАНИЕ: русские народные костюмы, костюмы для скоморох, виды изделий: сундучки, расписные жостовские подносы, различные вышивки, самотканые изделия (рушники, скатерти), вязаные изделия крючком; самовар, расписные деревянные ложки, скатерть с вышивкой, короб для коробейника, платок для игры, свистульки, колокольчик.
Мультимедийная установка, аудио записи для песни, частушек, значки (бейджики).
Классная комната – старинная изба: на заднем плане – макет печи, около нее – стол, накрытый скатертью, на котором находятся самовар, лежат расписные ложки, расставлены сундучки, жостовские подносы. На стенах класса – вышитые, вязаны изделия.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(выбегает первый скоморох)
1 ск.
Внимание! Жители ближние и дальние!
Гости желанные!
Праздник начинается,
Сюда все приглашаются!
(входят дети в русских сарафанах и второй скоморох)
2 ск.
Собирайся, народ! Становись в хоровод!
Без толчеи, без запинки,
Вас сегодня ожидает
“Веселись, детвора, сегодня праздник у двора!”
1 ск.
А праздник? Что такое?
Не слыхал народ честной.
Это русское родное
Старины обряд простой!
2 ск.
Вы не слышали, друзья?
Что ж, придется показать
И, конечно, рассказать!
Учитель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Веселья Вам да радости!
Давно мы Вас ждем – поджидаем,
Праздник без Вас не начинаем!
(встречает всех гостей с караваем)
Припасли мы Вам забавушек на всякий вкус.
Кому – частушку, кому – песню, а кому – правду!
Удобно ли Вам, гости дорогие!
Всем ли слышно?
Всем ли видно?
Всем ли место хватило?
Ну тогда начнем наш праздник.
А праздник наш необычный, называется он “Веселись, детвора, сегодня праздник у двора!”
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с русским народным творчеством и промыслами русского народа.
Ребята, обратите внимание, сколько гостей пришло на наш праздник. Это … (представление всех гостей).
(звучит музыка “Коробейники”. Появляется коробейник)
Коробейник:
Солнце яркое встает.
Я спешу на праздник к вам, народ.
Видите сколько у меня в коробе товара!
Выбирай, да не спеши,
Что угодно для души.
Вот бублики пухлые, сувениры, конфеты.
А кому пряники мятные, пряники печатные, с повидлом, с маком да с таком!
1 ск. Сколько просишь, купец, за товар? 4 слайд
2 ск.
Может, шапку серебра?
Или шапку репья?
Коробейник:
Скоморохи, вы шуты!
Все бы вам кривляться, все бы забавляться!
А товар мой стоит мало:
Стих и песню позвончей
Или пляску побойчей.
1 ск.
Это мы пожалуйста,
Но одним нам ведь не справиться!
Учитель:
Что ж, ребята, нам не в стать
Скоморох в беде бросать.
Поможем скоморохам? (да)
Тогда слушайте внимательно.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть? (спрашивает 1 ск.)
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская (матрешка)
(звучит музыка, девочки танцуют танец “Матрешек”)
Учитель:
Эй, девчушки-хохотушки,
Идемте петь частушки!
Учитель: - Молодцы! Вот вам за танец значки. (прикрепляет)
1 ск.
Эй, ребята, встанем в круг,
Дай же руку другу друг.
Скоморошина зовет
Нас в веселый хоровод!
(дети встают в круг и начинается игра “Горелки”. Девочка считает детей и выбирает играков: девочку и мальчика. Мальчику завязывают глаза платком, а девочка с колокольчиком, свеня убегает от водящего. Мальчик пытается поймать девочку. Все дети в хороводе подсказывают, произнося “Горячо!”, если мальчик близко, “Холодно!”, если далеко).
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять.
Тебе водить, а мне играть.
Игра заканчивается, девочка отдает колокольчик учителю. Учитель звонит в колокольчик и привлекает внимание детей.
Учитель:
Эй, девчонки и мальчишки!
Поглядите-ка сюда!
Всех приглашаем, кто знаком и нет с народным русским ремеслом. (дети подходят)
- А знаете, ребята, что раньше длинными, зимними вечерами наши дедушки и бабушки не только пели и веселились, но и занимались разными интересными делами.
Женщины вышивали, вязали, пряли и ткали. Посмотрите, какие великолепные изделия на нашей выставке. (показ)
Веди, заливистый звонок,
В другой затейный уголок.
(учитель звонит в колокольчик и приглашает детей к другой выставке)
- А мужчины чем же занимались? (ответы детей) Верно!
Они изготавливали различные изделия из дерева, лозы и из других материалов. На нашей выставке – ложки, солонки, подносы, свистульки для ребят.
- А это что за изделие, узнали? (лапти)
Давайте поиграем и лапти с собой возьмем.
Скоморохи предлагают игру. Вам необходимо подпрыгнуть, так высоко, чтобы достать лапоть.
2 ск.
А сейчас мы предлагаем вам игру, –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка встаньте, силачи, в потешный ряд!
(игра “Лапти”. На “Y” образную опору вешают лапти, кто подпрыгнет и достанет, а лучше снимет, тот выиграет эти лапти)
(скоморохи выбирают 3-4 мальчика)
Коробейник:
Да! Хороши беседы, песня, рукоделье.
Только что за посиделки без наших частушек!
1 ск. Да частушки нынче ведь не моде!
Учитель:
Кто сказал, частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде, если любят их в народе?
(девочки выходят и исполняют частушки)
1 дев.:
Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем,
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем!
2 дев.:
Не хотела я плясать
Стояла и стеснялась,
А гармошка заиграла
Я не удержалась!
3 дев.:
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки!
4 дев.:
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулась назад:
Сапоги мои лежат!
Учитель:
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки!
(показывает на девочек).
Коробейник:
Вот это совсем другое дело!
Ну что ж уже пора.
Обещанное я готов сдержать в слове.
Но вот беда.
Есть пряник у меня печатный, сладкий.
Огромен он как колесо,
Но ведь не знаю, чье оно?
Я б хотел его отдать тому, кто потешил нас лучше всех.
1-2 ск.: Нам, мы лучше всех веселились. (дети перешептываются)
Девочка встает и говорит:
- А угости этим пряником всех ребят и гостей. Все пели и плясали, слушали и переживали одинаково весело и задорно.
Коробейник:
Вот умница, вот это да.
Хороши твои слова.
Вот держи и всех угости.
(девочка забирает “пряник”, проходит и ставит его на стол)
Но это ведь не все.
Полный короб сегодня сладостей для вас. (идет и раздает, скоморохи помогают, дети перешептываются)
(Ребята подходят к учителю и вместе исполняют песню “Пряники русские” В. Купревича)
Ребята читают стихи (каждый по строчке)
Эх, сторонушка, родная,
Дорогая сторона.
Здесь повсюду нас встречает
Русская старина!Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
О старинном нашем крае
Песню звонкую поем.Приезжайте в гости к нам,
Очень рады мы гостям.
Мы вас чаем угостим,
С нами в пляску пригласим.
Учитель:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы : “До свиданье!” (все вместе)
До счастливых новых встреч! (поклон)
Жить нам вместе лет до двести! (все вместе)
ИТОГ:
- Ребята! Посмотрите, у каждого из вас появились
значки. Значит, все сегодня активно принимали
участие.
- Понравилось вам наше мероприятие?
- Это только начало знакомства с промыслами и творчеством русского народа. Мы будем готовить с вами мероприятия к разным праздникам. Проведем праздники, посвященные Новому году, Рождеству, Масленице!
ЛИТЕРАТУРА:
- Тематические программы, сценарии. А.Розенфельд. М.- 1995г.
- Начальная школа. №2, 2004г. “Фольклорный праздник” С.Б.Козлова.
- Современные праздники в начальной школе. С.Н.Подгорная, О.В.Перекатьева. Издательский центр “МарТ”, М. – Ростов – на Дону 2004г.
- Уроки в начальной школе. М. – “Начальная школа” - 2004г.
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. Е.Н.Арсенина, Л.Б.Кислова. Издательство “Учитель” Волгоград.