Цели урока:
- Сформировать умение учащихся в определении вида односоставных предложений, в нахождении их в составе сложных предложений, чтобы добиться осознанной постановки знаков препинания.
- Развивать у школьников умение находить и сравнивать грамматические основы разного вида предложений.
- Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность и собранность при решении пунктуационных задач.
Ход урока
I. Морфологическая разминка
Задание: узнать предложенные морфемы, определить их принадлежность части речи и сделать вывод, в каком из односоставных предложений они могут быть.
-ться, -ешь, -или, -лось, -у, -ются, -ите, -чь, -ят, -еть
II. Грамматический рассказ
Задание (для одного учащегося): составить план-схему грамматического рассказа о всех видах предложений по наличию главных членов
III. Работа в группах с предложенными текстами (для остальных)
Группа среднего уровня знаний работает с текстом на карточках.
Задание: определить виды предложений по наличию главных членов, найти полные и неполные предложения, выписать сложное предложение, в составе которого есть односоставное безличное.
Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как они хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы люди ходили по золотому ковру.
Группа высокого уровня знаний работает с текстом, воспроизведенным с помощью ИКТ, одновременно обучающийся читает текст наизусть.
ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ХОРОШЕГО
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию?
Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным теплом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Л. Татьяничева
Задание: определить виды предложений по наличию главных членов, найти полные и неполные предложения, преобразовать неполные предложения в полные.
IV. Проверка
1. Составление плана-схемы проверяется экспертом-обучающимся. Задача эксперта – составить грамматический рассказ по данному плану ответа. Если ответ будет полным, точным, ученик с работой справился.
2. После грамматического рассказа обучающиеся приводят в систему свои знания о двусоставных, односоставных, полных и неполных предложениях и продолжают работу с текстами, оформляя свои ответы в виде теста на отдельных карточках, сдают на проверку учителю.
V. Развитие творческих способностей обучающихся
Вы познакомились с текстами художественного стиля, в которых употребляются разные виды предложений. Предлагаем на ваш суд творческую работу особого рода, выполненную вашей одноклассницей Власовой О.
Задание: прослушать работу и определить ее особенность.
Первое свидание.
Весна. Теплый вечер. Стук в дверь. Курьер. Загадочное письмо. Приглашение на свидание. Таинственный поклонник. Волнение. Страх. Переживание.
Любимое платье. Необыкновенная прическа. Скромный макияж.
Встреча! Алая роза. Приятное знакомство. Молчание. Тихая музыка. Медленный танец. Рука в руке. Дрожащий голос. Сильное биение сердца. Прощание. Бессонная ночь.
VI. Итоги урока
По указанным в морфологической разминке морфемам, используя тексты, с которыми работали на уроке, составить словарный диктант.
VII. Домашнее задание
Выполнить творческую работу, используя только односоставные определенно-личные предложения.